Наглядности в процессе трудового обучения в коррекционной школе Работа учителя трудового обучения в коррекционной школе Наглядность при изучении раздела «Элементы материаловедения» Использование наглядности при изучении раздела «Технология изготовления швейных изделий» | |
Наглядности в процессе трудового
обучении в коррекционной школе
Работа учителя трудового обучения в коррекционной школе
Главная задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить выпускникам школы их адаптацию в обществе. Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков учащихся. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие. При чувственном восприятии образы изучаемого материала формируются быстрее, дольше сохраняют в памяти, чем и объясняется эффективность использования средств наглядности. Именно по этой причине наглядность, ее функции, характер и приемы ее использования в учебном процессе коррекционной школы играют (или, по крайней мере, должны играть) ведущую роль. Без них трудно будет представить себе и повышение теоретического уровня знаний школьников в овладении ими практическими технологиями.
Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученикам вычленять, группировать существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор формы сочетания наглядности со словом учителя. Во многих случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.
В коррекционной школе принцип индивидуального подхода в обучении приобретает значение особенное. Успех индивидуального подхода в обучении зависит от глубины изучения учителем особенностей своих учащихся. Знание индивидуальных особенностей учащихся, в свою очередь, помогает учителю правильно планировать и проводить уроки. Например, со слабыми учащимися я провожу обычно дополнительный инструктаж с показом раскладки выкроек. Учитываю степень утомляемости и темпы работы каждой ученицы, чтобы соответственно индивидуализировать объем учебных заданий. Непременно учитываю состояние слуха и зрения учащихся, так как особенности этих анализаторов известным образом влияют, прежде всего, на процесс усвоения знаний и выработку трудовых навыков и, следовательно, определяют подбор методических приемов обучения. С первых уроков с помощью наблюдений и диагностики я выделяю группы сильных, средних, и слабых учеников. Сильным ученикам даю большую самостоятельность и на занятиях предлагаю карточки-задания повышенной сложности. Слабые учащихся требуют постоянного контроля и помощи.
Многие учащиеся успешно овладевают одним из технологических приемов и слабее владеют другим. При распределении практических работ я учитываю как индивидуальные особенности, так и объем работы. К примеру, на уроках труда какая-то ученица хорошо усваивает теоретический материал, но отстает в практической работе. Что как раз и предполагает необходимость индивидуального подхода к учащимся. Рассмотрим это на примере изучения темы «Пошив юбки».
Объявлены тема и цель урока, ученицы повторили основные моменты соответствующего раздела «Машиноведение», проведен инструктаж по технике безопасности. После этого каждая ученица получает индивидуальную инструкционную карту соответствующей группы сложности, где предусмотрена последовательность выполнения операций. Наблюдаю, как одна ученица, не дожидаясь окончания теоретической части урока, прямо-таки жаждет поскорее начать практическую работу. Вот она начала работать. На инструкционную карту – ни малейшего внимания. Слежу за работой ученицы: движения излишне резкие, и стремительные, действует она напряженно, забывает об аккуратности и культуре труда. Заметив, что за ней наблюдают, вспыхнула, засуетилась и растерянно озирается. Выручает индивидуальный подход…
Одной из важных задач учителя труда является коррекция недостатков психического развития учащихся. Для того чтобы сформировать у учащихся соответствующие навыки планирования и самоконтроля, переноса ранее усвоенных знаний в новые условия, с ними необходимо проводить специальную коррекционно-воспитательную работу. Без нее учащиеся оказываются не подготовленными к сознательному усвоению трудовых знаний и самостоятельной трудовой деятельности.
