СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика профессионального обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика профессионального обучения»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 57
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

(ФКП образовательное учреждение № 57)








Методическое пособие

для мастеров производственного обучения

«СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ»
















2021

Общая структура уроков (занятий)

производственного обучения

Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.

Рассматривая структуру урока производственного обучения, следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера производственного обучения и обучающихся.


Структурными этапами (частями) урока производственного обучения:

I

II

III

IY

Организационный этап

Вводный

этап

Основной

этап

Заключительный этап

1-2 %

12-15 %

70-85 %

5-6 %

5 мин.

40 мин.

5 часов

15мин.


Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:


1. Организационный этап (вводный инструктаж) урока:

  • выявление отсутствующих обучающихся;

  • проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);

  • организация внимания и готовность обучающихся к уроку.

Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или раздела программы. Назначение его – подготовить обучающихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.


2. Вводный этап урока:

  • сообщение темы;

  • ознакомление с целями;

  • мотивация деятельности обучающихся;

  • повторение материала специальных предметов, теоретических предметов;

  • показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений обучающихся);

  • инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);

  • пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;

  • объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;

  • закрепление требований ТБ;

  • определение и разъяснение заданий обучающихся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;

  • сообщение норм времени, критериев оценок;

  • организация рабочего места.

3. Основной этап (текущий инструктаж) урока:

Деятельность обучающихся:

  • выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;

  • самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;

  • самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.


Деятельность мастера производственного обучения:

  • мотивация обучающихся по видам учебно-производственных работ;

  • наблюдение;

  • целевые обходы;

  • индивидуальное инструктирование;

  • коллективное инструктирование;

  • закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;

  • прием результатов работы;

  • оценивание;

  • определение дополнительных заданий сильным обучающихся.


4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока:

  • сообщение о достижении целей урока;

  • анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;

  • разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;

  • анализ выполнения ТБ, норм времени;

  • сообщение оценок;

  • сообщение темы следующего урока;

  • объяснение домашнего задания;

  • уборка рабочих мест.

Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение урока.

Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) урока производственного обучения взаимосвязан, направлен на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.

По каждому структурному этапу урока производственного обучения мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер производственного обучения при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:

  • структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;

  • должна быть связь между структурными элементами урока;

  • длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока;

  • не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;

  • структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.


Классификация типов уроков производственного обучения


Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и от урока по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Направленность урока производственного заключается в том, чтобы обучающийся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.

Урок производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования обучающихся, решающая роль в этом принадлежит мастерам производственного обучения. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность обучающихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методическая грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материала, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы:

1. Вводный тип урока (первый раз в учебных мастерских или на производстве).

2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.

3. Урок по выполнению простых комплексных работ.

Комплексная цель этого типа урока – ознакомить обучающихся с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.

4. Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).

Комплексная цель этого типа урока – формировать у обучающихся и самостоятельно планировать технологический процесс, выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.

5. Урок контрольно-проверочный.

Комплексная цель этого типа урока – обеспечить контроль, проверку прочности, сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения обучающихся к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.


Сочетание типов и видов уроков производственного обучения

п/п

Тип урока производственного обучения

Вид урока

производственного обучения

1.

Вводный урок

Производственная экскурсия, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок.

2.

Урок по изучению трудовых приемов и операций

Производственная экскурсия, урок упражнений, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок

3.

Урок по выполнению простых комплексных работ

Урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар производственного обучения, производственная конференция, урок упражнений, урок-праздник первой детали, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок «деловая игра».

4.

Урок по выполнению сложных комплексных работ

Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар п/о, производственная конференция, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок «деловая игра».

5.

Урок контрольно-проверочный

Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), производственная конференция, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок-аукцион ученических изделий, урок-отчет, урок «деловая игра».


Формы организации учебно-производственной деятельности обучающихся на уроке, практике


Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и обучающихся. Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей.

Формы организации учебной работы с обучающимися


Особенности, признаки


В каком случае выбираем ту или иную форму?





Фронтальная

(групповая)

Мастер работает сразу со всей группой.

Учебная цель для всех обучающихся общая.

Обучающиеся должны слушать, запоминать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего» обучающегося.

1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.

2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит инструктаж для всех.

3. В ходе заключительного инструктажа, когда мастер оценивает работу группы в целом и отдельных обучающихся и т.п.




Индивидуальная

Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания.

Мастер работает с обучающимися по очереди, проводит индивидуальный инструктаж. И только, когда у них одинаковые ошибки (типичные), останавливает работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж.

1. В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, остальные обучающиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают.

2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

3. В ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе.



Парная (ведущий – ведомый, ролевая

мастер – обучающийся)

Когда мастер организует работу парами: сильный обучающийся – слабый обучающийся или два равных по успеваемости. Когда мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара: мастер – обучающийся).

Организует взаимоконтроль.

1. В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары обучающихся обсуждают предстоящее задание.

2. В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3. В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг друга, в паре и т.д.



Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.)

Цель общая только для членов команды (бригады, звена).

Задачи бригаде могут быть разные, также возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером остается ведущая роль).

1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованы бригады, звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решения.

2. В ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.

3. В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня и т.д.


