Логопедическое представление
на обучающегося
Фамилия, имя, отчество обучающегося __________________________________
_______________________________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________
Речевое окружение (недостатки речи у взрослых членов семьи и социальные условия.)_______________________________________________________________
речевая среда без особенностей;
двуязычие в семье;
у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);
ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;
не уделяется достаточного внимания внешнему виду;
недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (не опрятно одет, небрежно одевается);
Устная речь:
фонематическое восприятие
нарушения в звукобуквенном анализе, вследствие недостаточной сформированности операций мышления (анализ и синтез);
дифференциация звуков (не нарушена, неустойчивый навык, единичные или множественные ошибки, невозможность выполнения заданий);
правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки или неустойчивый навык слуховой дифференциации (показ картинок – кот – кит, крыша – крыса).
при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные (множественные) ошибки;
затрудняется в определении или правильно определяет количество и последовательность слов в предложениях (с союзами и предлогами).
способность выделить звук на фоне слова сформирована, определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове, первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки, допускает ошибки при определении звука в середине, в конце слова.
способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована, допускал многочисленные ошибки (в слове коза звук «з» слышится перед звуком «к»)
наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
фонематический синтез сформирован. правильно воспроизводит слова из последовательного названия звуков (р-у-к-а, с-т-а-к-а-н, п-а-с-т-а, в-о-р-о-н-а).
фонематические представления сформированы достаточно, недостаточно, не сформированы; придумывает слова на заданные звуки, отобрал картинки, в названии которых 5 звуков (сделал единичные ошибки в задании на придумывание слов от 5 звуков).
звукопроизношение Мономорфное нарушение звукопроизношения: велярный ротацизм, боковой сигматизм свистящих (шипящих), увулярный ротацизм.
Звукопроизношение не нарушено.
Полиморфное нарушение звукопроизношения: боковой сигматизм шипящих, боковой ротацизм…
состояние словаря
Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов.
Пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью в употреблении многих слов.
Пассивный словарь детей шире активного.
Наиболее страдает употребление глаголов и прилагательных; обобщающих существительных, понимание малоизвестных слов (пасека, улей, водопад, погоны, гамак, хобот, фонтан, бульвар, гербарий, бандероль и т.д.)
Ограничен, беден. Достаточный. Относительно развит.
Недостаточен объём знаний об окружающем мире.
Знаком с редкоупотребляемой лексикой.
Несформированны отношения антонимии и синонимии.
Низкий уровень практических обобщений.
Трудности понимания и употребления лексики.
грамматический строй речи
а) Без нарушений. В спонтанной речи аграмматизмов не обнаружено.
б) Аграмматизмы наблюдаются при специальном исследовании:
ошибки в употреблении сложных предлогов;
в согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного.
в) Аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных, при образовании новых слов по аналогии.
г) Грубые нарушения:
в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;
составляет предложения по опорным словам;
сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы - а, но, и );
сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);
ошибки в употреблении предложно-падежных предлогов, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
наблюдаются аграмматизмы в устой речи неправильное согласование прилагательных с существительными (у девочки красная платье);
неправильное употребление предложно-падежных конструкций (на деревьев пожелтели листья);
отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами (солнце освещает землю - землю освещает солнце);
аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных (черниковый сок);
неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;
соответствует особенностям умственного развития детей младшего школьного возраста.
понимает и употребляет предлоги;
использует приставки при образовании существительных и глаголов;
общая бедность и не дифференцированность грамматических средств языка;
примитивность синтаксических конструкций;
Виды нарушений:
изменение существительных по падежам;
согласование существительных с числительными 1,2,5.
образование множественного числа существительных,
образование прилагательных от существительных,
образование приставочных глаголов;
понимание предложно-падежных конструкций (другие)
связная речь
Рассказ по серии сюжетных картинок.
Рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
Допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев.
Выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен.
Отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания.
Рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств.
Рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление.
Встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств.
Рассказ не оформлен.
Письменная речь:
чтение
Не сформировано.
Техника чтения:
побуквенное;
по слоговое;
соответствует / не соответствует возрасту;
автоматизированное / неавтоматизированное;
Дыхание при чтении:
Выразительность.
Понимание прочитанного.
В полном объёме /затруднено.
письмо________________________________________________________________________________________________________________________________________
не сформировано;
отсутствие орфографических ошибок;
при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);
в диктантах и изложениях многочисленные ошибки;
графические ошибки:
пропуск элементов или лишние элементы;
сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки;
трудности в удержании строки;
постоянные колебания наклона и высоты букв;
несоответствие элементов букв по размеру;
раздельное написание букв внутри слова;
трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (к – н);
замены рукописных букв печатными;
необычный способ написания букв, особенно прописных;
устойчивая зеркальность при написании букв з, е, э, с;
замены букв у – ч, д - б, д - в.
контаминации (слипание) слов;
отсутствие выделения начала предложения;
пропуск и замена гласных, в том числе ударных;
нарушение порядка букв;
тенденция к фонетическому письму («радоно» вместо «радостно», «ручйи» - «ручьи»);
трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего два знаменательных слова, слова с предлогами пишутся слитно, позднее в связи со сверхгенерализацией правила написания предлогов приставки пишут отдельно от корней.
орфографические ошибки
умение проверять не сформировано (не проверяет; если проверяет, то не видит ошибок / не видит ошибки или исправляет неправильно).
темп письма медленный.
Заключение:
Первое полугодие: трудности в овладении письмом. Проявляются в нечетком знании букв алфавита, сложности при переводе фонемы в графему, при переводе печатной графемы в письменную.
Второе полугодие: нарушение формирования процессов письма. Проявления: замены и смешения письменных и печатных букв по различным признакам, сложности при слиянии букв слоги, слогов в слова, написание слов без гласных, слитное написание нескольких слов или раздельное написание слов.
Проявления: большое количество орфографических ошибок, неумение применять орфографические правила по школьной программе за соответствующий период обучения.
Заключение для ЗПР :
Нарушение чтения и письма.
Остаточные явления недостаточной сформированности средств языка на уровне устной и письменной речи.
Нарушения чтения и письма обусловленные недостаточной сформированностью средств языка, с преобладанием неполноценности звуковой или смысловой стороны речи.
Рекомендации:
На основании педагогических наблюдений и проблем в учебном процессе прошу консультацию психоневролога.
Занятия с логопедом, направленные на
развитие слухового восприятия.
развитие фонематического анализа и синтеза (различение согласных по признакам звонкость/глухость, место образования, твёрдость /мягкость;
определение фонемы в слове/ фонемного состава слов; называние слов с заданной фонемой.
развитие речевого дыхания, отработка ротового и носового выдоха.
стимуляция нёбно-глоточного смыкания, активизация артикуляции, развитие подвижности артикуляционного аппарата.
работа над голосом (снятие назализации, развитие интонационной выразительности, ускорение / замедление темпа речи, формирование мягкого голосоведения).
коррекция звукопроизношения:
развитие пассивного и активного словаря (существительных, глаголов, прилагательных).
развитие грамматического строя речи.
развитие понимания речи.
развитие слухо-зрительного внимания.
развитие памяти (слухоречевой, зрительной).
формирование когнитивных навыков (различение формы, цвета, количества предметов).
формирование элементарных математических представлений.
развитие крупной /мелкой моторики.
. учитель-логопед: Горбатенко Ю.Н
Дата