Современный урок английского языка –
это интеркультурный урок. Как известно язык и культура неотделимы друг от друга. Особое внимание при отборе содержаний обучения уделяю его социокультурной и нравственной направленности. Пытаюсь использовать современные технологии, аутентичные тексты, все, что помогает мыслить системно, узнавать новое, учит общению, так как целью современного урока является коммуникативная компетенция.
Компьютерные технологии открывают новые возможности в преподавании иняз. Мультимедийные средства просты в применении. Они повышают интенсивность урока и повышают его эмоциональное воздействие на обучающихся. Информационные технологии дают нам один из лучших способов презентации нового материала с использованием звука, видео, графики, мультипликации, а также интерактивных упражнений. Новые информационные технологии предлагают более эффективные варианты представления творческих идей. тексты и диалоги можно набрать и обработать в электронном виде, сэкономив при этом время, бумагу. Это не требует дополнительных оформительских способностей. Красочные иллюстрации несложно превратить в презентабельный вид.
Пользуясь новыми технологиями за последнее время, я наработала следующие презентации. Это уроки, открытые классные часы, презентация работы кружка, выступления на конференциях школьного и районного уровня.
Но Мир ребенка богат и многогранен. Его нельзя вместить в рамки одной или нескольких технологий или методик. В канву любой методики должна вплетаться работа по воспитанию нравственности, ибо знания вне духовного и нравственного начала могут быть опасными и разрушительными. Необходимо использовать громадный воспитательный потенциал, как уроков английского языка, так и внеклассной работы. Однако произнеси на уроке хоть 10 раз гуманизм, гуманизм или нравственность, нравственность высоконравственная личность не появится сама собой. Приходится много работать, думать, искать, как воспитать лучшие человеческие качества в наших детях. Поделюсь опытом, как я пытаюсь это делать. Делаю презентацию своего опыта по воспитанию нравственности при помощи новых форм работы. Покажу вам фрагменты презентаций уроков или мероприятий, которые я провела за последние 2-3 года. Одно из последних событий, в котором участвовал мой класс, это конкурс чтецов «Моя Россия». Наша композиция называлась «Тихий расстрел». В ней мы использовали стихи поэтов эмигрантов, известных, таких как Цветаева и неизвестных. Несмотря на боль и горечь, которые этим людям пришлось испытать, они все-таки любили Россию, помнили ее, тосковали по ней. Это мероприятие способствовало воспитанию чувства патриотизма сострадания, милосердия. А это категории нравственные.
Следующий фрагмент урок англ. яз в 10кл. Тема Великие библиотеки мира. Для подготовки этого урока мне пришлось воспользоваться интернет ресурсами, благо информационные возможности всемирной сети неисчерпаемы. Тут мы взяли то, чего нет в учебнике. Узнали, что Александрийская библиотека была самой большой из древних. Здесь работали Пталомей, Евклид. В древности библиотеку называли аптекой души. Было интересно узнать, что в штате Библиотеки Британского музея работает 6 кошек, охраняют книги от мышей, получают жалованье. Новостью было и то, что в библиотеке Конгресса в Вашингтоне хранится Библия Гуттенберга. А длина всех полок книжных составляет 850 км.
Мне редко нравится то, что я делаю. Но следующее мероприятие, которое я провела в рамках недели гумм цикла, Диалог культур мне греет душу. Это был праздник «Рождество – христиан» для детей 1-5 классов. Присутствовали родители, учителя. Здесь было удачное сочетание духовного содержания и разнообразных форм: песен, стихов, танцев, музыки. Мальчики играли в хоккей, а девочки даже катались на роликовых коньках. Сопровождалось действие кадрами презентации. Дети узнали, что Христианство это мировая культура, что Рождество – светлый праздник. А Новый год на планете празднуют 21 раз, начиная с сентября по октябрь. И что чужие традиции нужно уважать.
Со дня основания научно-практической конференции «Эрудит» мы с моими детьми участвуем в ней. « года назад темой у нас была «Культура». Мы с детьми подготовили работу «Музыка и наркотики». Такая тема дала возможность говорить о различных муз. стилях, о великой силе воздействия музыки, о том, что безнравственно заканчивать жизнь в расцвете сил от употребления наркотиков и что для молодых людей лучшим наркотиком может служить хорошая музыка.
Ну а одну из своих презентаций 2-х летней давности, когда мои дети были 7 классниками, я хочу показать, если позволите, полностью. Потому что это анализ работы класса за год. По такому отчету можно судить о присутствии или отсутствии нравственного начала в работе кл. рук. В нашей школе есть хорошая традиция. Чтобы вам было понятно, мне придется часть комментария, что давали дети, озвучить.
Позвольте сделать некоторые выводы. Конечно, детям нравятся уроки и мероприятия с использованием информационно-коммуникативных технологий. Их использование в учебном процессе будет способствовать формированию только положительной мотивации в обучении. Но любое готовое задание требует переработки в зависимости от уровня знаний и умений уч-ся. Нестандартный урок это праздник для учащихся. При проведении таких уроков следует помнить не только о разнообразии типов уроков, но и о возрастных особенностях уч-ся, где принципы посильности и личностной ориентации играют главную роль.
Все используемые методы, приемы и формы работы позволяют наблюдать положительную динамику уч-ся т.е. заинтересованность в англ. яз. как языке прогрессивном, цифровом компьютерном. Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении. Но это эффективное средство против однообразия. В заключении хочется сказать, какими бы исключительными и замечательными технологиями не изобиловал современный образовательный процесс, учителя, его живое слово, его душу, его творчество ничто заменить не сможет. Хочется надеяться, что мы работаем, не напрасно и передадим эстафету в надежные руки.
В условиях села, учитель был и остается основным просветителем. И … еще снимают головной убор у входа в школу. Возродить Россию это, прежде всего, возродить село, что по силам только лишь здоровому, духовно богатому и образованному поколению. Недаром народная мудрость гласит, «Когда мелеет река – идут к истокам».