На уроках труда я считаю нелишним учить школьников грамотно выражать свои мысли, поскольку их обиходная речь, как правило, отличается бессвязностью, отсутствием логики, ясности и выразительности. Для этого использую кодирование темы урока и его основных понятий, наименования инструментов зашифровываю шарадами, ребусами, загадками. Детям это интересно. Приведу пример использования подобного приема. Вывешивается плакат, где нарисовано дерево, на нем птицы, каждая из которых держит в клюве слог. Задание: «Давайте все вместе «соберем» из «птичьих» слогов нужное нам сейчас слово и напишем его на доске». Я постоянно учу детей правильно строить предложения и давать на вопросы полные ответы. Как говорится, плавать можно научиться только в воде. Речь – один из действенных способов познания действительности, она выполняет функции общения и эмоционального самовыражения. Язык усваивается ребенком в общении, в процессе и речевой деятельности, и трудовой.
На уроках трудового обучения я веду работу по профориентации. Умственное и физического развития учащихся профориентационная работа в условиях коррекционной школы отличается большим своеобразием, что, в свой черед, лишает ученика возможности свободного выбора профессии.
В своей практической работе по обучению учащихся профессии я вижу три направления:
коррекцию развития учащихся через посредство швейного дела;
обучение непосредственно профессии (выработка качественных и скоростных показателей и выносливости в труде);
содействие формированию профессионально и социально значимых личных качеств: трудолюбия, аккуратности, усидчивости, ответственности.
У некоторых наших учащихся по причине снижения интеллекта заметно снижена и работоспособность: они быстро утомляются, отвлекаются, недостаточно выносливы в условиях преодоления физических нагрузок. Объясняется это не только недостатками физического развития, но и дефектами эмоционально-волевой сферы, в результате чего дети не способны проявить волевые усилия там, где это требуется.
В заключение стоит сказать о том, что большого внимания к себе требует организация и проведение заключительного занятия, когда ученики оценивают свою работу не по качеству, а по количеству усилий, которые были вложены ими в осуществление трудовых операций. Предвидеть возможные конфликты в таких ситуациях мне помогает индивидуальный подход к учащимся. Пусть каждая ученица уйдет с урока удовлетворенной.
Наглядность при изучении раздела
«Элементы материаловедения»
Программа трудового обучения предусматривает изучение школьниками элементов материаловедения.
В 5-м классе при изучении технологии пошива одежды предусмотрено ознакомление учащихся с элементами материаловедения. Я решаю при этом ряд дидактических задач:
- даю знания о текстильных волокнах и изготовляемых из них тканях;
- рассказываю детям о процессе изготовления тканей и о профессиях работников текстильного и ткацкого производства.
В ходе беседы на эти темы ученики должны выяснить для себя, из чего получают волокна для изготовления хлопчатобумажных тканей (хлопка, льна и синтетики), как производят пряжу, какова структура ткани, где и как используется пряжа.
В ходе выполнения лабораторно-практических работ учащиеся получают лупы и по два образца ткани (хлопчатобумажную и льняную). Выполняя опыты, они учатся определять лицевую и изнаночную сторону однотонной ткани, направление долевой нити в лоскуте, направление нитей основы и утка по кромке. Опытным путем знакомятся со свойствами тканей растительного происхождения на истирание, растяжение, прочность, гигроскопичность, воздухопроницаемость и другими.
В 6-ом классе объём знаний по материаловедению постепенно увеличивается, дети знакомятся с шерстяными и шелковыми тканями. Для изучения их свойств я раздаю учащимся по одному образцу каждой из них и для сравнения - по образцу хлопчатобумажных и льняных тканей. Во время рассказа использую таблицу «Сравнительная характеристика свойств тканей». Учащиеся получают представление о таких понятиях и свойствах, как прочность, сминаемость, драпируемость, пылеёмкость и другие, делают вывод о пригодности и подборе ткани для изготовления того или иного вида одежды.