Методические требования к уроку (занятию) производственного обучения

Урок в учебных мастерских и в условиях производства - является основной формой организации производственного обучения, по избранной обучающимися профессии. При подготовке к уроку мастер производственного обучения должен учитывать следующие требования, повышающие качество обучения обучающихся:

  • комплексно-методическое обеспечение мастерской, урока;

  • соответствие урока требованиям ФГОС, ЕКТС и профессионального стандарта по профессии и учебной программы;

  • определение типа, вида урока профессионального обучения, комплексно-дидактических целей, структуры урока профессионального обучения;

  • целесообразность отбора структурных этапов и структурных элементов и дозировки времени;

  • определение форм организации обучения и уровней обучения;

  • соблюдение санитарно-гигиенических условий труда и правил ТБ;

  • подбор дидактического материала;

  • обеспечение связи данного урока профессионального обучения с предыдущими и последующими уроками профессионального обучения и теоретическим обучением;

  • применение оптимальных методов и методических приемов обучения;

  • выбор методов и методических приемов индивидуального и коллективного текущего инструктирования с учетом целей обхода;

  • определение разнообразных видов и способов контроля знаний, умений, навыков, приемов труда;

  • формирование у обучающихся положительных мотивов к производственному обучению и познавательного интереса к изучаемой профессии;

  • формирование у обучающихся на уроке прочных профессиональных знаний, приемов труда;

  • разработка системы повторения и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков;

  • разъяснение выполнения домашнего задания;

  • овладение педагогическим тактом, культурой речи, быстротой принятия решений на уроке.


Примерная схема анализа практического занятия


1. Оценка организационной деятельности мастера

  1. Наличие и качество учебно-материальной базы урока (учебно-наглядные пособия, инструменты, документация, приспособления, материалы, объекты труда и т.д.).

  2. Наличие плана урока и краткого конспекта вводного инструктажа у мастера.

  3. Владение мастером научным содержанием учебного материала. Уровень профессионального мастерства.

  4. Четкость постановки мастером перед обучающимися темы, учебной цели и воспитательных задач урока.

  5. Создание атмосферы энергичного темпа работы обучающихся.

  6. Контроль мастера и самоконтроль обучающихся.

  7. Выполнение мастером психологических и этических требований к организации урока.

  8. Соблюдение санитарно-гигиенических условий в учебных мастерских.

  9. Организация урока с точки зрения требований и правил охраны труда и техники безопасности, НОТ.


2. Оценка деятельности мастера на уроке с точки зрения дидактики

  1. Обеспечение на уроке неразрывного единства обучения, воспитания и развития обучающихся.

  2. Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке.

  3. Актуализация знаний обучающихся. Оптимальность методов обучения, используемых при опросе, объяснении материала. Обучение методам работы новаторов производства.

  4. Методика личного показа трудовых приемов. Замедленная демонстрация трудовых действий. Сочетание объяснения и демонстрации при изготовлении изделий, формирование умений и навыков, закреплении.

  5. Умение мастера эффективно использовать межпредметные связи на уроках.

  6. Методика и эффективность использования на уроке наглядности, технических средств обучения.

  7. Методика закрепления и проверки усвояемости обучающихся нового материала. Инструктирование по самоконтролю.

  8. Использование обучающимися инструктивно-технологической документации при изготовлении изделий.

  9. Методика подведения итогов учебного дня. Анализ качества выполнения обучающимися заданий. Разбор типичных ошибок, их причин, затруднений, имевших место в формировании профессиональных умений и навыков.

  10. Эффективность контроля за качеством знаний, умений и навыков обучающихся. Объективность оценки.

  11. Степень достижения главной дидактической цели урока (какого уровня обученности достигла группа).


3. Воспитательная деятельность мастера на уроке

1. Воспитание у обучающихся отношения к труду на уроке:

а) воспитание у обучающихся творчества и инициативы, развитие технического мышления и конструктивно-технических способностей;

б) воспитание желания работать сознательно и качественно, высокопродуктивно, эффективно и творчески решать производственные задачи;

в) воспитание у обучающихся бережного отношения к общественной собственности и личной ответственности за результаты своего труда; глубокое уважение к людям труда и ко всему тому, что создано трудом человека;

г) воспитание у обучающихся нравственных качеств;

д) привитие обучающимися умений и навыков культуры труда.

2. Состояние дисциплины и организованности обучающихся на уроке.

3. Связь с жизнью, с практикой при реализации воспитательных целей урока.

4. Использование мастером воспитательных возможностей оценки.

5. Степень воспитательного воздействия личности мастера на обучающихся.


4. Характеристика работы группы

  1. Отношение обучающихся к уроку. Внимание, активность и работоспособность обучающихся на уроке. Дисциплина.

  2. Степень достоверности и доказательности ответов обучающихся, соответствие их знаний современному уровню содержания трудового обучения.

  3. Наличие у обучающихся познавательного интереса к уроку, к специальности, к профессии.

  4. Степень самостоятельности мышления обучающихся, умений оригинально и творчески решать стоящие перед ними проблемы, применять полученные знания в конкретной ситуации.

  5. Умение обучающихся читать чертежи, использовать техническую документацию, производить графические расчеты.

  6. Умение обучающихся пользоваться инструментом, приспособлениями и приборами.

  7. Внешний вид на уроке.


4. Выводы и предложения

  1. Достижение целей урока.

  2. Общая оценка урока по методике изложения, научному уровню, краткая характеристика основных положительных моментов и недостатков.

  3. Предложения и рекомендации.










11