СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логопедическое обследование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое обследование»

Логопедическое обследование детей с ОНР  Подготовила студентка 4 курса психолого-педагогического факультета ГГТУ по направлению подготовки «Специальное(дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» Толченова Е.М.

Логопедическое обследование детей с ОНР

Подготовила студентка 4 курса

психолого-педагогического факультета

ГГТУ по направлению подготовки

«Специальное(дефектологическое) образование»

профиль «Логопедия»

Толченова Е.М.

Характеристика детей с ОНР Дети с нарушениями ОНР – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны: -Речь ребенка недостаточно фонетически оформлена; -Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли. -Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; -Речь детей с ОНР малопонятна; -Бедность словарного запаса; -Нарушение темпа и плавности речи; -Дети с ОНР имеют плохую координацию, сниженную двигательную память и внимание; -Неполноценность звуковой, лексической, грамматической сторон речи; -Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.

Характеристика детей с ОНР

Дети с нарушениями ОНР – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны:

-Речь ребенка недостаточно фонетически оформлена;

-Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли.

-Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

-Речь детей с ОНР малопонятна;

-Бедность словарного запаса;

-Нарушение темпа и плавности речи;

-Дети с ОНР имеют плохую координацию, сниженную двигательную память и внимание;

-Неполноценность звуковой, лексической, грамматической сторон речи;

-Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.

Обследование детей с ОНР Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро установить хороший контакт с ребенком. Беседа с ребенком является одним из основных приёмов обследования речи. Цель беседы -выявить общий кругозор ребенка и возможности связных высказываний; наблюдать за поведением обследуемого.  В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически .  Во время беседы необходимо фиксировать и состояние слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспрашивает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом.

Обследование детей с ОНР

  • Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро установить хороший контакт с ребенком.
  • Беседа с ребенком является одним из основных приёмов обследования речи. Цель беседы -выявить общий кругозор ребенка и возможности связных высказываний; наблюдать за поведением обследуемого.
  • В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически .
  • Во время беседы необходимо фиксировать и состояние слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспрашивает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом.
Обследование фонематического восприятия  С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:  Узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);  Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);  Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной, с изменением согласной ,запоминание звуковых рядов.  Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)  Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу . Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия.

Обследование фонематического восприятия

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

Узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной, с изменением согласной ,запоминание звуковых рядов.

Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу . Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия.

Обследование моторных функций Значительная часть дошкольников с общим нарушением речи имеют плохую координацию, дети выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку, имеют повышенную двигательную истощаемость, сниженную двигательную память и внимание. Имеется отставание и в развитии мелкой моторики рук. Затруднена координация движений (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т.д.). Оценивается точность воспроизведения задания по пространственно-временным параметрам Логопед обращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, походку, навыки самообслуживания.

Обследование моторных функций

  • Значительная часть дошкольников с общим нарушением речи имеют плохую координацию, дети выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку, имеют повышенную двигательную истощаемость, сниженную двигательную память и внимание.
  • Имеется отставание и в развитии мелкой моторики рук. Затруднена координация движений (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т.д.).
  • Оценивается точность воспроизведения задания по пространственно-временным параметрам
  • Логопед обращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, походку, навыки самообслуживания.

Обследование словаря ребенка Логопед сначала обследует активный, а затем пассивный словарь ребенка  выясняет понимание слов путем представления вопросов, уточнения смысла слов и их обобщения. Выполняет ребенок названные действия(нарисуй цветок-раскрась цветок)  Рисунки, которые ребенок не смог назвать, берутся логопедом на заметку, а потом демонстрируются снова (для проверки пассивного словаря) с просьбой показать тот или иной предмет, выполняемое действие ( Покажи кто рисует? Кто поет? и т.д.) Объединение предметов в обобщающую группу(как можно одним словом назвать ромашка, роза, тюльпан?)

Обследование словаря ребенка

  • Логопед сначала обследует активный, а затем пассивный словарь ребенка
  • выясняет понимание слов путем представления вопросов, уточнения смысла слов и их обобщения.
  • Выполняет ребенок названные действия(нарисуй цветок-раскрась цветок)
  • Рисунки, которые ребенок не смог назвать, берутся логопедом на заметку, а потом демонстрируются снова (для проверки пассивного словаря) с просьбой показать тот или иной предмет, выполняемое действие ( Покажи кто рисует? Кто поет? и т.д.)
  • Объединение предметов в обобщающую группу(как можно одним словом назвать ромашка, роза, тюльпан?)

