Материал подготовила социальный педагог
Боричевская Розалия Рафиковна
МБОУ «Красноясыльская сош»
Родительское собрание
«МЫ В ОТВЕТЕ ЗА НАШИХ ДЕТЕЙ»
Для начала давайте прочитаем реплику о молодых людях одного очень известного человека: «Нынешняя молодёжь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу и изводят учителей?»
Как вы считаете, кому может принадлежать это высказывание, и о молодёжи какого века идёт речь?
Эти слова принадлежат Сократу, такой он видел молодёжь 5 века до н.э.
Вывод: Испокон веков молодое поколение вызывало у взрослых негодование и шокировало своим грубым поведением. Нынешняя молодёжь также любит красивую жизнь, имеет дурные манеры и не уважает старших.
С одной стороны, нет повода для волнения - всё происходит точно так же, как и 26 веков назад. К тому же перед детьми открыто много возможностей для занятия физкультурой и спортом. Существует огромное количество физкультурно-оздоровительных комплексов, спортивных секций, кружков по интересам.
Но с другой стороны наших детей окружает сейчас море соблазнов, среди них алкоголь, курение, наркотики, которые могут разрушить их молодые жизни.
Наш сегодняшний разговор и посвящен деликатной теме- теме превращения мальчиков в юношей, а девочек - в девушек. Но прежде чем наступит красивый и радостный период юношества, наши с вами дети переживают период раннего отрочества. Его еще можно назвать периодом гадкого утенка, периодом неприязни и неприятия себя, периодом отрицаний и страданий, подростковый период.
По – разному переживают дети этот период: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слёзы, стараются ответить на те вопросы которые ставит перед ними сама ситуация взросления.
Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей не только для него, но и для взрослых, которые с ним взаимодействуют.
Для подросткового возраста характерны раздражительность, вспыльчивость, повышенная возбудимость, которая в соединении с бурной энергией и активностью при недостаточной выдержке приводит, зачастую, к нежелательным поступкам, нарушениям дисциплины и даже правовым нарушениям и преступлениям.
Однако, подростковый возраст – это не какой-то «инвалидный» возраст. Напротив, это возраст кипучей энергии, активного образа жизни. Но именно в это время у подростков ярко проявляется импульсивность, которая является сигналом внутреннего неблагополучия.
Подростковый возраст – опасный возраст.
Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится, всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо, но тем не менее количество малолетних преступников растет, тысячи подростков попадают в воспитательно-трудовые колонии, спецшколы, наркологические диспансеры.
Почему такое происходит?
Игра «Чистый лист»
(Ведущий берет чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки):
Представим себе, что это душа ребенка.
Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).
Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.
Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!
Когда он перестает верить в себя - ……..
Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........
А что в итоге?
(В листе бумаги должна появиться внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния. Эти и другие причины формируют факторы риска, которые подталкивают ребенка на отклоняющееся поведение.
Мозговой штурм
Выявление причин правонарушений (на карточках негативные и позитивные причины, родители выбирают те, которые приводят к правонарушениям)
* пренебрежительное отношение к учебе, знаниям.
* стремление к примитивному времяпровождению.
* зависть
* преобладание материальных потребностей различных вещей и других материальных ценностей.
* жадность.
* социальная незащищенность
* неуверенность в завтрашнем дне.
* удовлетворение противозаконным способом свои интересы, стремления, эмоции.
* низкий материальный уровень жизни
* низкий уровень правовой культуры семьи
* ответственное отношение к учебе, знаниям.
* обладание внутренним миром
* общение с искусством, природой
* доброта
* взаимопонимание в семье
* принятие подростка взрослыми
* авторитарность родителей
* гиперопека
* недостаточное внимание и любовь со стороны родителей
* асоциальное поведение родителей (алкоголизм, наркомания, токсикомания и т.п.)
* чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка
* понимание подростка взрослыми
* неправильные взаимоотношения в семье
* неблагоприятные условия семейного воспитания
* чрезмерная требовательность
* стремление утвердить себя среди сверстников любым способом
* достать деньги для выпивки
* отомстить кому-либо
* стремление подражать взрослым
* стремление подражать ровесникам, старшим товарищам
* потребность в «острых ощущениях»
* следование словам «Все так делают»
* дефицит внимания к ребенку в семье
* безнадзорность
* разлад между родителями
* стрессовые ситуации, конфликты в семье
* элементарное любопытство
* не выглядеть трусом
* не быть «белой вороной»
* не выглядеть "маменькиным сынком"
Анализ причин.
-- А с чем связаны данные причины?
Таким образом, отклонения в поведении ребенка являются следствием «особых» отношений в семье, школе, в подростковой среде.
«Как строить отношения с детьми, чтобы они не стали правонарушителями»
Умные родители должны позаботиться о том, чтобы их ребёнок не стал правонарушителем, предупредить противоправные поступки. Потому что спасать ребёнка, который совершил правонарушение, гораздо сложнее.
1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Тогда ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой, т.е. неумение справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.
4. Элементарное любопытство - дети живут чувствами, им все хочется испытать. Думать о последствиях они еще просто не умеют;
5. Желание не отстать от других, не выглядеть трусом, "маменькиным сынком", "белой вороной".
Работа в группах по определению правил для родителей
«Как строить отношения с детьми, чтобы они не стали правонарушителями»
Умные родители должны позаботиться о том, чтобы их ребёнок не стал правонарушителем, предупредить противоправные поступки. Потому что спасать ребёнка, который совершил правонарушение, гораздо сложнее.
“Памятка для родителей”
Умейте слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
Умейте говорить с ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность.
Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
Признавайте свои ошибки, просите прощения за неправильные действия и поступки, будьте справедливым в оценке себя и других.
Памятка для родителей.
Ваш ребёнок входит в пору своего физического взросления. Это вносит определённые изменения в его характер. Очевидное физическое взросление меняет взгляды ребёнка на жизнь, его ценностные ориентиры. Значение семьи для Вашего ребёнка в этот период времени непреходяще. Ему как никогда, необходимо Ваше тепло и забота, понимание и доверие.
а) Старайтесь говорить со своим ребёнком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
б) Опасайтесь получения Вашим ребёнком информации из чужих уст.
в) Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас Ваши дети.
г) Будьте открыты для общения с ребёнком, даже если Вы чего- то не знаете или в чём-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
д) Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с Вашим взрослением. Ребёнок будет их переживать с Вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали Вы.
е) Постарайтесь сделать так, чтобы Ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное.
ё) В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
ж) Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
з) Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребёнка.
и) старайтесь защищать своего ребёнка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
«Для дочери должна быть авторитетом мать, для мальчика — отец»
211
♦ Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.
♦ Если вы видите, что ребенку трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.
♦ Показывайте ребенку пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева и не стройте планы мести.
♦ Сделайте всё, чтобы ваш ребенок в каждый момент времени чувствовал, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать и пожалеть.
Восемь «нет!» для мамы с папой
Не запугивайте, не угрожайте ребенку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь;
Не прибегайте к насилию – насилие всегда воспроизводится;
Не провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами;
Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими – принимайте его таким, какой он есть;
Не сдерживайте своих чувств – старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства, выраженные потом или авансом, редко оказываются подлинными;
Не замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайте сами и непременно выслушивайте детей;
Не приносите жертв – ребенку не может быть хорошо, если плохо вам;
Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.