Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сеченовский агротехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по МДК 02.02 Технология механизированных работ в растениеводстве
специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
для студентов очной формы обучения
с. Сеченово
2022 г.
Методические указания для практических занятий по
02.02 Технология механизированных работ в растениеводстве
специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
очной формы обучения разработаны на основе рабочей программы
02.02 Технология механизированных работ в растениеводстве
Утверждены предметной (цикловой) комиссией
Протокол № __________ от « ____________________ » 20___г.
Председатель «_____________» / ____________________________/
Подпись (ФИО)
Составитель: ____________________
(Фамилия И.О., должность)
Пояснительная записка.
Методические указания по выполнению практических работ предназначены для организации работы на практических занятиях по МДК 02.02 Технология механизированных работ в растениеводстве, который является важной составной частью в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования по специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства.
Практическое занятие являются неотъемлимым этапом изучения материала по междисциплинарному курсу и проводятся с целью:
Формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, рабочей программой профессионального модуля;
Обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
Готовности использовать теоретические знания на практике.
В методических рекомендациях предлагаются к выполнению практические работы, предусмотренные рабочей программой профессионального модуля. При разработке содержания практических работ учитывался уровень освоения обучающимися соответствующей темы, общих и профессиональных компетенций.
Задания практических работ предусматривают самостоятельную работу, которая вырабатывает у обучающихся умение самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Методические рекомендации по МДК 02.02 Технология механизированных работ в растениеводстве имеют практическую направленность и значимость. Формируемые в процессе практических занятий умения могут быть использованы обучающимися в будущей профессиональной деятельности.
Методические рекомендации предназначены для обучающихся, изучающих МДК 02.02 Технология механизированных работ в растениеводстве и могут использоваться на учебных занятиях, которые проводятся под руководством преподавателя.
Практические занятия проводятся в учебном кабинете, не менее двух академических часов, обязательным этапом является самостоятельная деятельность обучающихся.
Оценки за выполнение практических занятий выставляются по пятибальной системе. Оценки за практические занятия являются обязательными текущими оценками по изучению профессионального модуля.
В результате освоения МДК 02.02 Технология механизированных работ в растениеводстве обучающиеся должны:
уметь:
- производить расчет грузоперевозки;
- комплектовать и подготовить к работе транспортный агрегат;
- комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения работ по возделыванию сельскохозяйственных культур;
знать:
- основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве;
- основные свойства и показатели работы машинно-тракторных агрегатов (МТА);
- основные требования, предъявляемые к МТА, способы их комплектования;
- виды эксплуатационных затрат при работе МТА;
-общие понятия о технологии механизированных работ, ресурсо- и энергосберегающих технологий;
-технологию обработки почвы;
-принципы формирования уборочно-транспортных комплексов;
-технические и технологические регулировки машин;
-технологии производства продукции растениеводства;
-технологии производства продукции животноводства;
-правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Результатом освоения профессионального модуля является овладение общими и профессиональными компетенциями
Код | Наименование результата обучения |
ПК2.1. | Определять рациональный состав агрегатов и их эксплуатационные показатели |
ПК 2.2. | Комплектовать машинно-тракторный агрегат. |
ПК 2.3. | Проводить работы в машинно-тракторном агрегате. |
ПК 2.4. | Выполнять механизированные сельскохозяйственные работы. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Перечень практических работ по МДК 02.02 Технология механизированных работ в растениеводстве.
