Яковлева Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Терентьевская СОШ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к методическому семинару по теме
«Художественные средства выразительности на уроках русского языка и литературы»
Изучение средств выразительности на уроках русского языка и литературы имеет огромное эстетическое и практическое значение. Перед нами стоит задача стилистического изучения языка, т.е. изучение языка в его употреблении, как материала, из которого создается литературное произведение.
Анализ словесной ткани произведения позволяет глубже понять его истинное содержание, его истинную идею, вооружает обучающихся знаниями, необходимыми для самостоятельного толкования смысла и эстетических качеств художественного текста. Умение адекватно понимать художественный текст – один из основных показателей общекультурного развития человека. Адекватность понимания, в свою очередь, в значительной степени определяется умением анализировать средства языковой выразительности, используемые в данном тексте. Вот почему тема данной работы представляется весьма актуальной. Конечно, изучение изобразительных средств имеет и чисто практическую направленность – подготовку обучающихся к успешной сдаче ГИА.
Актуальной задачей для меня стала разработка методической системы, которая предусматривает организацию деятельности обучения русскому языку и литературе с учетом эстетических возможностей средств выразительности, способствует развитию у школьников чувства слова, формирует у них потребности в совершенствовании собственной речи и чисто практического умения выполнять задания ОГЭ и ЕГЭ.
Цель образовательной деятельности для решения проблемы в рамках педагогического опыта – это способствование формированию навыков работы с художественным текстом, изобразительно-выразительными средствами языка, поиска и адаптация эффективных способов подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
1. Проанализировать и адаптировать используемые в педагогике технологии работы с художественным текстом, изобразительно-выразительными средствами языка.
2. Внедрить в практику наиболее эффективные методы и приемы для развития навыков работы с художественным текстом, изобразительно-выразительными средствами языка в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.
3. Разработать цикл учебных занятий для развития навыков работы с художественным текстом, изобразительно-выразительными средствами языка.
Использую элементы русской словесности в уроки русского языка согласно программе уже в 5 классе, потому что именно с этого времени обучающиеся приступают к последовательному, системному изучению лингвистики и не просто знакомятся с отдельными литературными произведениями разных жанров на уроках литературы, а учатся их анализировать, работая с текстом.
Например, при изучении раздела «Лексика и фразеология» в 5 классе рассматривается переносное значение слова как основа создания художественных тропов: эпитета, олицетворения, метафоры. При изучении темы «Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные» анализируем использование приёма олицетворения в художественном тексте; при изучении темы «Имя прилагательное» – употребление прилагательных в качестве эпитетов и т.д. Если тропы, в основе которых лежит слово как лексическая единица, изучаем в 5-7 классах, а впоследствии расширяем и углубляем знания о них, то со стилистическими фигурами, в основе которых лежит синтаксическая единица, знакомимся в 8-9 классах при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация», хотя строго ограничивать сроками введение понятий языковой выразительности не следует.
Практические приемы при работе с художественным текстом на уроках русского языка и литературы
1. Анализ текста.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
(Пушкин А.С.)
Задания для анализа лексики:
А) Объясните с помощью этимологического словаря правописание слова «печальным».
Б) Объясните лексическое значение слова «сень», проверьте себя по толковому словарю.
В) Объясните лексическое значение слова «обнажалась», подберите синонимы.
Задания для анализа эстетической функции языка:
А) Словесное рисование: какая картина представляется вам при чтении этого отрывка?
Б) Какие звуки осени удалось воспроизвести автору?
В) Повтор каких звуков речи помогает создать картину осени? Дайте определение приёма. Выделите эти звуки в тексте.
2. Творческая работа: «раскрашивание» текста.
Исходный текст:
Ночь. Луна висит над поймой реки. Облака плывут по небу. Где-то вдали кричит какая-то птица. Старый лес шумит. Могучие ели качают своими верхушками.
Задание: С помощью наречий «раскрасьте» текст дважды: передайте сначала состояние покоя, затем состояние тревожного ожидания.
Задание после прослушивания полученных вариантов: отметьте среди использованных вами наречий наречия-эпитеты и наречия-метафоры.
Все перечисленные формы работы позволяют ученикам сначала проводить наблюдения над изобразительно-выразительными средствами языка, затем, пользуясь образцами, включать их в свои творческие работы и, наконец, научившись пользоваться ими свободно, вводить в собственную устную и письменную речь.
