Метод проектов.
Задание №1.Кто был основоположником метода проектов в обучении. Кратко охарактеризуйте основные положения его педагогической теории.
Основоположником метода проектов в обучении был Д. Дьюи и его последователи– У.Х. Килпатрик, Э. Коллингс. Метод проектов как обучение в процессе «делания» возник во второй половине 19в. в сельскохозяйственных школах США и явился по существу альтернативой абстрактному, оторванному от жизни школьному обучению, поскольку осуществлял его связь с жизнью.
Ведущие положения теории Д. Дьюи:
- человек, активно приспосабливаясь к окружающей среде, постоянно изменяет ее на основе получаемого практического опыта (воспитание для выживания);
- сущность воспитания состоит в постоянном преобразовании расширяющегося личного опыта ребенка; - главной целью воспитания является самореализация личности на основе удовлетворения ее прагматических интересов;
- в основу обучения должен быть положен принцип «обучение в процессе деятельности», так как он соответствует деятельностной сущности ребенка и обеспечивает связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
Метод проектов как система обучение получил распространение во многих странах. В России идеи Д. Дьюи наиболее полно были реализованы в педагогической практике А.С. Макаренко.
Задание №2. Охарактеризуйте основные концептуальные идеи метода проектов.
Концептуальным основанием метода проектов является положение о направленности учебно-познавательной деятельности школьников, обучающихся взрослых на результат, который получается в интересующей их самостоятельно спланированной деятельности, направленной на решение практически или теоретически значимой проблемы.
С позиций современной педагогики метод проектов обеспечивает:
- активную позицию учащихся в учении;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- формирование общеучебных умений, навыков и компетенций: исследовательских, рефлексивных и др., непосредственно связанных с опытом их применения в практической деятельности;
- связь обучения с жизнью.
Задание №3. Перечислите основные профессиональные компетенции педагога, которые необходимы при использовании метода проектов и исследовательского метода в учебном процессе.
Профессиональные компетенции педагога, которые необходимы при использовании метода проектов и исследовательского метода в учебном процессе.
1.Способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
2. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности.
3. Способность руководить проектной и учебно- исследовательской деятельностью обучающихся.
4. Способность организовывать групповую проектную деятельность в соответствии с её структурой. Определять показатели эффективности групповой деятельности. Применять подходы к комплектованию проектных групп.
5. Способность организовать и сопровождать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся, определять показатели её эффективности. Оценивать процесс и результаты проектной и учебной исследовательской деятельности обучающихся
А также:
- способность к целеполаганию;
- способность к оцениванию своей деятельности;
- способность принимать решения;
- умение осуществлять самоконтроль;
- умение проводить коррекцию своих действий.
- умение планировать деятельность;
- умение проводить рефлексию;
- умение ориентироваться в создавшейся ситуации;
Задание №4. Какие компетенции, личностные качества, умения ит.д. формируют проектная и исследовательская деятельность у учащихся?
Компетенции, личностные качества, умения, которые формируют проектная деятельность у учащихся:
воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности; повышению мотивации эффективности учебной деятельности; формированию навыков работы с информацией;
развитию способностей самостоятельного решения проблем
Компетенции, личностные качества, умения, которые формируют исследовательская деятельность у учащихся:
формированию научного стиля мышления;
формированию критического и логического мышления;
формированию навыков работы с информацией;
развитию творческих способностей;
формированию навыков применения научных методов исследования;
самоопределению обучающихся
Задание №5.Укажите положительные и отрицательные стороны проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Положительные стороны проектной и исследовательской деятельности учащихся.
1.Развитие мышления, памяти, внимания, психики в целом
2.Развитие самостоятельности, активности и навыков рефлексии
3.Реализация учебных, воспитательных и познавательных задач посредством «приятных» для младших школьников способов – игр, постановок, сценок и пр.
4.Развитие навыков социализации, знакомство с социальной ответственностью посредством создания необходимых и интересных для окружающих продуктов, помощь в осознании младшими школьниками своей пользы и роли в обществе
5.Достижение стадии «приемлемого партнёрства» с учителем (в условиях совместной работы над проектом), установление доверительных отношений с ним, коллективом, формирование способности выражать своё мнение и доказывать свою точку зрения (в условиях создания коллективного проектного продукта)
Отрицательные стороны проектной и исследовательской деятельности учащихся.
1.Чрезмерная помощь взрослых при работе над проектом
2.Неспособность некоторых учащихся вести плодотворную проектно-исследовательскую деятельность
3. Чрезмерный контроль учителя за ходом выполнения проекта, авторитетное давление на младших школьников, излишние советы, приводящие к тому, что проектный продукт не будет восприниматься школьниками как свой, личностно-значимый
4. Несоответствие тематики проекта имеющимся у детей знаниям (слишком сложные или, наоборот, очень простые темы)
5. Сложность предъявляемых требований (несоответствие их возрасту и психофизиологическим особенностям младших школьников)