СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по русскому языку»

Русский язык 4 класс


Тема «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»


Тип урока: изучение нового материала.

Цель: изучить правописание безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах.

Задачи:

• Развивать умение распознавать данные падежи; умение точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;

• Формировать умение обосновывать написание окончаний, правильно употреблять и писать падежные окончания.

• Воспитывать человечность, доброе отношение друг к другу.

Формируемые УУД:

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: медиапрезентация, записи на доске, учебник, карточки для формулировки цели урока, магниты, карточки для работы в парах (блиц-опрос), указка, светофор и цветные полоски для рефлексии


Ход урока

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь, проверьте свою готовность к уроку.


  1. Эмоциональный настрой.

-Мне бы хотелось, чтобы для вас девизом сегодняшнего урока стали слова древнего китайского мудреца Конфуция:

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания». (слайд 1)

Я желаю всем удачи!


-Итак, мы начинаем урок, где будем изучать «…самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»


- Слов какой части речи было особенно много в моём вступлении? (имён прилагательных)

-Я использовала афоризм писателя Константина Георгиевича Паустовского.


  1. Актуализация знаний. Блиц – опрос. (Работа в парах)

- Давайте вспомним некоторые сведения об имени прилагательном. Для этого я предлагаю Вам поработать в парах. Возьмите карточки с вопросами и обсудите ответы на них друг с другом.

-Кто хочет ответить на первый вопрос? И т.д. фронтально.


- Какая часть речи называется именем прилагательным? (имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?)


- Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (по родам и падежам)

- С какой частью речи согласуется имя прилагательное? (с сущ)

-Каким членом является имя прилагательное в предложении главным или второстепенным?

- Как подчеркивается имя прилагательное? (волн.линией)

- Как определить падеж имени прилагательного? (найти существительное, к которому относится прилагательное, определить падеж существительного, по падежу существительного определить падеж имени прилагательного)

- Прилагательные, какого рода склоняются одинаково? (мужского и среднего)


  1. Сообщение темы и учебной цели урока.


- Прочитайте словосочетания, записанные на доске (1 ученик читает вслух)



под зимним солнцем о зимнем солнце

сильным морозом о сильном морозе


-Определите, в каком роде стоят эти имена прилагательные?

- А теперь внимательно посмотрите, в каком падеже стоят имена прилагательные в 1 столбике? ( в творительном)

-Во втором столбике? (в предложном)

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока, исходя из данных записанных словосочетаний, а поможет вам в этом подсказка на слайде (слайд …)



? и ? падежи имён прилагательных ……. и …….. рода.



Тема «Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода»

- Откройте учебник на странице 25 и прочитайте, совпадает ли названная вами тема с темой урока в учебнике.

- Давайте сформулируем цель урока: Чему мы должны научиться? (слова-помощники записаны на карточках и закреплены на магнитной доске, дети продолжают предложение)



Распознавать творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода

Учиться правильно писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах

Применять полученные знания на практике




  1. Работа по изучению нового материала.


  1. Вступительная беседа.

- А как вы думаете, (для чего) почему мы будем сопоставлять эти падежные формы имён прилагательных? (в безударных окончаниях имён прилагательных творительного и предложного падежей можно допустить ошибки, спутать эти падежи)


  1. Работа с таблицей (слайд…)



Т. п

каким?

-ым, -им

снежным днём, крепким морозом (муж. род)

ясным утром, высоким деревом (ср. род)



П. п

о каком?

-ом, -ем

о снежном дне, о зимнем дне (муж. род)

о ясном утре, о зимнем утре (ср. род)



- Посмотрите на таблицу и скажите, на какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже? (каким?)

-Какие у них могут быть окончания в творительном падеже? (-ым, им)

- Прочитайте примеры на слайде. Приведите свои примеры имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.

-Приведите примеры прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже.


- Чему же мы научились на данном этапе урока? обращаю внимание на слово РАСПОЗНАВАТЬ, записанное на доске (распознавать творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода)

Можно сделать вывод, что мы справились с первой задачей)


Переходим к следующему заданию.


  1. Работа с текстом «Выбери словосочетание» (слайд… со снежинками)



Хорошо в зимн… лесу. Деревья стоят в серебрист… инее. Хороши ели в красив… бел… наряде. В морозн… воздухе слышен каждый звук. На вечерн… небе зажглись звёздочки. Они слабо горят зеленоват… светом. В вечерн… сумраке деревья кажутся страшн... чудовищем.



- Ребята, прочитайте текст. (1 ученик читает вслух).

- Какое настроение сложилось у вас после чтения этого текста? (радостное, волшебное, загадочное) Почему?