Темы практических работ | Количество часов |
Практическое занятие № 1 «Составление технологической карты для возделывания озимой ржи» | 2 |
Практическое занятие № 2 «Составление технологической карты для возделывания яровой пшеницы» | 2 |
Практическое занятие № 3 «Составление технологической карты для возделывания ячменя» | 2 |
Практическое занятие № 4 «Составление технологической карты для возделывания картофеля» | 2 |
Практическое занятие № 5 «Изучение технологии лущения и пахоты» | 2 |
Практическое занятие № 6 «Изучение технологии боронования, культивации» | 2 |
Практическое занятие № 7 «Изучение технологии дискования, снегозадержания» | 2 |
Практическое занятие № 8 «Подготовка РОУ – 6 для внесения органических удобрений» | 2 |
Практическое занятие № 9 «Подготовка ПРТ – 10 для внесения органических удобрений» | 2 |
Практическое занятие № 10 «Подготовка МВУ – 6 для внесения минеральных удобрений» | 2 |
Практическое занятие № 11 «Подготовка опрыскивателя ОП – 2000 к работе» | 2 |
Практическое занятие № 12 «Подготовка протравителя семян ПС – 10 к работе» | 2 |
Практическое занятие № 13 «Подготовка протравителя ПСШ – 3 к работе» | 2 |
Практическое занятие № 14 «Подготовка косилки КРН – 2,1 к работе» | 2 |
Практическое занятие № 15 «Подготовка грабель ГВР – 6Б к работе» | 2 |
Практическое занятие № 16 «Подготовка пресс – подборщика ПРП – 1,6 к работе» | 2 |
Практическое занятие № 17 «Подготовка сеялки СЗУ – 3,6 к работе» | 2 |
Практическое занятие № 18 «Подготовка агрегатов зерноуборочных машин для уборки зерновых культур» | 2 |
Практическое занятие № 19 «Подготовка агрегатов для послеуборочной обработки зерна» | 2 |
Практическое занятие № 20 «Подготовка агрегатов для посадки и междурядной обработки картофеля» | 4 |
Практическое занятие № 21 «Подготовка агрегатов для уборки картофеля и сортировки» | 4 |
Практическое занятие № 22 «Подготовка агрегатов для посева и междурядной обработки сахарной свеклы» | 4 |
Практическое занятие № 23 «Подготовка агрегатов для уборки и погрузки сахарной свеклы» | 4 |
Практическое занятие № 24 «Подготовка агрегатов к поливу» | 4 |
Практическое занятие № 25 «Подбор дождевальных насадок» | 4 |
Практическое занятие № 26 «Подготовка машин для посева овощных культур» | 2 |
Практическое занятие № 27 «Подготовка машин для ухода за посевами овощных культур» | 4 |
Практическое занятие № 28 «Подготовка машин для уборки овощных культур» | 3 |
Итого: | 69 |
Практическое занятие № 1
Тема: Составление технологической карты для возделывания озимой ржи.
Цель занятия: ознакомиться с методикой составления агротехнической части технологической карты возделывания озимой ржи.
Методические указания.
Технологическая карта – это документ, в котором планируется технология производства, объемы работ, средства производства и рабочая сила, необходимая для их выполнения, а также размер материальных затрат на выращивание той или другой с\х культуры на определенной площади. Такие карты составляют для каждой культуры и по отдельным видам незавершенного производства.
При составлении технологической схемы возделывания культуры студенты должны научиться в правильной последовательности перечислять все операции в конкретных условиях с момента уборки предшественника до уборки и послеуборочной обработки урожая возделываемой культуры. В схеме отмечают агротехнические требования к проведению операций, указывают агротехнические сроки их проведения, а также качественные показатели выполнения работ, перечисляют используемые сельскохозяйственные машины и орудия.
При разработке технологии следует предусмотреть конкретные условия ее применения. Необходимо указать район, хозяйство, звено севооборота (предшественник), должна быть дана агрохимическая характеристика почвы, перечислены преобладающие сорняки, вредители и болезни. Нужно выбрать сорт. Можно указать основные лимитирующие экологические факторы (недостаток влаги в определенный период, заморозки весной и осенью и др.), ограничения, связанные с нехваткой материальных средств — удобрений, пестицидов и др. Исходя из цели возделывания культуры (на семена, на корм, для переработки), природно-климатических особенностей и уровня материального обеспечения, следует обосновать планируемую урожайностью.
