СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Н. Носов " Заплатка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке литературного чтения учащиеся работают над правильным и выразительным чтением  через развитие понимания содержания и эмоционального настроения героя. Учатся формулировать ответы на вопросы, строят речевые высказывания в устной форме. Высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Просмотр содержимого документа
«Н. Носов " Заплатка"»


Автор: Костина Валентина Владимировна, учитель начальных классов

Тема урока: Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА»

Тип урока: изучающее чтение

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и коммуникативных способностей, фор­мированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло - добро; содействовать воспитанию чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки

Планируемые результаты

Предметные:

объясняют зна­чения пословиц; правильно назы­вают произведение; понимают главную мысль; работают с диало­гами

Метапредметные:

познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; строят рассуждения; выделяют существенную информацию из текста; готовят рассказ на заданную тему;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно восприни­мают оценку; планируют свое действие

Личностные:

высказывают свое мне­ние, подтверждая собственными аргумен­тами и авторитетным мнением

Образовательные ресурсы: карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики



Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Орг. момент

актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг другу и приступим к работе.


Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви

II. Мотивация учебной деятельности

Цели:

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности

Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

- И так, что мы будем делать сегодня на уроке?

Начнём работу на уроке с проверки домашнего задания.





Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать и читать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение).





Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность


включения в учебную деятельность;

- установить тематические рамки;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.




III. Проверка

домашнего

задания

- Назовите общую тему произведений, которые мы читали.

- Какое произведение изучали на прошлом уроке?

- Что такое рассказ?



- Кто автор этого рассказа?

- Какая пословица подходит к этому произведению?

Организует пересказ рассказа Е. Пермяка «Смородинка».



- Выполним задания-тесты по прочитанному произведению.

Вариант I

1. Что посадила Таня рядками?

а) Листочки; б) черенки; в) ростки.

2. Дополните предложение: «Таня разметила вскопанную землю...»:
а) линейкой; б) шнурком и колышками; в) лопатой.

Вариант II

1. Где Таня вырастила смородину?

а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде.

2. Дополните предложение: «Вскоре из почек ростки...»:
а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали

- «Дети».


- Рассказ Е. И. Пермяка «Смородинка».

- Рассказ - это произведение, в котором автор правдоподобно рассказывает о каком-либо
событии из жизни героя.

- Евгений Александрович Пермяк.

Называют пословицу.


Пересказывают рассказ:

1-й ряд - 1-я часть.

2-й ряд - 2-я часть.

3-й ряд - 3-я часть.

Выполняют задания по вариантам по прочи­танному произведению.










Осуществляют взаимопроверку

Ориентируются в своей системе знаний. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необхо­димую взаимопомощь партнеру


IV. Актуализация знаний

- Прочитайте отрывки из произведений.

1. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и по­ползла к дивану.

2. Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

3. Механик Винтик и его помощник Шпунтик были очень хорошие мастера. Они были похожи друг на друга. Из карманов вечно торча­ли гаечные ключи, клещи, напильники и другие железные инстру­менты.

- Кто автор этих строк?

- Попробуйте смоделировать обложку книги.

Н.Носов




Заплатка










- Все книги Н. Носова рассказывают веселые и забавные истории из жизни детей, без смеха читать их невозможно. Носов писал:

«На­сколько я себя помню, я всегда был юмористом. По-моему, я так родился, то есть у меня этот дар от природы».

- Отгадайте, что спряталось в этой записи?

(зал - л) + (платок - о) + а =

- Что такое заплатка!

- Заплатка - это кусок ткани. В основе этого слова лежит древнерус­ское слово плат, что означает «кусок ткани». От этого слова

образо­вались слова платок, платье, заплатка

Читают отрывки вслух.












- Николай Николаевич Носов.
Моделируют обложку.
Работают в парах.














Предугадывают название текста.

- Заплатка.

Высказывают свои предположения

Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Формулируют ответы на вопросы.

Формируют и аргументи­руют свое мнение по об­суждаемой проблеме



III. Постановка учебной

проблемы

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая Николаевича Носова и его произведением «Заплатка». Носов написал много произведений о детях и для детей. Все они наполнены юмором.

- Что такое юмор?

Внимательно слушают, отвечают на вопрос

Принимают и сохраняют

учебную задачу

IV. Изучение

нового мате-

риала.

1. Знакомство

с биографией

Н. Н. Носова.
















2. Первичное

слушание

текста.

3. Анализ про­изведения

4. Выразитель-

ное чтение

и анализ

эпизодов.

На доске портрет писателя и выставка книг.

Знакомит с биографией писателя.

Рисунок 1

Ресурсный материал.

- Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в аудиозаписи).

- Понравился вам рассказ?

- Как звали главного героя произведения?

- Чем хвастался Бобка?

- Что случилось с его штанами?

- Почему мама не стала зашивать штаны?

- Почему Бобка сам решил зашить штаны? Прочитайте.

- Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все сделал сам и очень
аккуратно?

- Как автор относится к мальчику?

- Что смешного в этом рассказе?

- У вас на столах лежат листки с заданиями. Прочитайте рассказ и найдите ответ на поставленный вопрос.

1-я группа. Почему мама не помогла сыну?

2-я группа. Почему Бобка решил сам пришить заплатку на свои штаны и как он это сделал?

3-я группа. Прочитайте пословицу. Подходит ли она к рассказу Н. Носова «Заплатка»?

- К какому жанру относится это произведение?

- Почему вы так решили?

- С чего начинается история?

