Тема: ТОЛЕРАНТНОСТЬ: ЧТО ЭТО?
Ход классного часа
1.Учитель.
Я собака - всего лишь собака!
В голове у меня - пустота.
Но другую собаку, однако,
Никогда не приму за кота!
Не нужны ни условные знаки.
Ни слова - потому что чутьем
Брата кровного в каждой собаке
Мы и так за версту узнаем!
Ни порода, ни масть, ни размеры
С толку нас никогда не собьют:
Даже крошечные тойтерьеры
В сенбернарах своих признают...
Мы вступаем и в драки, и в браки.
Неизменную веру храня:
Что бы ни было — все мы собаки.
Все мы - братья, все мы родня.
Вы же, умные, вашего брата
Распознать неспособны никак...
Сразу видно - чутье слабовато.
В этом вам далеко до собак.
Если брат ваш - не вашей масти,
Разве в этом он виноват?
Вы же рвете его на части.
Словно он вам уже и не брат...
Борис Заходер
2. Изучение различных определений понятия «толерантность».
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (ТЕРПИМОСТЬ)
1.Принятие различных представлений: принятие отличающихся представлений других людей, например, в религиозных или политических вопросах, и справедливости к людям, проводящим эти различные представления.
2. Способность выносить затруднение: способность выносить резкие или трудные условия (состояния).
3. Способность противостоять крайностям: способность организма выжить в чрезвычайных условиях (состояниях).
4. Это личная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
5. Это уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического диалога.
6. Отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Например, толерантность к тревоге проявляется в повышении порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию, в выдержке, самообладании, способности длительно выносить неблагоприятное воздействие.
7. Способность человека признавать существование иной точки зрения, многообразие культурных отличий, будучи уверенным в своих позициях, не избегая конкуренции.
• Проанализируйте эти определения. Что в них общего и в чем, на ваш взгляд, их отличия?
• Какой термин - «толерантность» или «терпимость» имеет, по вашему мнению, более широкое значение и почему?
Толерантность - это ...
Сотрудничество, дух партнерства
Готовность мириться с чужим мнением
Уважение человеческого достоинства, уважение прав других
Принятие другого таким, какой он есть
Способность поставить себя на место другого
Уважение права быть иным
Признание многообразия
Признание равенства других
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия
2. Тест «Насколько вы толерантны?».
Учитель. Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь ли вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который, надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте быстро, не задумываясь.
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да;
б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли вы воспримите неприятную для вас новость?
а) да;
б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
а) если они не переступают допустимых границ, меня это
вообще не интересует;
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас, профессии, с иным положением, обычаями?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимание на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли с мнением, что многие люди «сидят не на своем месте», «делают не свое дело»?
в) да;
б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:
а) уйдете пораньше под благовидным предлогом;
б) вступите в спор.
Учитель. А теперь подсчитайте очки. Запишите по два очка за ответы: 16, 26, За, 4а, 56, 66, 76, 86, 9а.
Анализ результатов
От 0 до 4 очков: вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Возникает впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение другим, во что бы то ни стало. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков: вы способны твердо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Способны иногда и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков: твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнесетесь к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, ошибочны.
ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
4. Выполнение упражнения.
Упражнение «Черты толерантной личности»
Необходимое время: 15 минут.
Материалы: бланки опросника для каждого участника.
Подготовка: бланк опросника с колонкой В на большом листе прикрепляется на доску или стену.
Процедура проведения: учащиеся получают бланки опросника. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Инструкция:
1. В колонке А поставьте:
«+» напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;
«О» напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.
2. В колонке В поставьте:
«+» напротив тех трех черт, которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
Этот бланк останется у вас, и о результатах никто не узнает, поэтому вы можете отвечать честно, ни на кого не оглядываясь. На заполнение опросника дается 3-5 минут.
Затем ведущий заполняет заранее подготовленный бланк опросника, прикрепленный к доске. Для этого он просит поднять руки тех, кто отметил в колонке В первое качество. Число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения классного коллектива).
Учащиеся получают возможность:
1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.
2. Сравнить представление о себе («+» в колонке «А») с портретом толерантной личности, созданным группой.
Заготовка для упражнения
Черты толерантной личности | Колонка А | Колонка В |
1 Расположенность к другим | | |
2. Снисходительность | | |
3 Терпение | | |
4. Чувство юмора | | |
5. Чуткость | | |
6 Доверие | | |
7. Альтруизм | | |
8.Терпимость к различиям | | |
9, Умение владеть собой | | |
10. Доброжелательность | | |
11. Умение не осуждать других | | |
12. Гуманизм | | |
13. Умение слушать | | |
14. Любознательность | | |
15.Способность к сопереживанию | | |
ТОЛЕРАНТНОСТЬ К СЕБЕ
5.Выполнение упражнения
Упражнение «Я высказывание / Ты - высказывание»
Необходимое время: 10 мин.
Процедура проведения: ведущий объясняет разницу между Я-высказыванием и Ты-высказыванием.
Например, использование в речи Я-высказываний делает общение более непосредственным, помогает выразить свои чувства, не унижая другого человека. Я высказывание предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацеленно, как Ты-высказывание, на то, чтобы обвинить другого человека («Ты опять пришел домой в 11 часов вечера!»). Если мы используем Ты-высказывания, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я-высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.
Составьте Я-высказывание:
1. Тебе наступили на ногу в транспорте и не извинились.
2. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя, что ты списал(а) контрольную у соседа.
3. Ты договорился со знакомым встретиться на улице. Прождал полчаса, а он так и не пришел.
II. Подведение итогов.
Как вы считаете, какое поведение характерно для вас при разрешении конфликтных ситуаций?
Каковы преимущества толерантного общения?
Тема: СТРАННЫЙ ЧЕЛОВЕК
Цели: актуализировать и проработать чувства, которые воз-
......."| n учащихся при встрече с непохожими на них людьми; дать
Им тмможпость увидеть положительные стороны такой встречи.
Ход классного часа
I. Толерантность позволяет приобретать друзей!
Учитель. В школе, как и везде, есть маленькие, большие,
llili полные, инвалиды, иностранцы, девочки, мальчики - все
В| пил- 11очсму иногда мы их отвергаем, подсмеиваемся над ними?
Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не увере-
ны в себе. Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди даже если они бедные, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от ирезрени* или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадле^ жим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина женщина или ребенок, неповторим и значим.
Быть толерантным - означает принимать других со всеми ю различиями физического или религиозного характера, различиям! в образе жизни или мыслей и т. д. Это означает быть внимателы ным к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не па то, чп нас разделяет.
Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце болыш места для наших друзей.
Проверь себя: проявляешь ли ты ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
22
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчи-
.....i п.ко кружочков получилось.
I I hi у тебя только одни кружочки: Прекрасно! Ты проявля-t пи Полыиую толерантность! Ты уверен в себе, ты умеешь выра-И11 i кое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, иичнпастся свобода других!
I i in у тебя от 3 до 7 кружочков: Да! Ты не очень-то прояв-i толерантность! Ты не достаточно уверен в себе для того, 11 делиться и выражать свое мнение, однако ты добрый, и со нем у тебя это получится. Стремись к этому! Если у тебя менее 3 кружочков: Ай-ай-ай! Ты совсем не то-Лмрини'п! Мели ты попытаешься понять себя и принять себя таким, II li.i есть, то можешь стать более счастливым!