Задание. Изучить технологию возделывания озимой пшеницы и составить агротехническую часть технологической карты по возделыванию. Технологическую схему возделывания культуры составляют по следующей форме:
Технологическая схема возделывания
______________________________________________
(культура)
Район_______________________ Преобладающие:
Сорт ________________________ сорняки_____________________
вредители ___________________
болезни______________________
Предшественник______________________
Агротехническая характеристика почвы________________________________
Планируемая урожайность _____________________________т/га
Технологическая операция | Срок проведения | Агротехнические требования | Сельскохозяйственные машины и оборудование |
| | | |
Форма отчета: технологическая карта
Практическое занятие № 2
Тема: Составление технологической карты для возделывания яровой пшеницы.
Цель занятия: ознакомиться с методикой составления агротехнической части технологической карты возделывания яровой пшеницы.
Методические указания.
Технологическая карта – это документ, в котором планируется технология производства, объемы работ, средства производства и рабочая сила, необходимая для их выполнения, а также размер материальных затрат на выращивание той или другой с\х культуры на определенной площади. Такие карты составляют для каждой культуры и по отдельным видам незавершенного производства.
При составлении технологической схемы возделывания культуры студенты должны научиться в правильной последовательности перечислять все операции в конкретных условиях с момента уборки предшественника до уборки и послеуборочной обработки урожая возделываемой культуры. В схеме отмечают агротехнические требования к проведению операций, указывают агротехнические сроки их проведения, а также качественные показатели выполнения работ, перечисляют используемые сельскохозяйственные машины и орудия.
При разработке технологии следует предусмотреть конкретные условия ее применения. Необходимо указать район, хозяйство, звено севооборота (предшественник), должна быть дана агрохимическая характеристика почвы, перечислены преобладающие сорняки, вредители и болезни. Нужно выбрать сорт. Можно указать основные лимитирующие экологические факторы (недостаток влаги в определенный период, заморозки весной и осенью и др.), ограничения, связанные с нехваткой материальных средств — удобрений, пестицидов и др. Исходя из цели возделывания культуры (на семена, на корм, для переработки), природно-климатических особенностей и уровня материального обеспечения, следует обосновать планируемую урожайностью.
Задание. Изучить технологию возделывания яровой пшеницы и составить агротехническую часть технологической карты по возделыванию. Технологическую схему возделывания культуры составляют по следующей форме:
Технологическая схема возделывания
______________________________________________
(культура)
Район_______________________ Преобладающие:
Сорт ________________________ сорняки_____________________
вредители ___________________
болезни______________________
Предшественник______________________
Агротехническая характеристика почвы________________________________
Планируемая урожайность _____________________________т/га
Технологическая операция | Срок проведения | Агротехнические требования | Сельскохозяйственные машины и оборудование |
| | | |
Контрольные вопросы
1.Указать способ уборки яровой пшеницы
2.Указать виды спелости яровой пшеницы и влажность зерна при этом
3.Перечислить приемы борьбы с сорняками и вредителями
Практическое занятие № 3
Тема: Составление технологической карты для возделывания ячменя.
Цель занятия: ознакомиться с методикой составления агротехнической части технологической карты возделывания ячменя.
Методические указания.
Технологическая карта – это документ, в котором планируется технология производства, объемы работ, средства производства и рабочая сила, необходимая для их выполнения, а также размер материальных затрат на выращивание той или другой с\х культуры на определенной площади. Такие карты составляют для каждой культуры и по отдельным видам незавершенного производства.
При составлении технологической схемы возделывания культуры студенты должны научиться в правильной последовательности перечислять все операции в конкретных условиях с момента уборки предшественника до уборки и послеуборочной обработки урожая возделываемой культуры. В схеме отмечают агротехнические требования к проведению операций, указывают агротехнические сроки их проведения, а также качественные показатели выполнения работ, перечисляют используемые сельскохозяйственные машины и орудия.
При разработке технологии следует предусмотреть конкретные условия ее применения. Необходимо указать район, хозяйство, звено севооборота (предшественник), должна быть дана агрохимическая характеристика почвы, перечислены преобладающие сорняки, вредители и болезни. Нужно выбрать сорт. Можно указать основные лимитирующие экологические факторы (недостаток влаги в определенный период, заморозки весной и осенью и др.), ограничения, связанные с нехваткой материальных средств — удобрений, пестицидов и др. Исходя из цели возделывания культуры (на семена, на корм, для переработки), природно-климатических особенностей и уровня материального обеспечения, следует обосновать планируемую урожайностью.