- Какие были штаны?


Внимательно слушают.

Рассматривают портрет писателя и его книги, представленные на выставке.




Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.












Читают рассказ и готовятся ответить на поставленный вопрос.




- Терпение и труд все перетрут.



- История начинается с описания штанов.

- Они были замечательные, защитного цвета, солдатские.


Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Адекватно воспринимают

информацию, полученную из рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи. Ориентируются в своей

системе знании. Делают выводы в результа­те работы.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необхо­димую взаимопомощь партнеру.





Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме.

Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей системе знании.

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию   из одной




5. Фронтальный опрос, составление схематического плана по ключевым

словам.























Физминутка


- Найдите предложение, которое показывает, как мальчик дорожит штанами. Зачитайте его.

(1-й «кирпичик» к схеме.)

1. Солдатские штаны


2. Бобка и мама





3. Заплатка


4 Молодец




- Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.)


- Что сделал Бобка?

- Найдите и прочитайте, что сказали ребята в ответ.


- Как поступил мальчик?




- Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й «кирпичик» к схеме.)


- Мальчик остался доволен своей работой?

- Что же он сделал?

- Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе? (4-й «кирпичик» к схеме.)

- Что ответил Бобка?


- Вам понравился мальчик?

- Что понравилось в нем?

- По схематическому плану дома приготовите пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».

- Я называю слова. Если слова характеризуют положительное отношение к работе, то вы делаете наклон вперед. Если слова характеризуют отрицательное отношение к работе, то вы присаживаетесь.

- «От досады он чуть не заплакал».








- Мама рассердилась.

- «Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?»

- Он решил ходить в штанах с дыркой.

- «Какой же ты солдат, если у тебя штаны с дырой».

- Ему стало стыдно. Он пошел домой, попро­сил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи и стал зашивать дырку.

- «Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя сморщилась так, что одна штанина стала короче».

- Нет. Ему не понравилось.

- «Он взял ножик и отпорол заплатку».

-«Молодец!».


- «Эх, мне бы пуговицы научиться приши­вать».

- Понравились его терпение, старание, настойчивость в работе.



Учащиеся выполняют движения со словами учителя.

формы в другую (составлять ответы на вопросы);

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

Уметь представить подготовленную информацию в виде письменных или устных ответов.

Уметь находить дополнительные сведения по теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в группах, распределять роли. Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать выводы

Умение слушать и слышать речь учителя и выполнять определенные движения.






6. Игра «Найди

и прочитай».











7. Работа в тетради.








8. Восстановление плана и пересказ



(Добросовестно, аккуратно, кое-как, старательно, небрежно, без интереса, увлеченно, спустя рукава, с любовью, по приказу).

- Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает заплатку первый раз. Прочитайте.

- Что Бобка говорит иголке? Почему?

- Понравилась ли Бобке его работа?

- С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?

- Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка переделывает свою работу.

- Как он работал во второй раз?

- Найдите слова, которые указывают на то, что Бобка очень старался.

- Как ребята отнеслись к работе Бобки?

- Каким вы представляете себе Бобку?

- Откройте тетради на с. 19. Какие черты характеризуют Бобку?

Осуществляет проверку задания.

- Каким был мальчик в начале рассказа?

- Как вы думаете, что помогло ему исправиться?

- Прочитайте пословицу.

- Как вы ее понимаете? Подходит ли она к рассказу «Заплатка»?


Восстановление плана:

Разговор с мамой. (3)

Гордость Бобки. (6)

Замечательные штаны. (1)

Нелегкое дело: (5)

- первая попытка;

- вторая попытка.
- «Какой же ты солдат?» (4)
- Дырка (2)




Отвечают на вопросы.












Самостоятельно работают в тетрадях.



- Ленивым, злым.

- Труд, упорство.

- Терпение и труд все перетрут.

- Благодаря терпению и труду мальчик справился с работой. Значит, эта пословица подходит к рассказу.

Читают повторно про себя





Умеют оформлять свою мысль в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знании.

Делают выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный

контроль и оказывают

в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

партнеру






V. Итог урока.

Рефлексия

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.


- Рассмотрите выставку книг.

- Кто из вас читал книги Н. Носова?

- Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите смайлик (в конверте на столе).

- Урок хочется закончить словами пословицы, но она рассыпалась! Соберите ее в парах.

- Прочитайте хором.

Окончание урока словами писателя:

"Вряд ли стоит комментировать рассказы знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру и благородству".

(Сергей Михалков)



Желающие поднимают руки.


Собирают пословицу: «Где труд, там и ра­дость»

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Регулятивные:

Осуществлять контроль, оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Личностные:

Оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Домашнее

задание

Выполнить задания в учебнике (с. 47-51, пересказ по плану с ключевыми словами); тетради (с. 20, задания 2, 3).

Творческое задание по выбору:

- нарисовать портрет Бобки;

- написать свою смешную историю

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы

Выделяют и осознают

то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, качество и уровень усвоения

Перечень учебного материала, используемого на уроке

  1. Беседы с учителем: 2 класс/ под ред. Л.Е.Журовой.-М.: Вентана-Граф, 1999.

  2. Ефросинина.Л.А. Литературное чтение. 2 класс: метод. Пособие / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  3. Русские писатели: библиограф, словарь: в 2 т./ под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвящение, 1990.

  4. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [авт. - сост. Л.А.Ефросинина].- 6-е изд. дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

  5. Рабочая тетрадь ≪Литературное чтение. 2 класс в 2-х ч. (Автор Л.А. Ефросинина)