В 7-ом классе знакомимся с тканями, выработанными из химических волокон – искусственных и синтетических, в 8-ом классе - с натуральным шелком. В ходе беседы я рассказываю учащимся, что сырьем для искусственных волокон (вискозы и ацетата) служат древесина ели и отходы хлопка, а синтетических (капрон, лавсан) - каменный уголь, нефть и природный газ. В ходе изучения программы я применяю самые разнообразные методы обучения, при помощи которых учащиеся овладевают новыми знаниями. Это рассказ, показ, изложение материала в определенной логической последовательности, беседа, обоюдный разговор, в процессе которого я опираюсь на знания, полученные учащимися ранее или на их наблюдения. На уроках применяю различные карточки с разными тканями, учащихся получают навыки определения тканей, запоминают их названия. В целях повторения и закрепления материала использую тематические стенды и инструктажи нередко провожу около соответствующего стенда (коллекция тканей, раскладка деталей выкройки на ткани).
Использование наглядности при изучении раздела
«Технология изготовления швейных изделий»
На уроках труда перед учащимися ставятся различные трудовые задачи и цели. Учитель должен заготовить комплект наглядных пособий по каждой учебной теме. К числу таких пособий относятся технологическая карта, образцы пооперационной обработки деталей, готовые изделия и другие. Работа эта довольно трудоемкая работа, но она вполне себя оправдывает. Урок, хорошо оснащенный наглядными пособиями, более эффективен, чем урок, на котором преобладают слова и объяснения. При закреплении и повторении тем, учитывая индивидуальные способности детей, я применяю карточки. На каждом этапе проходит индивидуальная работа. В ходе текущего инструктажа при выполнении практической работе обучаю детей работать с технологическими картами, многократно (и индивидуально) демонстрирую технологические приемы, слежу за рабочей позой, приемами хватки рабочих инструментов и полуфабриката. Для организации словарной работы мной разработаны и систематически используются специальные карточки с прорезями (для выполнения задания «Вставь пропущенную букву»). Перед началом работы по изготовлению того или иного изделия, я демонстрирую изделия в готовом виде, знакомлю учащихся с конструкцией этого изделия, материалом и технологией его изготовления. Обучение планированию последовательности предстоящих работ проводится индивидуально, в парах или в группах.
Наиболее ответственной является тема «Конструирование одежды», так как от конструкции изделия зависят его посадка на фигуре и удовлетворение большинства требований, предъявляемых к одежде. Большое внимание мы уделяем приемам снятия мерок, записи размеров, соотнесению с фигурой. Как правило, у учащихся возникают затруднения при изготовлении чертежа блузки, платья, ночной сорочки, рукава. Для облегчения усвоения этой темы я использую готовый чертеж в натуральную величину, который вывешиваю на стенде «На уроке», а в помощь каждой ученице выдаю пооперационную карту. Я объясняю построение чертежа, напоминаю технику работы с масштабной линейкой и угольником. При выполнении чертежей, начиная с самых простых, обращаю внимание учениц на то, что любой чертеж состоит из множества точек, соединенных между собой прямыми и кривыми линиями. Когда начинается работа с более сложными чертежами, больше внимания уделяю развитию логического мышления, умению применять необходимые расчеты, соотносить чертеж и фигуру, побуждаю учащихся к тому, чтобы они сами правильно определили, какой длины отрезки надо откладывать. Объяснение провожу только методом беседы.
Основная цель каждого урока - научить учащихся выполнять практическую работу качественно: уметь обрабатывать машинные швы, шить по программе изделия. Машинные работы занимают основное место в процессе изготовления швейных изделий. Учащиеся 5-х – 6-х классов изучают различные машинные швы, а затем применяют их при пошиве изделия. Швы по видам делятся на соединительные, краевые и отделочные. Учу детей разбираться в графическом изображении таких швов. Учащиеся не без труда ориентируются в чертежах и графических изображениях, поэтому я готовлю в помощь учащимся инструкционные карты с образцами швов и применяю их при повторении и закреплении материала и в процессе индивидуальной работы.