Задание. Изучить технологию возделывания ячменя и составить агротехническую часть технологической карты по возделыванию. Технологическую схему возделывания культуры составляют по следующей форме:
Технологическая схема возделывания
______________________________________________
(культура)
Район_______________________ Преобладающие:
Сорт ________________________ сорняки_____________________
вредители ___________________
болезни______________________
Предшественник______________________
Агротехническая характеристика почвы________________________________
Планируемая урожайность _____________________________т/га
Технологическая операция | Срок проведения | Агротехнические требования | Сельскохозяйственные машины и оборудование |
| | | |
Контрольные вопросы
1. Срок посева ячменя
2. Глубина посева
3. Сеялки, используемые для посева ячменя
4. Срок уборки ячменя
Практическое занятие № 4
Тема: Составление технологической карты для возделывания картофеля.
Цель занятия: ознакомиться с методикой составления агротехнической части технологической карты возделывания картофеля.
Методические указания.
Технологическая карта – это документ, в котором планируется технология производства, объемы работ, средства производства и рабочая сила, необходимая для их выполнения, а также размер материальных затрат на выращивание той или другой с\х культуры на определенной площади. Такие карты составляют для каждой культуры и по отдельным видам незавершенного производства.
При составлении технологической схемы возделывания культуры студенты должны научиться в правильной последовательности перечислять все операции в конкретных условиях с момента уборки предшественника до уборки и послеуборочной обработки урожая возделываемой культуры. В схеме отмечают агротехнические требования к проведению операций, указывают агротехнические сроки их проведения, а также качественные показатели выполнения работ, перечисляют используемые сельскохозяйственные машины и орудия.
При разработке технологии следует предусмотреть конкретные условия ее применения. Необходимо указать район, хозяйство, звено севооборота (предшественник), должна быть дана агрохимическая характеристика почвы, перечислены преобладающие сорняки, вредители и болезни. Нужно выбрать сорт. Можно указать основные лимитирующие экологические факторы (недостаток влаги в определенный период, заморозки весной и осенью и др.), ограничения, связанные с нехваткой материальных средств — удобрений, пестицидов и др. Исходя из цели возделывания культуры (на семена, на корм, для переработки), природно-климатических особенностей и уровня материального обеспечения, следует обосновать планируемую урожайностью.
Задание. Изучить технологию возделывания картофеля и составить агротехническую часть технологической карты по возделыванию. Технологическую схему возделывания культуры составляют по следующей форме:
Технологическая схема возделывания
______________________________________________
(культура)
Район_______________________ Преобладающие:
Сорт ________________________ сорняки_____________________
вредители ___________________
болезни______________________
Предшественник______________________
Агротехническая характеристика почвы________________________________
Планируемая урожайность _____________________________т/га
Технологическая операция | Срок проведения | Агротехнические требования | Сельскохозяйственные машины и оборудование |
| | | |
Контрольные вопросы
1. Назовите морфологические отличия растений картофеля, выращенных из семян и из клубня
2. На чем основаны косвенные методы определения крахмала в клубнях картофеля?
3. Каким из косвенных методов можно определить содержание крахмала в 1 клубне
4. Опишите строение листа картофеля.
5. Как называется соцветие картофеля?
6.Назовите сортовые признаки картофеля по клубням?
7. Можно ли определить сорт картофеля только по клубням?
8. Назовите сортовые признаки картофеля по листьям, по цветкам.
9. Перечислите основные операции по возделыванию картофеля.
Практическое занятие № 5
Тема «Изучение технологии лущения и пахоты»
Цель занятия:
1.Изучить технологию лущения.
2.Ознакомиться с агротехническими требованиями, предъявляемыми к вспашке, техническими характеристиками плугов для вспашки почв.
Часть 1 «Лущение»
Краткие теоретические сведения.
