Любовь в лирике Анны Ахматовой
«Песня последней встречи»
Анна Ахматова
Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней, А я знала — их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой». Я ответила: «Милый, милый — И я тоже. Умру с тобой!»
Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем
Анализ стихотворения «Песня последней встречи»
История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».
Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.
Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым.
Жанр – элегия.
Основная мысль -настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.
Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».
Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».
В центре произведения лирическая героиня. Она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.
Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри. Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.
Сжала руки под тёмной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот… Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Всё, что было. Уйдешь, я умру.» Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру».
История создания – было написано в 1911 г. (ранний период творчества), когда поэт соединила себя узами брака с Н. Гумилевым.
Тема стихотворения – разрыв отношений влюбленных людей. Идея - нужно беречь свои чувства, ведь любое неосторожное слово или глупый поступок может разрушить то, что строилось годами. Композиция – Произведение условно можно разделить на 2 части: рассказ женщины о том, что она чувствовала, когда наблюдала за уходом любимого и лаконичное воспроизведение последних минут расставания.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «я терпкой печалью напоила его допьяна», «искривился мучительно рот»,
Эпитеты – «темная вуаль», «ты сегодня бледна».
Стихотворение появилось, когда поэтесса уже была замужем за Гумилёвым .Однако оно не было посвящено мужу. Ахматова признавалась, что никогда не любила его по-настоящему и вышла замуж лишь из жалости к его страданиям. При этом она свято хранила супружескую верность и не имела романов на стороне. Таким образом, произведение стало выражением внутреннего любовного томления поэтессы, не нашедшего своего выражения в реальной жизни.
В основе сюжета лежит банальная ссора между влюбленными. Причина ссоры не указана, известны лишь ее горькие последствия. Героиня потрясена случившимся настолько, что ее бледность заметна окружающим. Ахматова подчеркивает эту нездоровую бледность в сочетании с «черной вуалью».
Мужчина находится не в лучшем положении. Героиня косвенным образом указывает, что она была причиной ссоры: «напоила его допьяна». Она не может изгнать из памяти образ любимого человека. Она не ожидала такого сильного проявления чувств от мужчины («искривился мучительно рот»). В порыве жалости она была готова признать все свои ошибки и достигнуть примирения. Героиня сама делает первый шаг навстречу. Она догоняет любимого человека и пытается убедить его считать ее слова шуткой. В выкрике «Я умру!» нет никакого пафоса и хорошо продуманной позы. Это выражение искренних чувств героини, раскаивающейся в своем поступке.
Однако мужчина уже взял себя в руки и принял решение. Несмотря на бушующий в душе пожар он спокойно улыбается и произносит холодную равнодушную фразу: «Не стой на ветру». Это ледяное спокойствие страшнее, чем грубость и угрозы. Она не оставляет ни малейшей надежды на примирение.
В произведении «Сжала руки под черной вуалью» Ахматова показывает хрупкость любви, которая может быть разбита из-за одного неосторожного слова. Также она изображает слабость женщины и ее непостоянный характер. Мужчины, в представлении поэтессы, очень ранимы, но их воля значительно сильнее женской. Принятое мужчиной решение уже невозможно изменить.
Подведение итогов урока .
Что открыли для себя на уроке?
Какие выводы сделали?
Для стихотворений
Домашнее задание
Домашнее задание:
1. Приготовить выразительное чтение стихотворения. – «3»
2. Выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой – «3» - «4»
3. Написать сочинение «Любовь в лирике А.Ахматовой