Принята на педагогическом совете школы Протокол № 3 от «10» января 2017г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «НШ №26» _______________ Е. И. Арешкина Приказ № 62 от « 11» января 2017 г. |
ПРОГРАММА
развития и совершенствования организации школьного питания
«Здоровое питание »
на 2017 – 2019 гг.
Содержание Программы
-
| Паспорт Программы «Здоровое питание» | Стр. 4 |
-
| Обоснование актуальности программы по развитию и совершенствованию организации школьного питания | Стр. 6 |
-
| Характеристика Программы: цель; задачи; принципы | Стр. 8 |
-
| План мероприятий по реализации программы развития и совершенствования организации школьного питания « Здоровое питание». | Стр. 11 |
-
| Характеристика ресурсов Программы: | Стр. 16 |
-
| Механизм реализации Программы | Стр. 18 |
-
| Мониторинг результативности реализации программы | Стр. 21 |
| Приложение № 1. Анкеты для родителей, учащихся и педагогов. | Стр. 23 |
Наименование Программы | Программа развития и совершенствования организации школьного питания «Здоровое питание » на 2016 – 2019 гг. |
Основание для разработки Программы | Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка». Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ», ФЗ от 29.12.2012 № 273 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ» СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в ОУ, учреждениях начального и среднего профессионального образования» Постановление главного санитарного врача РФ от 31.09.2006 года №30 «Об организации питания учащихся в ОУ» |
Разработчики Программы | Ответственная по организации питания в МБОУ « НШ №26», классные руководители, сотрудник буфета. |
Основные исполнители Программы | Администрация, педагогический коллектив школы, работник школьного буфета, родители. |
Цель Программы | - Обеспечение качественным питанием обучающихся школы при сохранении его доступности, - формирование общей культуры правильного питания. - совершенствование системы организации питания в образовательном учреждении, способствующих формированию здорового образа жизни у школьников и навыков рационального здорового питания, - разработка и реализация комплексной системы мероприятий направленных на обучение сохранению и укреплению, формированию культуры и навыков здорового питания учащихся; - воспитание личности, ответственной за свое здоровье и здоровье окружающих. |
Основные задачи Программы | - Пропаганда здорового питания (проведение классных часов, конкурсов, лекций, дискуссий). - Формирование у детей и родителей потребности правильного питания как неотъемлемой части сохранения и укрепления здоровья. - Формирование навыков здорового питания через систему воспитательной работы школы . - Внедрение современных методов мониторинга состояния питания. |
I. Паспорт программы
Основные направления Программы | - Организация и регулирование школьного питания. - Формирование навыков здорового питания у обучающихся и их родителей. - Укрепление материально-технической базы школьного буфета. - Повышение квалификации персонала. |
Этапы реализации Программы | 2017 год – постановка целей, задач, разработка направлений реализации программы. 2017-2018 годы – реализация основных мероприятий направлений программы 2019 год – мониторинг эффективности, анализ проблем, перспективное планирование на предстоящий период. |
Источники финансирования | Средства бюджета. Родительские средства. |
Ожидаемые результаты реализации, индикаторы успешности Программы | - Увеличить количество детей, питающихся в школьном буфете за счет родительской доли до 100%. - Организовать правильное, сбалансированное питание детей с учетом их возрастных особенностей; - Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся; - Обеспечить учащихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании; - Сформировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей; - Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность; - Развить систему мониторинга состояния здоровья обучающихся; - Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания; - Изменение имиджа школьного буфета и качества обслуживания; превращение буфета в место, привлекательное для обучающихся; - Укрепить материально-техническую базу школьного буфета. |
Организация контроля за исполнением Программы | - Общественный контроль за организацией и качеством питания школьников со стороны бракеражной комиссии, родительского комитета школы. - Информирование общественности о состоянии школьного питания через стенд в буфете школы и сайт школы. - Информирование родителей. |
II. Обоснование актуальности программы по развитию и совершенствованию организации школьного питания
Значительное число современных проблем в системе общего образования, связано с негативной динамикой здоровья детей. Особую тревогу вызывает сам характер нарушений, которые часто являются следствием перенапряжения детского организма в процессе адаптации к качеству образовательной среды. Такие нарушения получили название «школьной патологии». Специалисты отмечают, что «школьные патологии» проявляются в развитии опорно – двигательной, пищеварительной, сердечно – сосудистой систем, ростом нервно – психических заболеваний, болезней органов дыхания, зрения. Вследствие этого наблюдается общее снижение уровня психологической комфортности у детей. И как общее проявление – отрицательная динамика социальной активности, что проявляется в инертности в учебной и трудовой деятельности, а нередко ведёт к неадекватному и даже агрессивному поведению.
