СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Начальная школа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "ПДД" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Начальная школа»

Пояснительная записка

Программа курса «Правила дорожного движения" предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход и пассажир» автор Я.Ф. Виноградова. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Планируемые результаты


Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.

В процессе изучения программы у второклассников будут сформированы:

  • личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;

- установка на здоровый образ жизни;

- способность к самооценке

  • регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- устанавливать причинно-следственные связи

  • познавательные УУД:

- осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;

- отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;

- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;

- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

  • коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

  • предметные УУД:

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

  • дорожную разметку на проезжей части ив местах остановок маршрутных транспортных средств;

  • условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);

  • опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;

  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

  • виды автомашин специального назначения и особенность их движения;

  • положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;

  • виды перекрёстков;

  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;

  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;

  • определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;

  • пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;

  • выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;

  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

Содержание программы

Третий год

Ориентировка в окружающем мире (10 ч.)

  • Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа (несколько полос движения, регулируемый и нерегулируемый участок дороги, одностороннее движение и др.).

  • Оценивание дорожных

  • Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения (поворот, задний ход), правила поведения пешехода в соответствии с ними.

Ты — пешеход (21 ч.)

  • Дорога используется для движения транспортных средств. Особенности дорог в городе и в сельской местности («полевые пути», «зимники»). Части (элементы) дороги: проезжая часть; тротуар, обочина, разделительная полоса. Правостороннее движение.

  • Перекресток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог. Разные виды перекрестков (четырехсторонний, трехсторонний, круговой). Регулируемый перекресток. Светофоры с дополнительными секциями. Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора. Регулировщик, особенности его внешнего вида (форма, отличительные знаки, жезл, диск). Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика.

  • Дорожные опасности: правила перехода дороги на нерегулируемом участке дороги (где нет пешеходных переходов и перекрестков). Правила движения в темное время суток.

  • Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения. Предупреждающие знаки: «железнодорожный переезд со шлагбаумом», «железнодорожный переезд без шлагбаума». Запрещающие знаки: «движение на велосипедах запрещено». Предписывающие знаки: «велосипедная дорожка». Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы: «дорога с односторонним движением», «жилая зона», «конец жилой зоны».

Ты — пассажир (3 ч.)

  • Выходить из транспортного средства на проезжую часть только в том случае, если нет опасности и не создаются помехи для других участников движения.

  •  


  1. класс

Месяц

Тема

Задачи

сентябрь

Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

- Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.

-Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.

-Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.

октябрь

Новое о светофоре и дорожных знаках

-Расширить знания о светофоре и дорожных знаках.

- Развивать понимание, осмысление и осознание безопасных действий в опасных ситуациях.

ноябрь

Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта.

- Повторить материал о перекрестке за курс 2-ого класса,

- Сформировать представление об опасных поворотах транспорта.

-Учить ориентироваться в опасных ситуациях.

- Отработать в игровой форме навыки безопасного поведения на перекрестке.

- Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность.

декабрь

Правила перехода проезжей части дороги

- Формировать у учащихся умения и навыки безопасных действий при переходе проезжей части дороги.

- Воспитывать наблюдательность, бдительность, осторожность и дисциплинированность.

январь

Остановочный и тормозной путь автомобиля.

- -Формировать чувство опасности при переходе проезжей части дороги перед близко идущим транспортом.

-Объяснить, остановочный и тормозной путь автомобиля.

- Расширить словарный запас по дорожной лексике.

февраль

Правила перехода железной дороги.

-Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге.

-Развивать целостность восприятия окружающей среды.

- Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей

март

Правила езды на велосипеде

- Учить предвидеть опасность приезде на велосипеде.

-Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.

апрель

Правила поведения в транспорте.

- Воспитывать культуру поведения учащихся в общественном транспорте.

- Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.

май

«Я-пешеход»

(экскурсия)

- Закрепить полученные учащимися знания.

-Расширить словарный запас по дорожной лексике.

-Формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды.







Календарно-тематический поурочный план

учебного предмета «Правила дорожного движения»

в 3 классе


п/п

Дата


Тема урока

Оборудование


Виды деятельности обучающихся.

Формы контроля

(к разделу)

Требования к уровню подготовки обучащихся

по ФГОС (УУД)

(к разделу)

1.


Детский дорожно-транспортный травматизм. Безопасные маршруты «Дом – школа – дом»



Презентация «На пути в школу», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши



Пересказывать и понимать тексты и графические изображения о правилах дорожного движения.


Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.


