Г
осударственное казенное общеобразовательное учреждение
Гуковская школа-интернат № 12
"Модуль воспитательной работы
по формированию духовно - нравственного
и патриотического воспитания обучающихся".
Выполнила: руководитель ШМО
кл. руководителей и
воспитателей - Е.В. Шилова
декабрь 2024г
Будущее страны создается сегодня. От того, как поставлено воспитание детей зависит перспектива завтрашнего общества. Воспитание нравственности, высокой культуры у обучающихся – первостепенная задача.
Под воспитанием понимается — «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде»
В современных условиях реализации ФГОС 3 поколения, необычайно велика роль патриотического воспитания в духовном развитии личности. Развитие личности выдвигается как основная цель образования, а патриотизм – как одна из основных ценностных характеристик личности.
Актуальность проблемы патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества.
Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Роль учителя в патриотическом воспитании школьников, а значит и в становлении будущего страны и края трудно переоценить. Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей и каждым из них в отдельности, по силам воспитывать личность, гражданина и патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей социальной действительности. Это возможно при условии высокого уровня профессионализма, активности и убежденности в важности деятельности по патриотическому воспитанию школьников.
В условиях многонациональности нашего государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.
Причины проблем духовно-нравственного воспитания.
- Морально-нравственная дезинтеграция общества.
- Отсутствие чётких положительных ориентиров для молодого поколения.
- Спад культурно- досуговой деятельности с детьми и молодёжью.
- Пропаганда в СМИ жестокости, насилия.
- Низкий уровень доверия и социальной солидарности.
- Нарушение преемственности поколений.
- Недостаток гражданского, патриотического самосознания.
- Рост национализма.
- Снижение ценности производительного труда, творчества и образования.
- Усиление миграционных процессов.
- Снижение ценностей семейной жизни.
- Ослабление физического, социального и психического здоровья населения.
Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Формирование патриотизма подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под формированием патриотизма понимается постепенное и неуклонное становление у учащихся любви к своей Родине.
Патриотизм, по мнению Абрамовой Н.А., представляет собой интегративное качество личности, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям, эмоционально-ценностное отношение к служению интересам Родины;
- стремление нести ответственность за нее, вставать на ее защиту;
- готовность к выполнению гражданского долга;
- стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины.
У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, почтение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
В данном аспекте неоценима роль школы, которая является основополагающим общественным институтом целенаправленного духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания обучающихся.
В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России и «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»).
Классный руководитель является важным звеном, объединяющим семью и школу в единое целое, задает тон формированию социально-активной личности, развитию духовных ценностей личности.
Одной из целей стратегии развития является формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека являются значимыми аспектами воспитания подрастающего поколения. Создание и проведение мероприятий, которые заинтересуют обучающихся, и при этом, будут соответствовать стратегии (создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей) является задачей классного руководителя.
Ярким примером является проведение таких классных часов как «Историческая правда», где ребятам нужно доводить правильную информацию о событиях происходящих на Украине, основываясь на достоверных фактах и документах, формировать у учеников среднего и старшего звена школы адекватную позицию по вопросу проведения Вооруженными силами России специальной миротворческой операции по защите Донецкой и Луганской народных Республик, доводить информацию о международной безопасности и мерах, которые наша страна предпринимает для ее поддержания.
Согласно новому ФГОС начального общего образования личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части гражданско-патриотического воспитания:
*становление ценностного отношения к своей Родине - России;
*осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
*уважение к своему и другим народам;
*первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Согласно новому ФГОС основного общего образования личностные результаты освоения программы основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части патриотического воспитания:
*осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
*ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
*уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Согласно новому ФГОС рабочая программа воспитания должна обеспечивать организацию личностно значимой и общественно приемлемой деятельности для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, осознания сопричастности социально позитивным духовным ценностям и традициям своей семьи, этнической и (или) социокультурной группы, родного края, уважения к ценностям других культур.
Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Исходя из нормативных документов всероссийского, регионального и муниципального уровней, классный руководитель может выделить следующие приоритетные направления в своей работе:
патриотическое воспитание, которое формирует:
- гражданскую позицию;
- патриотическое сознание;
- национальное самосознание;
- любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества;
гражданское образование и воспитание, которое формирует:
- гражданина России, способного отстаивать ее интересы;
- проектирует индивидуальную траекторию развития и самосовершенствования личности;
- толерантное поведение,
- условия социализации полноценного участия личности в решении
общественно значимых задач общества;
- потребности быть самостоятельной и ответственной личностью;
- аналитические компетенции и критическое мышление школьников;
духовно-нравственное развитие и воспитание, которое создает условия для:
- развития самосознания,
- формирования моральных качеств, установок в соответствии с нормами и традициями жизни общества,
- формирования и развития системы духовно-нравственных знаний и ценностей,
- формирования у воспитанников традиционных, национальных и моральных ценностей семьи.