Необходимость серьёзно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования, обусловлена рядом объективных причин:
- фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
- в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребёнком в специально проецируемой деятельности;
- школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.
Рациональное питание обучающихся – одно из условий создания здоровье сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека, приобретают особое значение. С одной стороны, потому, что они являются «структурообразующими факторами социальности», с другой - потому, что мы должны немедленно восстановить адекватное отношение к ним у подрастающего поколения. За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе. Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.
Школьник должен расти здоровым, физически крепким, всесторонне развитым и выносливым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает ведущее место. Поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья. Всякое нарушение питания, как количественное, так, еще в большей мере, и качественное, отрицательно влияет на здоровье детей. Особенно вредны для организма нарушения питания в период наиболее интенсивного роста ребенка. Организм школьника постоянно расходует много энергии. Эта энергия необходима ему для деятельности сердца, легких и других внутренних органов, для поддержания постоянной температуры тела. Учебные занятия, чтение, просмотр телевизионных передач также требуют расхода определенного количества энергии. С особенно большими энергетическими затратами связана работа, сопровождаемая сокращением мышц: движения, игры, занятия спортом, различные трудовые процессы. Основным источником энергии служит пища. Наряду с этим пища является «строительным материалом», необходимым для роста и развития организма.
Очевидно, что процесс обучения в школе не должен строится за счет ресурсов здоровья ребенка, а должен быть направлен на сохранение и устранение нарушений в состоянии здоровья детей.
Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровье - сберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. В Законе Российской Федерации "Об образовании" сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности.
Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.
Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.
Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом не столько физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов, хотя в последнее время данная практика преодолевается. Хотя по-прежнему существует противоречие между низкой ценой школьного питания и желанием соответствия установленным нормативам питания детей.
Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.
Нужно объяснить ребенку, как питание важно для него и его организма. Чтобы учиться хорошо, надо хорошо кушать. А организация полноценного питания во всех школах должна стать приоритетным направлением деятельности школы.
Среди факторов, влияющих на здоровье детей в школе, отмечены следующие:
- Уровень учебной нагрузки на организм учащихся.
- Состояние лечебно – оздоровительной работы в школе.
- Состояние внеурочной воспитательной работы в школе.
Остается актуальной задача улучшения качества, разнообразия блюд и безопасности питания детей школьного возраста. Для решения этой задачи и была разработана Программа, которая предполагает, что правильно организованное питание, несомненно, поможет сохранять здоровье школьников.
III. Характеристика Программы
Цели программы:
- Обеспечение качественным питанием обучающихся школы при сохранении его доступности;
- формирование общей культуры правильного питания;
- совершенствование системы организации питания в образовательном учреждении, способствующих формированию здорового образа жизни у школьников и навыков рационального здорового питания;
- разработка и реализация комплексной системы мероприятий направленных на обучение сохранению и укреплению, формированию культуры и навыков здорового питания учащихся;
- воспитание личности, ответственной за свое здоровье и здоровье окружающих.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
Пропаганда здорового питания (проведение классных часов, конкурсов, лекций, дискуссий) .
Формирование у детей и родителей потребности правильного питания как неотъемлемой части сохранения и укрепления здоровья.
Формирование навыков здорового питания через систему воспитательной работы школы и работу с родителями.
Внедрение современных методов мониторинга состояния питания.
Обеспечения качественного, сбалансированного питания детей.
Разработка и внедрение новых форм организации горячего питания.
Дальнейшее совершенствование материально-технологического оборудования школьного буфета.
Снижение заболеваемости учащихся за счёт внедрения полноценного рационального питания обучающихся;
Формирование культуры питания и самообслуживания.
Ожидаемые конечные результаты.
Выполнение Программы "Школьное питание" позволит школе достигнуть следующих результатов:
Увеличить количество детей, питающихся в школьном буфете за счет родительской доли до 100%.
Организовать правильное, сбалансированное питание детей с учетом их возрастных особенностей;
Оказывать социальную поддержку отдельным категориям обучающихся;
Обеспечить учащихся необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;
Сформировать навыки здорового питания у обучающихся и их родителей;
Улучшить качество питания школьников и обеспечить его безопасность;
Развить систему мониторинга состояния здоровья обучающихся;
Развить механизмы координации и контроля в системе школьного питания;
Изменение имиджа школьного буфета и качества обслуживания; превращение буфета в место, привлекательное для обучающихся;
Укрепить материально-техническую базу школьного буфета.