Описывать увиденные дорожные ситуации.


Характеризовать поведение участников дорожного движения.


Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа




Исследовать (на основе непосредственных жизненных наблюдений) связи поведения участников дорожного движения и частотой ДТП.


Проводить групповые наблюдения во время практических занятий.


Различать дорожные знаки и дорожную разметку.


Группировать дорожные знаки по назначению.


Анализировать дорожную обстановку.


Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).


Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- доклад



Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.


Приводить примеры различных дорожных ситуаций.


Определять виды перекрёстков.


Сравнивать и различать сигналы светофора, регулировщика и водителей транспортных средств.


Характеризовать условия, обеспечивающие безопасность при переходе дорог.


Составлять рассказ по итогам практического занятия (тренинга).


Формы контроля:

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа


Проводить групповые наблюдения во время экскурсий по микрорайону и в тренажёрный класс.


Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.


Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.


Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.


Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.


Формы контроля:

- устный опрос;

- доклад;

- письменная самостоятельная работа;

- творческая работа;

- контрольная работа


Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.


Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей.


Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.


Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

учащиеся должны знать

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;

  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;

  • виды автомашин специального назначения;

  • положения регулировщика,;

  • виды перекрёстков;

  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;

  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь

  • выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;

  • определять виды перекрёстков;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

2.


История возникновения Правил дорожного движения





Презентация «Дорожные знаки», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши


3.


Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Перекрестки и их виды





Презентация «Дорожная разметка», рабочие тетради, цветные карандаши

4.


Сигналы, регулирующие дорожное движение

Практическая работа на тренинговой площадке:

Как правильно перейти улицу без светофора

Презентация «Правила для пассажиров», набор табличек «Дорожные знаки»;

рабочие тетради, цветные карандаши


5.


Дорожные знаки и их группы






Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

6.


Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств



Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

7.


Ожидание общественного транспорта. Посадка и высадка пассажиров



Презентация «Перекрёстки»; рабочие тетради, цветные карандаши

8.


Обязанности пассажиров

Проверочная работа по теме:

Обязанности пассажиров



Презентация «Наш друг – светофор»; рабочие тетради, цветные карандаши

9.


Правила перехода улиц и дорог после высадки из общественного транспорта

Презентация «Сигналы регулировщика», макет жезла; рабочие тетради, цветные карандаши


10.


Скрытые опасности на дороге. Дорожные «ловушки»

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши


11.


Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение  транспортных средств и пешеходов

Маршрутные листы с заданиями для групп





12.


Правила перехода улиц и дорог. Одностороннее и двустороннее движение

Проверочная работа по теме: Как правильно перейти улицу со светофором и без светофора


Презентация с фотографиями опасных мест города;

рабочие тетради, цветные карандаши


13.


Правила безопасности при переходе железнодорожных переездов

Презентация «Будь внимателен!»; рабочие тетради, цветные карандаши


14.


Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах

Презентация «Мы - пассажиры»; рабочие тетради, цветные карандаши


15.


Что делать при ЧС на дорогах

Презентация «Мы - пассажиры», задания для групп; рабочие тетради, цветные карандаши


16.


Велосипед и дорожное движение.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши




17.


Игра: «Регулировщик движения»

Работа с доской «Азбука пешехода»

18.


Транспорт – каким ты был раньше?

Презентация «История транспорта»

19.


Каким был первый транспорт?

20.


Что такое «огненная тележка»?

21.


Конкурс поделок «Транспорт прошлого».

22.


Итоговое занятие. «Азбука дорог».

Рабочие тетради, цветные карандаши


23.


Тормозной путь транспортных средств.

24.


Условия безопасности при пользовании общественным транспортом.

Работа с доской «Азбука пешехода»


25.


Проектная работа по теме: «Общественный транспорт».

26.


Тесты на знание ПДД.

Рабочие тетради, цветные карандаши.

27.


Причины ДТП.

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.

28.


Когда ты становишься водителем.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши


29.


Железнодорожный переезд.

Презентация «Внимание - дорога!»; рабочие тетради, цветные карандаши


30.


Государственная автомобильная инспекция.

Встреча с инспектором дорожного движения.

31.


Экскурсия на предприятие.


32.


Повторение изученного в 3 классе.

Рабочие тетради, цветные карандаши

33.


Праздник « Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения!»

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися.

34.


Работа над ошибками.

Безопасность на дорогах в летние каникулы

Сводка о ДТП в городе за последний год, карточки для групп с примерами дорожных ситуаций, выставка плакатов, изготовленных учащимися


4