СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методические основы преподавания окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Методические основы преподавания окружающего мира"»



Методические основы преподавания уроков окружающего мира

Задание 1. Проанализируйте определения понятия «метод», встречающиеся в литературе. Выделите ключевые характеристики понятия «метод».

Существуют разные трактовки понятия «метод».

1. Термин «метод» в переводе с греческого «metodos» означает путь к чему-либо.

2. В педагогике «Метод – система исследовательских взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования».

3. Большая Советская энциклопедия определяет метод как «совокупность приемов или операций практического, или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи».

4. По определению Ю. К. Бабанского, метод – это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения.

5. Б. П. Есипов считает, что методы – это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.

6. Метод обучения (от греч. metodos – путь к чему-либо) – способ профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Ключевые характеристики понятия «метод»- совокупность рациональных действий взаимодействия педагога и учащихся с целью овладения знаниями, умениями и навыками для решения конкретных задач.

Задание 2. Найдите в тексте лекции и назовите функции методов образования.

1. Побуждающая функция: развитие у учащихся потребности в знаниях, развитие интересов, положительного отношения к учению. От этой функции зависит создание условий для успешной учебной деятельности.

2. Организующая функция: формирование организованности учащихся, настроя на обучение, на приобретение умения работать самостоятельно и в коллективе.

3. Обучающая функция: формирование умения решать конкретные задачи. Эффективный отбор методов обучения способствует тому, что учащиеся начинают использовать полученные знания в новых условиях и в практической деятельности.

4. Развивающая функция: развитие у учащихся мышления, воображения, памяти, внимания, познавательных интересов, что выражается в проявлении любознательности к происходящему в окружающем мире, а также развитию наблюдательности у учащихся.

5. Воспитывающая функция: развитие у учащихся самосознания, миропонимания с воспитанием нравственных качеств личности. Эта функция формирует условия для развития сотрудничества, коллективных переживаний, взаимопомощи. Формируются нравственные качества личности.

Задание 3. Изучите материал лекции и табл. 1 по теме «Методы образования в области «Окружающий мир». Раскройте содержание наглядных, практических и проблемно-поисковых методов.

Наглядные методы (важны для обучаемых, которые имеют визуальное восприятие действительности. Применение наглядных методов обучения должно одновременно развивать и абстрактное мышление обучаемых. Наглядные методы требуют сочетания со словесными методами).

1.Наблюдение

2.Демонстрация

Практические методы (применяются в процессе обучения в сочетании со словесными и наглядными методами обучения. Практической работе должно предшествовать пояснение педагога в виде инструкции).

1.Опыты

Проблемно-поисковые методы (применяются при проблемном обучении. При таком подходе педагог искусственно создает проблемную ситуацию и организует обсуждение возможных подходов к ее решению. Проблемно-поисковые методы обучения очень эффективны для дистанционного обучения.)

1.Проблемное изложение

2.Частично-поисковый

3.Исследовательский

Задание 4. Перечислите функции урока окружающего мира.

Функции урока окружающего мира:

1. Обучающая, связанная с приобретением учащимися определенных природоведческих, географических, исторических и экологических знаний, умений, навыков.

2. Воспитывающая, связанная с формированием у детей определенных эмоционально-ценностных отношений к природному и социальному окружению школьника.

3. Развивающая, связанная с развитием у младших школьников заложенных от природы задатков: наблюдательности, ума, воли, памяти, способности к эстетическому восприятию окружающего мира и др.

Задание 5. Найдите в тексте лекции и перечислите структуру урока окружающего мира.

Каждый урок имеет определенную структуру, то есть состоит из отдельных, связанных между собой частей, несущих различную дидактическую нагрузку.