В перспективе организация рационального питания школьников может позволит достичь следующих основных целей:
Рост учебного потенциала детей;
Улучшение состояния здоровья школьников, уменьшение случаев ожирения, дистрофии и других заболеваний, связанных с питанием, а в перспективе - улучшение репродуктивного здоровья;
Снижение риска развития сердечно-сосудистых, эндокринных, желудочно-кишечных заболеваний в период обучения в школе и в течение дальнейшей жизни;
Улучшение успеваемости школьников;
Повышение общего культурного уровня школьников.
Составив и реализовав программу санитарного просвещения в области рационального питания, можно предотвратить нерациональность диетологических привычек школьников, приводящую к развитию ряда заболеваний.
Программа питания предполагает реализацию следующих принципов:
Питание является одним из важнейших факторов определяющих здоровье детей . Способствует профилактике заболеваний, повышению успеваемости, физическому и умственному развитию, создаёт условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.
Демократизация управления: реализация неотъемлемых прав каждого субъекта (учеников, родителей, педагогов, специалистов) организации питания.
Компетентный подход к требованию, а именно обучению детей знаниям об основах здорового питания и здорового образа жизни.
Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения Программы, сориентированы наличность ребёнка, на создание в школе условий для сохранения и укрепления здоровья детей, на свободное сотрудничество педагогов, воспитателей, семьи на целенаправленное взаимодействие, обеспечивающее совершенствование организации питания.
Сроки и стратегия реализации Программы - 2017-2019 годы.
| 1 этап Базовый - 2017 год: - анализ нынешнего состояния; - планирование реализации основных направлений программы; - создание условий реализации программы; - начало реализации программы. 2 этап Основной - 2017 -2018 годы: - поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами; - промежуточный мониторинг результатов; - корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами. 3 этап Заключительный - 2019 год: - завершение реализации программы; - мониторинг результатов; - анализ результатов. |
Основные направления реализации Программы
1. Организация и регулирование школьного питания :
развитие системы мониторинга состояния здоровья обучающихся, обеспечения их необходимыми пищевыми веществами, качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании;
развитие механизмов координации и контроля в системе школьного питания;
организация правильного, сбалансированного питания детей с учетом их возрастных особенностей;
обеспечение доступности, безопасности и эффективности школьного питания;
оказание социальной поддержки отдельным категориям обучающихся;
использование разных форм и методик организации питания.
2. Формирование навыков здорового питания у обучающихся и их родителей.
Пропаганда здорового питания (проведение игр, конкурсов, лекций, акций, классных часов, КТД)
Пропаганда здорового питания на родительских собраниях. Проведение "Правильное питание - неотъемлемая часть сохранения и укрепления здоровья".
Проводить презентации классных собраний на тему "Рациональное питание" в начальной школе.
Один классный час в месяц посвятить вопросам горячего питания, охране здоровья, активному образу жизни.
Пропаганда здорового питания (проведение игр, конкурсов, лекций).
Создать систему поэтапного формирования компетентностей учащихся по вопросам здорового питания.
3. Укрепление материально-технической базы школьного буфета предусматривает:
4. Повышение квалификации персонала предусматривает:
участие в профессиональных смотрах и конкурсах;
проведение бесед, классных часов, конкурсов, выставок, презентаций школьных обедов для родителей и обучающихся .
Школьная программа направлена на формирование навыков рационального питания - один из наиболее выгодных путей инвестирования в дело укрепления здоровья нации в целом.
IV. План мероприятий по реализации программы развития и совершенствования организации школьного питания
« Здоровое питание».