3. Соотнесите тропы и их определения
1. Метафора | А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности |
2. Метонимия | Б. Преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета |
3. Перифраз | В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений |
4. Ирония | Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты |
5. Литота | Д. Употребление слова иди выражения в значении, обратном буквальному, цель - насмешка |
4. Какой троп использован:
В. А. Жуковским в создании образа моря:
Ты живо, ты дышишь: сметенной любовью
Тревожною думой наполнено ты…
А. С. Грибоедовым в монологе Фамусова:
Не то на серебре – на золоте едал
Такая работа вырабатывает умения находить средства выразительности и определять их роль, значение в тексте. Работа над сравнением, эпитетом и метафорой начинается с 5 класса на уроках литературы.
5. Прочитайте отрывок из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья». Проследите, как автор разнообразит языковые средства, рассказывая о людях, изгнанных из старого замка.
6. Как вы представляете себе картину, изображенную А. Пушкиным: Вся комната янтарным блеском озарена…
7. Объясните переносное значение слова в составе словосочетаний типа серебристый смех, гореть от стыда, зацепиться за мысль, лапы дуба, руки весны, крылья быстроты, проседь берез, сноп овсяных волос.
Изучая в 6-м классе темы «Имя прилагательное» и «Суффиксы прилагательных», сообщаю учащимся, что суффикс имеет значение, придает оттенок слову. Например, - оват-, -еват-, - «немного такой», «слегка», беловатый, ноздреватый; –ист- «похожий на…», - серебристый, золотистый. Сообщаю, что конструкции со словами «похож, похожий на» – одно из средств выражения сравнений.
Для анализа предлагаю примеры:
Озеро тонуло в клочковатом (похожем на клочки) тумане.
Вот от солнца остается серебристый ободок.
Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет.
При изучении метафоры ввожу понятие «устойчивые метафоры». С существительными – крыло самолета, нос корабля, ножка стола, лист бумаги, стрелка часов, заря жизни, ручка двери.
С прилагательными – стальное перо, горячее сердце, тонкий голос, тяжелый крест.
С глаголами – выходить за рамки, кружится голова, температура скачет.
Учащимся предлагаю различные творческие задания с использованием метафор.
В последующие годы обучения работа над сравнением, эпитетами и метафорами продолжается.
Комплексный подход к теме «Художественные изобразительные средства» осуществляется за счет уроков литературы, на которых провожу огромную работу над текстом художественного произведения с выявлением всех выразительных средств, стилистических особенностей произведения. Помогает этому работа по анализу стихотворения (обычно элементарного в 5-7-х классах) и более серьезная ведется в 8-11-х классах. Особо интересны творческие работы под названием «Сон Гринева» по главе II повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», «Дуэль Базарова и Одинцовой» по главе XVII романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», «День Обломова» по главе I романа И. А. Гончарова «Обломов». С учетом уровня знаний учащихся разработаны памятки по анализу эпизодов для 5-11 классов.
Систематическая работа по изучению выразительных средств языка способствует формированию эстетического языкового вкуса школьников, знакомит их с метафоричностью речи, обогащает их собственную речь, помогает правильно понять художественный текст через язык.
Позитивный результат работы с художественным текстом и средствами выразительности просматривается в предметных конкурсах разных уровней. Обучающиеся успешно являются победителями и призёрами интернет-олимпиад по литературе и русскому языку, демонстрируют свои умения на научно-практических конференциях, представляют свои работы на областных и всероссийских конкурсах (очных и дистанционных). Выпускники моего класса в 2019 году по результатам ОГЭ по русскому языку показали 100% успеваемость, средний балл составил 29, средняя оценка «4», процент качества образования составил – 68%.
Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Ведь еще Конфуций писал: «Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что зовётся умелым наставничеством...».
Используемые ресурсы:
1. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного произведения [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Г. Бабенко. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2007.– 496 с.
2. Бахтин, М.М. Вопрос стилистики на уроках русского языка в средней школе [Текст]/ М.М. Бахтин // Русская словесность. - 1994. – № 2. – С. 47-56.
3. Валгина, Н.С. Современный русский язык [Текст]: учеб./под ред. Н.С. Валгиной. – 6-е издание, перераб. и доп. / Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина - М.: Логос, 2002. – 528 с.
4. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие для вузов для бакалавров и магистрантов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. - Рн/Д.: Феникс, 2013. – 539 c.
5. Винокур Г.О. О языке художественной литературы [Текст]: учебно-методическое пособие / Г.О. Винокур. - М.: Высшая школа, 1991. – 445 с.
6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. – 139 с.
7. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. - М.: Просвещение. – 2013. – 207 с.
8. Диброва Е.И. Современный русский язык [Текст]: учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин. - М.: Юрайт, 2013. – 559 c.
9. Крысин, Л.П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.П. Крысин. - М.: ИЦ Академия, 2013. – 240 c.