Ход урока. I Организационный момент. Мотивация. - Задачи этапа: стимулировать познавательную активность учащихся, привлечь внимание к теме урока. Актуализация ранее полученных знаний, которые помогут более эффективному усвоению материала Приветствие учащихся, настрой их на дальнейшую работу. Просмотр видеоролика(Правда или ложь). С использованием сигнальных карт. Давайте вспомним: Логика — это наука о формах и способах мышления. Это учение о способах рассуждений и доказательств. Как мы с вами общаемся? Что является единицей общения? (предложение). Говорю предложение: У кошки 4 лапы. Что это за предложение по цели высказывания? Высказывание — это формулировка своего понимания окружающего мира. Высказывание является повествовательным предложением, в котором что-либо утверждается или отрицается. По поводу высказывания можно сказать, истинно оно или ложно. Истинным будет высказывание, в котором связь понятий правильно отражает свойства и отношения реальных вещей. Ложным высказывание будет в том случае, когда оно противоречит реальной действительности. (дать подумать о понятиях) А что вы скажите в этом случае? Высказывание ли это? Истинно оно или ложно? «Летом Петя поедет в деревню и, если будет хорошая погода, то он пойдет на рыбалку» F = A& (B+C). Давайте выделим опорные слова, которые уже прозвучали на уроке. (Выношу слова на доску) Логика, выражения. II. Выход на тему урока и постановка учебной задачи. Обсуждение темы урока. Итак, тема нашего урока логические операции и выражения. (Запись темы урока) Поставим задачи на урок. Попробуйте продолжить предложения. 1) Выяснить …… 2) Научиться….. Записать учебную задачу на доску. Планирование: учитель, решение задач, самопроверка. III. Реализация плана урока. Записи ведутся в опорном конспекте. Определите, какие из следующих выражений являются высказываниями, истинны они или ложны: Здравствуйте! Все роботы являются машинами. (Истина) Кто отсутствует? Выразите 1 ч 15 мин в секундах. А – первая буква в алфавите. (Истина) 4 + 5=10. (ЛОЖЬ) Число 6 – четное. (Истина) Число 6 – не четное. (ЛОЖЬ) Заполнить карточки самооценки поставив 0 или 1. (обратить внимание на последние два высказывания и определить логическую операцию - отрицание) 2. Логические выражения и операции Логическая переменная — это простое высказывание, содержащее только одну мысль. Ее символическое обозначение — латинская буква. Значением логической переменной могут быть только константы ИСТИНА и ЛОЖЬ (1 и 0). Рассмотрим сегодня три логические операции. 1. Отрицание или инверсия – добавляется частица НЕ или слова НЕВЕРНО,ЧТО, обозначается символом ¬ , ¯, NOT Пусть A – Сейчас на дворе весна. ¬A - Сейчас на дворе не весна. Таблица истинности: Вывод: если исходное выражение истинно, то результат его отрицания будет ложным, и наоборот, если исходное выражение ложно, то оно будет истинным. Заполнить карточки самооценки поставив 0 или 1. 2. Конъюнкция( логическое умножение) – соединение двух логических выражений (высказываний ) с помощью союза И. Обозначается символами & , , *, AND Обозначим A принтер служит для вывода информации , B – клавиатура служит для ввода информации. A&B Таблица истинности: A | B | A^B | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | Вывод: логическая операция «конъюнкция» истинна тогда и только тогда, когда оба логических выражения истинны. Заполнить карточки самооценки поставив 0 или 1. 3. Дизъюнкция (логическое сложение) – соединение двух логических высказываний с помощью союза ИЛИ. обозначается значком V, +, | , OR. Обозначим через A 2*2=4, B – 3*3=9. AVB - Летом я поеду в лагерь или поеду к бабушке. Таблица истинности: A | B | AVB | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | Вывод: Логическая операция «конъюнкция» ложна тогда и только тогда, когда оба простых высказывания ложны, в противном случае она истинна. Заполнить карточки самооценки поставив 0 или 1. Пример Для какого из приведённых значений числа X ложно высказывание: НЕ (X ИЛИ (X 1) 7 2) 6 3) 5 4) 4 Пояснение. Логическое «ИЛИ» ложно только тогда, когда ложны оба высказывания. Запишем выражение в виде (X = 6) ИЛИ (X и проверим все варианты ответа. 1) Истинно, поскольку истинно первое высказывание: 7 больше 6. 2) Истинно, поскольку истинно первое высказывание: 6 не меньше 6. 3) Ложно, поскольку ложны оба высказывания: 5 не больше 6 и 5 не меньше 5. 4) Истинно, поскольку истинно второе высказывание: 4 меньше 5. Правильный ответ указан под номером 3. IV. Первичное закрепление изученного материала. Деление класса на группы. 3-5 человек. Раздача инструкций (1.Прочитать задание, 2. Распределить роли: Распределение ролей: главный, выступающий, белый критик – ищет только хорошее, черный критик – ищет только неправильное, 3.Выполнить задание. 4.Выступить. 5.Выслушать выступление других групп и прокомментировать критикам. Задание 1. Для какого из приведённых значений числа X истинно высказывание: (X И НЕ (X ? 1) 5 2) 6 3) 7 4) 8 Задание 2. Для какого из приведённых имён ложно высказывание: НЕ (Первая буква гласная) ИЛИ НЕ (Последняя буква согласная)? 1) Арина 2) Владимир 3) Раиса 4) Ярослав Задание 3. Для какого из приведённых имён истинно высказывание: НЕ((Первая буква согласная) ИЛИ (Последняя буква гласная))? 1) Иван 2) Семён 3) Никита 4) Михаил Задание 4. В таблице приведены запросы к поисковому серверу. Для каждого запроса указан его код — соответствующая буква от А до Г. Расположите коды запросов слева направо в порядке возрастания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу. По всем запросам было найдено разное количество страниц. Для обозначения логической операции «ИЛИ» в запросе используется символ «|», а для логической операции «И» — «&»: Код | Запрос | А | Лебедь | Рак | Щука | Б | Лебедь & Рак | В | Лебедь & Рак & Щука | Г | Лебедь | Рак | ВБГА Проверка заданий у доски каждая группа по 1 заданию. Заполнить карточки самооценки поставив 0 или 1. Группе которая выполнила задание быстрее всех выдается дополнительное задание. VI. Рефлексия. Коррекция. Фронтальная беседа с учащимися по теме урока. Давайте вернемся к нашему предложению «Летом Петя поедет в деревню и, если будет хорошая погода, то он пойдет на рыбалку» F = A& (B+C) И попробуем теперь сказать высказывание ли это? Истинно оно или ложно? Возвращаемся на планирование. Выполнена ли учебная задача? Коррекция. Посмотрите листы самооценки. Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Сбор листов самооценки. VII. Домашнее задание А какое будет домашнее задание? На карточках и сетевом городе. Уровень знания: выучить основные определения, знать обозначения. Уровень понимания: Из двух простых высказываний постройте сложное высказывание, используя логические связки «И», «ИЛИ». Запишите логические высказывания с помощью логических операций и определите их истинность. 1.Андрей старше Светы. Наташа старше Светы. 2.Один десятый класс идет на экскурсию в музей. Второй десятый класс идет в театр. 3.На полке стоят учебники. На полке стоят справочники. 4. Часть детей - девочки. Остальные - мальчики.
Уровень применения: приведите примеры составных высказываний из приведенных ниже школьных предметов и запишите их с помощью логических операций: 1)биология; 5) литература; 2)география; 6) математика; 3)информатика; 7) русского языка. 4)история. |