При изготовлении фартука знакомлю школьников с мерками, срезами, деталями, тканями, последовательностью изготовления фартука, с вариантами его декоративной отделки. При пошиве изделий применяю карточки, инструкционные и технологические карты.
При выполнении раскроя ночной сорочки необходимо показать учащимся несколько вариантов раскладки выкройки на ткани, при этом вспомнить о долевой нити, определить лицевую и изнаночную стороны. Сильные учащиеся накладывают выкройку на ткань, выполняют обмеловку деталей, проводят проверку правильности всех операций, раскраивают.
При пошиве блузки, платья, ночной сорочки, фартука знакомлю с отделкой швейных изделий. Она играет большую роль в украшении одежды. Она может оживить платье, придать ему определенный стиль, превратить деловой костюм в нарядный. Для отделки применяют тесьму, шнур, ленты, кружево, шитье, бисер и т. д.
При пошиве юбки знакомлю детей с фасонами юбок, которые носили в средние века, показываю картинки или рисую фасоны старинных юбок. Со временем этот вид женского одеяния разделился на юбку и лиф. Рассказывая детям об истории одежды, я обычно пользуюсь дополнительной литературой, журналом «Школа и производство», «Словарем моды».
Индивидуальная работа на уроках трудового обучения
Наша школа работает над проблемой «Подготовка учащихся школы к производственному труду и самостоятельной работе». Я обучаю школьников с 5-го по 11-й классы, то есть от начала их профессиональной деятельности и до выпуска, когда им надо будет определиться с выбором профессии. Работа над моей темой по самообразованию «Индивидуальная работа на уроках трудового обучения» помогает совершенствовать методику проведения уроков.
Успех обучения и воспитания зависит не только от того, как обучает учитель, но и от того, как учится сам ученик, каково его психическое состояние на уроке при усвоении знаний, от выработки умений и навыков. В основе индивидуального подхода непременного компонента любой прогрессивной системы учебно-воспитательных мероприятий лежит учет своеобразия индивидуально-психологических особенностей ученика.
Индивидуальные особенности, которые проявляются в поведении ученика в его знаниях и навыках в известной мере объясняются типами его нервной системы и нарушением слуха, которые сформировались у школьника под действием жизненных условий и воспитания. Вот почему учителю трудового обучения, независимо от класса, где он работает, так важно овладеть известными навыками, позволяющими ему не только фиксировать определенные явления в психическом состоянии ученика, но и управлять им. Исследования восприимчивости к обучению детей показывают, что учащиеся коррекционной школы распределяются на группы по различным параметрам.
Индивидуальный подход к учащимся на уроках труда рассмотрим на примере освоения по темы «Пошив юбки-солнца». После того, как будет объявлены и объяснены тема и цель урока, проведен инструктаж по технике безопасности, повторив машиноведение, каждый ученик получил свою индивидуальную инструкционную карту, в которой предусмотрена последовательность операций. Но при этом обязательно учитывается объем рабочего задания для сильного, среднего и слабого ученика.
Необходимо различать такие понятия, как индивидуальное обучение и индивидуальный подход в обучении. Индивидуальное обучение предполагает занятия с отдельными учащимися по особой программе, индивидуальный подход в обучении ставит целью создание оптимальных условий обучения для каждого учащегося группы, занимающейся по общей программе. Такой подход учитывает индивидуальные способности и другие особенности личности каждого ученика. В трудовом обучении учащихся коррекционной школы рекомендуется применять бригадно-звеньевые формы работы, которые по коллективному характеру выполнения заданий наиболее близки к производственным условиям. Эти формы работы должны применяться с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащихся. Например, при пооперационном выполнении задания более способным учащимся поручают операции сложнее. Участие школьников в кружковой работе не обходится без индивидуального подхода, важно правильно организовать работу кружка. Таким образом, индивидуальный подход к учащимся в коррекционной школе - не самоцель, а путь к подведению детей к нормальным формам учебной деятельности.