Логопедическое обследование детей с ОНР
Подготовила студентка 4 курса
психолого-педагогического факультета
ГГТУ по направлению подготовки
«Специальное(дефектологическое) образование»
профиль «Логопедия»
Толченова Е.М.
Характеристика детей с ОНР
Дети с нарушениями ОНР – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны:
-Речь ребенка недостаточно фонетически оформлена;
-Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли.
-Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
-Речь детей с ОНР малопонятна;
-Бедность словарного запаса;
-Нарушение темпа и плавности речи;
-Дети с ОНР имеют плохую координацию, сниженную двигательную память и внимание;
-Неполноценность звуковой, лексической, грамматической сторон речи;
-Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии.
Обследование детей с ОНР
- Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно быстро установить хороший контакт с ребенком.
- Беседа с ребенком является одним из основных приёмов обследования речи. Цель беседы -выявить общий кругозор ребенка и возможности связных высказываний; наблюдать за поведением обследуемого.
- В ходе беседы логопед отмечает, какими ответами пользуется ребенок, односложными или фразовыми, насколько они развернуты, правильны ли по содержанию, как оформляет отдельные слова и предложения грамматически и фонетически .
- Во время беседы необходимо фиксировать и состояние слуха ребенка: хорошо ли слышит вопросы, не переспрашивает ли. С этой целью вопросы задаются голосом обычной разговорной громкости и шепотом.
Обследование фонематического восприятия
С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:
Узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);
Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);
Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной, с изменением согласной ,запоминание звуковых рядов.
Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)
Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу . Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия.
Обследование моторных функций
- Значительная часть дошкольников с общим нарушением речи имеют плохую координацию, дети выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку, имеют повышенную двигательную истощаемость, сниженную двигательную память и внимание.
- Имеется отставание и в развитии мелкой моторики рук. Затруднена координация движений (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков и т.д.).
- Оценивается точность воспроизведения задания по пространственно-временным параметрам
- Логопед обращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, походку, навыки самообслуживания.
Обследование словаря ребенка
- Логопед сначала обследует активный, а затем пассивный словарь ребенка
- выясняет понимание слов путем представления вопросов, уточнения смысла слов и их обобщения.
- Выполняет ребенок названные действия(нарисуй цветок-раскрась цветок)
- Рисунки, которые ребенок не смог назвать, берутся логопедом на заметку, а потом демонстрируются снова (для проверки пассивного словаря) с просьбой показать тот или иной предмет, выполняемое действие ( Покажи кто рисует? Кто поет? и т.д.)
- Объединение предметов в обобщающую группу(как можно одним словом назвать ромашка, роза, тюльпан?)
Обследование грамматического строя речи
Логопед обращает внимание:
Удается ли ребенку описать содержание сюжетных рисунков в форме повествовательного вещания или путем перечисления отдельных предметов, изображенных на рисунке, без описания действий и качеств, какие предложения - простые или распространены - использует ребенок, части речи при этом использует и каково их грамматическое оформление, правильно употребляет предлоги.
Для более детального обследования грамматических категорий логопедом может быть подобран речевой материал (в рисунках и задачах) для проверки:
1.Употребление и понимание предлогов;
2.Умение определять род существительных и местоимений;
3.Умение изменять существительные во множественном числе;
4.Умение согласовывать числительные с существительными;
5.Умение склонять существительные и прилагательные;
6.Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе;
7.Умение склонять глаголы в лицах и числах;
8.Умение образовывать новые слова с помощью суффиксов и префиксов.
Обследование артикуляционного аппарата
- Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
- Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
- Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
- Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
- Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
- Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
- Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
- Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
- Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба.
- Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
- Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
- Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
- Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
- Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
- Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
- Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
- Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
- Проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата(ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию)
- Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
- Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
- Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
- Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
- Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
- Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
- Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
- Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
- Логопед отмечает свободу и быстроту движений органов артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко осуществляется переход от одного движения к другому.
Организация бесед с родителями
- Логопед узнает о формировании речи ребенка:
- - когда появились в речи ребенка гуление, лепет, отдельные сознательно произнесенные слова, как увеличивался запас слов; когда ребенок стал активно пользоваться фразами;
- -не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то в каком возрасте,
- -по какой причине, как долго ребенок не говорил, как восстанавливалась речь, достигла ли первоначального уровня);
- какое внимание уделялось развитию речи со стороны взрослых, форсировалось ли речевое развитие или протекало стихийно;
- в каком речевом окружении воспитывается ребенок в настоящее время,
-благоприятные или неблагоприятные условия двуязычие в семье, низкий уровень речевого развития взрослых, воспитание в закрытых дошкольных учреждениях,
-диалектное произношение, темп речи окружающих, контакт с заикающимися родственниками или культурная среда.
Обследование звукопроизношения
Ребенку предлагаются для называния картинки, где изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине
слова и в сочетании с согласным.
Логопед должен отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах (имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов)
Ребенку предлагается
предложить произнести подряд несколько фраз, в которых, бы возможно чаше повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки.
Анализ результатов логопедического обследования
- После комплексного обследования все результаты обобщаются в виде логопедического заключения, где выявляется уровень речевого развития и форма речевой аномалии. Логопедические заключения могут быть:
- -ОНР третьего уровня с дизартрией;
- -ОНР второго уровня с алалией;
- -ОНР второго- третьего уровня у ребенка с открытой ринолалией и т.п.
- Логопедическое заключение позволяет судить о состоянии речи ребенка и направляет на преодоление специфических трудностей ребенка, обусловленных речевой аномалией. Это требуется для организации правильного подхода на фронтальных и подгрупповых занятиях
Спасибо за внимание!