1.Цель операции Лущение проводят для рыхления верхнего слоя почвы (до 18 см), перемешивания ее, измельчения пожнивных остатков и сорняков. После лущения верхний слой почвы будет измельчен, что сократит расходы на последующую пахоту на 25%. Пожнивные остатки и наземные части сорняков будут измельчены и заделаны в почву (не менее 50%), где перегниют, станут удобрением. Семена сорняков, до этого лежавшие на поверхности, окажутся во влажной почве и начнут прорастать. Корни, корнеотпрысковых сорняков, будут измельчены и дадут новые ростки, из спящих почек. Это свойство лущения получило название " провокация ". Примерно через 10 дней после лущения, поле покроется, молодой, свежезеленой, порослью сорняков (зеленый пожар). В этот период, через 10-14 дней, после лущения и необходимо произвести вспашку, чтобы заделать, молодые еще неокрепшие, сорняки в почву, на большую глубину(22-30см). С такой глубины они не прорастут, а перегниют и станут удобрениями. Если упустить этот срок, то сорняки окрепнут и более поздняя пахота их не уничтожит. |
2.Агротехнические требования 1. Глубина обработки должна соответствовать заданной. 2. Неравномерность глубины обработки ± 1см. 3. Гребнистость не более 2см. 4. Огрехи не допускаются. 5. Заделка пожнивных остатков не менее 50%. 6. Гребни прямолинейны. |
3.Подготовка МТА Состав машинно-тракторного агрегата (МТА) выбирается исходя из следующих требований: 1. Размеры и конфигурация поля. 2. Состояние почвы. 3. Засоренность поля и виды сорняков. 4.Подбор лущильника 1. Чем меньше поле, тем меньший лущильник выбирается, так на полях до 50 га выбирают ЛДГ-5, от 50 до 100 га — ЛДГ-10 2. На тяжелых почвах, предпочтительнее использовать для лущения, дисковую борону, настроенную для лущения на меньший угол атаки. 3. На слабозасоренных (сорняками) полях и не имеющих корнеотпрысковых сорняков, применяют дисковые лущильники, глубина обработки до 12см. На сильнозасоренных полях или полях засоренных, глубокорастущими корнеотпрысковыми сорняками (осот) применяют лемешные лущильники (ППЛ-10-25), глубина обработки до 18см. 5.Подбор трактора Трактор выбирают в зависимости от марки лущильника, необходимо чтобы сопротивление лущильника соответствовало тяговой характеристики трактора. Например для тракторов класса тяги 1,4 тонны (МТЗ-80) берется лущильник ЛДГ- 6.Составление МТА Очистка лущильника от консервирующей смазки. Проверка комплектности и исправности лущильника. Доукомплектование лущильника и устранение неисправностей. Соединение с трактором. Настройка лущильника на площадке. |
7.Подготовка поля Перед началом работ необходимо убедится, что поле готово к проведению операции " Лущение ", то есть предыдущая операция " Внесение удобрений " выполнена. Сделать подъезды и выезды с поля. Определить количество агрегатов, так чтобы закончить операцию за 2-3 дня. Разбить поле на загоны. Обозначить опасные места вешками. Отбить (провесить) поворотные полосы. Определить способ и направление движения агрегата, поперек посева. Если поле имеет много сорняков, то применяем перекрестный способ движения МТА. Для уничтожения осота и других глубокозалегающих корней, применяют лемешные лущильники или тяжелые дисковые бороны например БДТ-3. Отбить линию первого прохода. |
8.Работа При первом проходе настроить лущильник на глубину обработки. Первый проход сделать по провешенной линии. Последующие проходы, так чтобы не было огрехов и больших перекрытий. По окончании обработки загонов, разделать поворотные полосы. |
9.Контроль и оценка качества Проверка производится в два этапа: На первом этапе проверяет бригадир и тракторист, периодически во время работы. На втором проверяет учетчик или агроном после завершения работы. Проверяется: Глубина обработки в 10-12 местах по диагонали поля. Допускаемые отклонения ±1см. Заделка стерни и сорняков не менее 50%. Отсутствие огрехов. Прямолинейность гребней. Контрольные вопросы: 1.Для чего проводят лущение? 2.Какие агротехнические требования предъявляют при проведении данной операции? 3.Опишите работу по подготовке поля к лущению. |