Основной целью классного руководителя, как тьютора патриотического, духовно-нравственного воспитания является создание условий для развития духовно-нравственных патриотических качеств и компетентностей школьников, для их активного участия в общественной жизни класса, школы, города, страны.
Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:
-утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому страны, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;
- создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;
- воспитание граждан в духе уважения к Конституции, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;
- привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов – Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;
- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие анти патриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;
-формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.
Реализация задач патриотического воспитания граждан осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
Ценностные ориентации определяют направленность и отношение личности самопроявлении, обусловленном интересами, предпочтениями и стремлениями достичь определенных целей, существенно сказывающихся на его социальном развитии, социализации на этапе становления взрослости. (приложение 1)
Преподавателям нельзя забывать о том, что основными выразителями ценностей и традиций являются этнические, религиозные общества. Поэтому при осуществлении духовно-нравственных воспитательных задач развитие юного гражданина осуществляется через интеграцию личности в те социальные группы, которые составляют российское общество, а также через приобщение к традициям, которые имеют большое влияние в стране и мире.
Духовно - нравственное воспитание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Задачи нравственного воспитания:
- Дать представление о традиционных национальных ценностях.
- Рассказывать о хороших и плохих поступках, о поведении в школе и дома, в общественных местах и на природе.
- Научить уважению и доброжелательному отношению к родителям, педагогам, одноклассникам, друзьям.
- Способствовать установлению в коллективе дружеских отношений, атмосферы взаимопомощи и поддержки.
- Формировать бережное отношение к природе.
- Дать представление об этикете и культуре речи.
- Формировать умение признавать свои ошибки и анализировать свое поведение.
- Рассказывать о негативном влиянии на психику человека компьютерных игр, телевидения, кино, рекламы.
- Формировать неприятие аморальных поступков, грубости, оскорблений.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье.
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь обучающихся.
Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве.
Результат воспитания – воспитанная личность.
Нравственное воспитание должно идти по нескольким направлениям. Это урочная и внеурочная деятельность, а также различные внешкольные мероприятия. Педагог может использовать разные инструменты, чтобы достичь поставленных целей.
Рекомендуется проблемный подход к обучению, при котором обучающиеся работают в небольших группах . Такой подход дает возможность для диалога и взаимодействия между обучающимися, что считается решающим для их морального развития.
Важнейшим методом формирования нравственного сознания является положительный пример, взятый из жизни. Педагог позволяя детям учиться у него через его действия, используя положительное подкрепление, поощряя хорошее поведение там, где это уместно, и создавая ситуации, в которых они могут применять усвоенные ценности на практике привьёт обучающимся эти ценности.
Форматы мероприятий духовно-нравственного направления:
- игры духовно-нравственного содержания;
- беседы и воспитательские занятия;
- мастер-классы по рукоделию и другой творческой деятельности;
- проведение совместных праздников;
- просмотр фильмов;
- экскурсии, целевые прогулки;
- музыкальные и литературные вечера;
Духовно нравственное воспитание осуществляется практически на всех уроках, и его эффективность зависит от многих составляющих:
- насколько интересно ученикам содержание предмета;
- методы обучения, применяемые учителем на уроках;
- какую атмосферу сумел создать преподаватель;
- личность самого учителя.
Для того чтобы каждый обучающийся чувствовал себя комфортно, учитель должен отвести ему в коллективе особое место, на котором обучающийся сможет себя максимально проявить.
Подросток почувствует себя важным и незаменимым в общем процессе, возрастет чувство его собственного достоинства.
Такой способ воспитания позволит учителю без принуждения побудить своих обучающихся соответствовать принятым в человеческом обществе принципам морально-этического поведения.
Духовно-нравственное воспитание детей – важнейшая задача учителей: привить современному ребенку нравственные ценности в противовес негативному влиянию телевидения, СМИ и Интернета.
Наше будущее только в наших руках! Необходимо показывать правильный пример детям. Каждый из нас – это часть сильной нации, которой есть чем гордиться!
Целевые ориентиры базовых национальных ценностей как основы целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Направления | Характеристики (показатели) |
Гражданское | Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе. Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России. Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод. Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.). Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края. Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе. |
Патриотическое | Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру. Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране. Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность. Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации. Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности. Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях. |
Духовно-нравственное | Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России. Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков. Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора. Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам. Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий. Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан. Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей. Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России |
Физическое | Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких. Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность). Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья. Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде. Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели. Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием. Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям. |
Трудовое | Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей. Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность. Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний. Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе. Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации. Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей. |