-Какие словосочетания на ваш взгляд более яркие и помогают нам прочувствовать всю красоту зимнего леса? (серебристый иней, ярким светом)

-Как называется такое художественное образное определение, выраженное чаще всего именем прилагательным? (эпитет)

- С чем мы сравниваем деревья в этом тексте? (со страшным чудовищем)

- А теперь я предлагаю вам выполнить такое задание:

- из каждого предложения, выпишите словосочетания имя прилагательное + существительное, вставьте окончание прилагательного, выделите его; обозначьте род и падеж имени прилагательного. (Объём работы определите самостоятельно: с каким количеством словосочетаний вы успеете поработать)


- Давайте проверим себя , правильно ли мы справились с заданием? (слайд …)


Проверь себя!

В серебристом инее (П.п., м. р), в красивом белом наряде (П.п., м.р), в морозном воздухе (П.п., м.р.), на вечернем небе (П.п., ср.р.), зеленоватым светом (Т.п., м.р.), в вечернем сумраке (П.п. м.р.), страшным чудовищем (Т.п., ср.р.).



-Поднимите руки, кто записал все словосочетания и не допустил ни одной ошибки? (выставление оценок отлично)

-Кто записал меньше, но тоже не допустил ошибок? (выставление оценок хорошо)

- Молодцы, с этим заданием вы успешно справились!

- Чему же мы научились на этом этапе урока? (посмотрите, какую вторую задачу мы поставили в начале урока: Учиться правильно писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах) Можно сделать вывод, что с этой задачей мы справились?


4.Физкультминутка (слайд…):


-Все встали.

-Внимание на слайд: если я покажу или прочитаю имя прилагательное

Мужского рода - приседают уч-ся 1 ряда

Женского рода - 2 ряд

Среднего рода – приседают учащиеся 3 ряда.

YI. Работа по выработке умений и навыков .(пустой слайд)


  1. Выполнение упр. 56 в учебнике стр.26 (работа в группах)


- Мы продолжаем наш урок и сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение № 56 в учебнике. Прочитаем задание самостоятельно.


-Что же нужно нам сделать? Я хочу предложить вам дополнительное задание, указать над всеми именами прилагательными падеж.

Работать вы будете в группах. 1 ряд – выполняет задание под цифрой 1. 2 ряд – под цифрой 2, 3 ряд под цифрой 3. Перед началом записи вы можете обсудить выполнение работы друг с другом.


У доски будет работать … (Башакин Никита) Разбор предложений в каждой группе. 1 уч-к у доски. Отметка……

Взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Давайте прочитаем вслух, что же у нас получилось.


Вот мы справились и с третьей задачей урока: научились применять полученные знания на практике, выполняя упражнение учебника)


Дополнительный материал

Задание «Запиши в указанном падеже» (слайд…)


А сейчас я буду диктовать вам словосочетания, в которых имена прилагательные стоят в именительном падеже, 1 вариант будет записывать эти словосочетания в творительном падеже, а 2 вариант – в предложном. Не забывайте выделять окончания!

Давайте пригласим для этой работы к доске…………………………………………………




ЗАПИШИ

1-вариант 2 вариант

в творительном падеже в предложном падеже

каким? –ым, -им о каком? –ом, -ем



Зимний день, холодное утро, сказочное убранство, снежный пух, крепкий мороз, нарядное дерево, суровый февраль, сильный ветер.


-Давайте проверим работу у доски и в тетрадях (выставление оценок за работу у доски)


ДОПОЛНИТЕЛЬНО: самост. работа – разобрать имя прилагательное как часть речи (упр№51) с комментированием с места.

YII. Обобщение и систематизация знаний.

- А сейчас давайте подведём итог тому, что нового узнали сегодня на уроке.

- Я буду начинать предложение, а вы его продолжите.

1. Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже отвечают… (на вопрос КАКИМ?)

2. Имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже имеют окончания… (-ЫМ, ИМ)

3. Приведите примеры.

4. Имена прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже отвечают на вопрос (О КАКОМ?)

5. Имена прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончания (-ОМ. ЕМ)

6.Приведите примеры.

YIII. Рефлексия (слайд …)

1.Рефлексия относительно достижения результата и способов учебной деятельности.

Ребята, оцените свою работу на уроке, выберите из предложенных высказываний то, которое вам больше подходит.

Рефлексия

  1. Я научился распознавать имена прилагательные в творительном и предложном падежах, правильно записывать окончания. Могу научить другого.

  2. Я знаю, как задавать вопросы и распознавать имена прилагательные в творительном и предложном падежах мужского и среднего рода.

  3. Было трудно.



  1. Рефлексия относительно эмоционального состояния.

- Используя разноцветные полоски и предложенные смайлики оцените своё самочувствие и настроение на уроке. Полоску выбираете в цвет смайлика.


IX. Итог урока. Задание на дом. (слайд…)

  1. Задание на дом.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание.: Выполнить Упр. 53 в учебнике, выучить схему из упр.50


  1. Подведение итогов урока.

- Наш урок подошёл к концу, и я хочу напомнить вам девиз с которого мы его начали. (слайд повторить)

«Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».

Пусть этот девиз всегда будет сопровождать вас в учебном труде.