Структура урока:

  1. Подготовка учащихся к изучению нового материала

А) Актуализация опорных знаний

Б) Мотивировка учения

  1. Организация усвоения исходных знаний

  2. Обобщение усвоенного, связь сформированных представлений с известными и новыми фактами

  3. Закрепление пройденного, формирование умений пользоваться полученными знаниями

  4. Контроль за результатами обучения

  5. Домашнее задание

  6. Подведение итогов наблюдений в природе.

Задание 6. Назовите типы уроков окружающего мира и дидактическую цель этих уроков.

Типы уроков окружающего мира:

Вводные уроки. В начале изучения курса или в начале изучения крупных тем, как правило, проводятся вводные уроки. Основная дидактическая цель этих уроков – выявление уровня образованности детей по вопросам, которые предстоит изучить, актуализация знаний по курсу или теме.

Обобщающие урокиВ конце изучения курса или большой темы, как правило, проводится обобщающий урок. Главная дидактическая цель этих уроков – систематизация знаний, полученных при изучении всей темы, закрепление ее наиболее важных положений.

Если представить цель обобщающих уроков кратко, то она заключается в обобщении, где под обобщением понимаются:

а) выделение каких-либо свойств, качеств, присущих целой группе предметов, и формулирование такого вывода, который будет верен в отношении любого предмета данной группы;

б) выявление связей между изученными предметами, явлениями – приведение знаний в систему; в) введение усвоенных знаний в систему ранее усвоенного.

Предметные уроки. При изучении свойств или состава вещества, сути природных явлений необходимы подсобные средства или какое-то оборудование, использование которого приурочено к предметным урокам.  Основная дидактическая цель этих уроков – получение учащимися знаний в ходе непосредственной работы с предметами живой и неживой природы. На этих уроках учащиеся под руководством учителя наблюдают, сравнивают, описывают, обсуждают факты, делают выводы и обобщения, проверяют их простыми доступными опытами.

Комбинированный урок. В практике преподавания дисциплины окружающего мира наиболее распространены комбинированные уроки.  Основная дидактическая 

цель этих уроков – формирование новых представлений и понятий, связь сформированных представлений с известными и новыми фактами.

Задание 7. Назовите приемы организации деятельности детей на экскурсии.

1. Выполнение групповых и индивидуальных заданий. На экскурсии каждая группа может получить особое задание на выполнение практической работы. В то же время и каждый школьник ориентируется на определенный вид деятельности, заранее готовится к ней и выполняет порученные ему обязанности.

2. Движение по заранее заготовленной схеме (как правило, проводится после изучения темы «Ориентирование»). Прием способствует формированию навыков ориентирования. Вариант выполнения приема: класс ведут по маршруту ответственные за движение - специалисты по ориентированию («географы», «туристы»).

3. Выполнение заданий на внимательность (формирование представлений о внешних признаках наблюдаемого объекта, явления, формирование умения распознавания объектов). Например, учитель говорит: «Посмотрите, что это за птицы собрались в стаю, что они делают на поле?», «Что это за форма рельефа? (овраг), что он из себя представляет?»

4. Выполнение заданий по инструментальным измерениям наблюдаемых объектов: измерение глубины ручья, оврага, высоты снежного покрова, температуры воды и воздуха и т.п.

5. Выполнение заданий по сбору образцов для их последующего изучения на уроках «Окружающего мира» или использования на уроках труда, изобразительного искусства: образцов минералов и горных пород, образцов почв из различных горизонтов для изготовления макета почвы, коллекций опавших листьев, деревьев и др.

6. Фиксация результатов наблюдений (зарисовки, фотографирование, записи в дневниках) для их последующего использования на уроках.

7. Выполнение заданий на выявление причинно-следственных связей, сущности происходящих в природе процессов по результатам наблюдений. («Как вы думаете, для чего птицы собрались в стаю?»; «Как образовался этот овраг, повинен ли в этом человек?», «Как человек способствовал возникновению оврага?»)

8. Беседа, краткий рассказ учителя и учеников по материалам наблюдений, чтение стихов, отгадывание загадок.