Обследование грамматического строя речи Логопед обращает внимание:  Удается ли ребенку описать содержание сюжетных рисунков в форме повествовательного вещания или путем перечисления отдельных предметов, изображенных на рисунке, без описания действий и качеств, какие предложения - простые или распространены - использует ребенок, части речи при этом использует и каково их грамматическое оформление, правильно употребляет предлоги. Для более детального обследования грамматических категорий логопедом может быть подобран речевой материал (в рисунках и задачах) для проверки: 1.Употребление и понимание предлогов; 2.Умение определять род существительных и местоимений; 3.Умение изменять существительные во множественном числе;

Обследование грамматического строя речи

Логопед обращает внимание:

Удается ли ребенку описать содержание сюжетных рисунков в форме повествовательного вещания или путем перечисления отдельных предметов, изображенных на рисунке, без описания действий и качеств, какие предложения - простые или распространены - использует ребенок, части речи при этом использует и каково их грамматическое оформление, правильно употребляет предлоги.

Для более детального обследования грамматических категорий логопедом может быть подобран речевой материал (в рисунках и задачах) для проверки:

1.Употребление и понимание предлогов;

2.Умение определять род существительных и местоимений;

3.Умение изменять существительные во множественном числе;

4.Умение согласовывать числительные с существительными; 5.Умение склонять существительные и прилагательные; 6.Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе; 7.Умение склонять глаголы в лицах и числах; 8.Умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и префиксов.

4.Умение согласовывать числительные с существительными;

5.Умение склонять существительные и прилагательные;

6.Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;

7.Умение склонять глаголы в лицах и числах;

8.Умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и префиксов.

Обследование артикуляционного аппарата

  • Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
  • Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
  • Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
  • Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
  • Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
  • Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
  • Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
  • Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
  • Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
  • Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
  • Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
  • Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
  • Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
  • Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
  • Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
  • Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
  • Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
  • Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
  • Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
  • Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
  • Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
  • Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
  • Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
  • Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
  • Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
  • Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
  • Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
Организация бесед с родителями Логопед узнает о формировании речи ребенка: - когда появились в речи ребенка гуление, лепет, отдельные сознательно произнесенные слова, как увеличивался запас слов; когда ребенок стал активно пользоваться фразами; -не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то в каком возрасте, -по какой причине, как долго ребенок не говорил, как восстанавливалась речь, достигла ли первоначального уровня);

Организация бесед с родителями

  • Логопед узнает о формировании речи ребенка:
  • - когда появились в речи ребенка гуление, лепет, отдельные сознательно произнесенные слова, как увеличивался запас слов; когда ребенок стал активно пользоваться фразами;
  • -не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то в каком возрасте,
  • -по какой причине, как долго ребенок не говорил, как восстанавливалась речь, достигла ли первоначального уровня);
- какое внимание уделялось развитию речи со стороны взрослых, форсировалось ли речевое развитие или протекало стихийно; - в каком речевом окружении воспитывается ребенок в настоящее время, -благоприятные или неблагоприятные условия двуязычие в семье, низкий уровень речевого развития взрослых, воспитание в закрытых дошкольных учреждениях, -диалектное произношение, темп речи окружающих, контакт с заикающимися родственниками или культурная среда.

- какое внимание уделялось развитию речи со стороны взрослых, форсировалось ли речевое развитие или протекало стихийно;

- в каком речевом окружении воспитывается ребенок в настоящее время,

-благоприятные или неблагоприятные условия двуязычие в семье, низкий уровень речевого развития взрослых, воспитание в закрытых дошкольных учреждениях,

-диалектное произношение, темп речи окружающих, контакт с заикающимися родственниками или культурная среда.

Обследование звукопроизношения Ребенку предлагаются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Логопед должен отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах (имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов) Ребенку предлагается предложить произнести подряд несколько фраз, в которых, бы возможно чаше повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки.

Обследование звукопроизношения

Ребенку предлагаются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине

слова и в сочетании с согласным.

Логопед должен отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах (имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов)

Ребенку предлагается

предложить произнести подряд несколько фраз, в которых, бы возможно чаше повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки.

Анализ результатов логопедического обследования После комплексного обследования все результаты обобщаются в виде логопедического заключения, где выявляется уровень речевого развития и форма речевой аномалии. Логопедические заключения могут быть: -ОНР третьего уровня с дизартрией; -ОНР второго уровня с алалией; -ОНР второго- третьего уровня у ребенка с открытой ринолалией и т.п.  Логопедическое заключение позволяет судить о состоянии речи ребенка и направляет на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных речевой аномалией. Это требуется для организации правильного подхода на фронтальных и подгрупповых занятиях

Анализ результатов логопедического обследования

  • После комплексного обследования все результаты обобщаются в виде логопедического заключения, где выявляется уровень речевого развития и форма речевой аномалии. Логопедические заключения могут быть:
  • -ОНР третьего уровня с дизартрией;
  • -ОНР второго уровня с алалией;
  • -ОНР второго- третьего уровня у ребенка с открытой ринолалией и т.п.
  • Логопедическое заключение позволяет судить о состоянии речи ребенка и направляет на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных речевой аномалией. Это требуется для организации правильного подхода на фронтальных и подгрупповых занятиях
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!