9. Постановка и решение проблемных вопросов. Например, на одной из экскурсий в пойме речки на кустах ивы на уровне около метра от земли было замечено скопление мусора – прошлогодней травы, грязной бумаги, обрывков полиэтилена и т.п. Учитель предлагает детям разгадать, как и почему это произошло. В ходе дополнительных наблюдений, размышлений выяснилось, что на этом уровне весной держалась вода в речке, которая и оставила весь этот мусор. Здесь же была показана и роль человека в загрязнении водоема.

10. Работа с природными моделями. Напомним, что природные модели – это миниатюрные аналоги природных процессов и их проявлений. На участке перевеваемых песков, например, можно познакомить детей с формированием форм рельефа пустынь – барханов, песчаных гряд. На небольшой промоине на склоне можно показать, как развивается овраг и др.

Задание 8.  Найдите в тексте лекции и перечислите группы домашних заданий.

В зависимости от содержания изучаемого материала можно выделить следующие группы домашних заданий:

1. Задания на закрепление полученных на уроках знаний, главным образом путем чтения текста учебника («перечитайте статьи учебника, ответьте на вопросы в конце текста»).

2. Задания на формирование новых знаний путем наблюдений в природе, выполнения опыта, чтения не пройденного на уроке текста, других источников («выясните, какие деревья растут рядом с вашим домом», «выясните с помощью опыта, какие из перечисленных веществ: речной песок, питьевая сода, крахмал растворяются в воде», «узнай у старших, откуда приходит вода в твой дом»).

3. Задания на формирование умений:

а) пользования измерительными приборами («определи температуру воздуха с помощью термометра у себя дома, на улице»),

б) выполнения природоохранных работ («вместе с родителями сделайте кормушку для птиц и установите ее за окном»),

в) выполнения гигиенических правил («запомни правила ухода за зубами и выполняй их»).

4. Задания на подготовку к восприятию нового материала на следующем уроке (например, перед изучением темы «Опора тела и движение» дается задание: «Приготовься рассказать о том, каким физическим трудом ты занимаешься, приготовься показать на уроке упражнения, которые ты делаешь во время утренней зарядки»).

5. Творческие задания («нарисуйте плакат «Берегите почву!», «Подумай, почему не следует сжигать опавшие листья в парках, скверах?»).

Задание 9. По мнению Л. П. Салеевой, экологическое образование в начальных классах будет эффективным, если в практике используются следующие сочетания форм и методов обучения:

  • урок - рассказ-объяснение учителя, беседа, самостоятельная работа детей (актуализация экологических знаний, ценностных ориентации, выражение впечатлений, отношений);

  • практическая работа - решение экологических задач, разбор экологических ситуаций, моделирование экологических связей;

  • ролевая игра - выдвижение идей, объяснение причин возникновения и способ решения проблем;

  • экскурсии - обследование непосредственного природного окружения, выявление уровня воздействия на него человека;

  • полевой практикум - оценка состояния среды, практические действия по ее улучшению.

Дайте оценку предлагаемому Л. П. Салеевой сочетанию форм и методов. Подумайте, в каких программах данная рекомендация может быть реализована. Результаты занесите с таблицу. С таблицей работайте следующим образом:

-если формы, рекомендованные Л. П. Салеевой, используется полностью, то поставьте знак «+»,

-если лишь частично, то укажите, какие именно,

-если предлагаются иные, то запишите их на строчке «Другие формы».


Формы

Программы

3. А. Клепинина

А. А. Плешаков

А. А. Вахрушев

Урок

+

+

+

Практическая работа

+

+

+

Игра

+

+

+

Экскурсии

+

+

+

Полевой практикум

+

+

+

Другие формы

 Моделирование, демонстрация, беседа. рассказ, опыты, наблюдения. Учебные прогулки, предметный урок.

 Проверочная работа, проект, тестирование.

Опыт, наблюдение, приём «рюмки», проверочная.