Основные мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки реализации | Исполнители |
1. Организационные совещания: – порядок приема учащимися завтраков ; - оформление документов и постановка на бесплатное на питание; - график дежурств и обязанности дежурного учителя и учащихся в буфете | Разработка нормативно-правовой и технологической документации по организации школьного питания. Создание системы производственного контроля. Использование форм, обеспечивающих открытость информации об организации школьного питания. Проведение школьных мероприятий по формированию навыков здорового питания Проведение мероприятий по развитию культуры питания. | Август – сентябрь ежегодно | Ответственная по питанию |
2. Административное совещание по вопросам организации и развития школьного питания | Сентябрь ежегодно | Администрация |
3. Организация работы школьной комиссии по питанию | Ежемесячно | Администрация |
4. Осуществление ежедневного контроля за работой буфета, проведение целевых тематических проверок | Ежедневно | Администрация |
5.Совещание педагогического коллектива (вопрос педагогического совета) «Итоги работы школы в направлении организации питания и пропаганды правильного питания школьников» | Май 2019 г. | Ответственная по питанию |
6. Родительское собрание «Правильное питание – здоровое питание» | Ноябрь 2017 г. | Классные руководители |
Основные мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки реализации | Исполнители |
1. Организация консультаций для классных руководителей 1 -4 классов: - работа по выявлению малообеспеченных и социально незащищенных учащихся, подготовке документации, подтверждающей указанный статус. - культура поведения учащихся во время приема пищи, - соблюдение санитарно-гигиенических требований; - организация горячего питания – залог сохранения здоровья. | Высокий уровень просвещенности классных руководителей по вопросам организации рационального питания школьников. | Август – сентябрь ежегодно | Ответственная по питанию |
2. Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся | Представление опыта работы школы, педагогов, классных руководителей по вопросам организации питания | Май 2018 г. | Классные руководители |
3. Информационное информирование участников программы, общественности о реализации основных направлений Программы | Оформление страницы на сайте школы «Питание». Участие родителей в праздниках, посвященных здоровому питанию. | ежегодно | Ответственная по питанию |
Основные мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки реализации | Исполнители |
I. Проведение классных часов по темам: Знакомство с понятием - питание. Знакомство с понятием – здоровый образ жизни. Взаимосвязь двух понятий: питание и здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни. Режим дня младшего школьника. Составление и обсуждение режима дня младшего школьника. Обсуждение семейных традиций – здорового образа жизни. Осень –пора витаминов. Каждому овощу своё время. Что мы знаем о витаминах. Викторина Польза овощей. Конкурс загадок «Овощи. Фрукты». Как правильно питаться, если занимаешься спортом. Грибы съедобные и ядовитые Что готовят из грибов. Игра- практикум. Молоко и молочные продукты. Польза молока «Пейте, дети, молоко, будите здоровы!» Праздник каши. Блюда разных народов. Где и как готовят пищу Эстетика питания и этикет за столом (игра – практика) Витамины. Их многообразие. Как правильно выбрать витамины? Витаминизированные напитки круглый год (выступление мед. Работника) Круглый стол – сладкоежки «за и против» Из чего состоит наша пища (белки, жиры, углеводы). Из чего можно сделать салат. Овощные салаты. Из чего можно сделать салат. Фруктовые салаты. Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты Какую пищу можно найти в лесу Как хлеб на столе появился Игра-конкурс «Хлебопёки» Изделия из солёного теста | Сформированная позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры питания. Сокращение заболеваемости учащихся. Увеличение численности охвата учащихся горячим питанием. | Январь 2017 г. Февраль 2017 г. Март 2017 г. Апрель 2017 г. Май 2017 г. Сентябрь 2017 г. Октябрь 2017г. Ноябрь 2017г. Декабрь 2017г. Январь 2018г. Февраль 2018г. Март 2018г. Апрель 2018г. Май 2018г. Сентябрь 2018г. Октябрь 2018г. Ноябрь 2018г. Декабрь 2018г. Январь 2019г. Февраль 2019г. Март 2019г. Апрель 2019г. Май 2019г. Сентябрь 2019г. Октябрь 2019г. Ноябрь 2019г. Декабрь 2019г. | Классные руководители, мед. сестра школы |
II. Школьные праздники и мероприятия: «Вкусные» частушки. Занятие – концерт. Праздник чая. Праздник «Хлеб – всему голова» | Май 2017 г. Апрель 2018 г. Ноябрь 2019 г. | Классные руководители, обучающиеся |
III. Конкурс газет, плакатов, поделок среди учащихся. Моя семья – за здоровый образ жизни! Выставка тематических рисунков : « Здоровье на тарелке». «Моя кулинарная семья!» «Лесной маршрут». | Март 2019 г. Октябрь 2017 г. Октябрь 2018г. Октябрь 2019г. | Классные руководители, обучающиеся |
IV. Конкурс проектов «Рецепт моей семьи» в рамках внеурочной деятельности. | Май 2018 г. | Классные руководители, обучающиеся |
V. Инсценировка сказки «На вкус и цвет товарищей нет». | Апрель-май 2018г. | |
VI. Конкурс стихов о здоровом питании. | Март 2017 г. | Классные руководители, обучающиеся |
VII. Конкурс рефератов «Полезные напитки». | Февраль 2018 г. | Классные руководители, обучающиеся |
VIII. Праздник Урожая. | Октябрь 2019 г. | Классные руководители, обучающиеся |
IX. Беседа с презентацией «Вода и здоровье». | Декабрь 2019 г. | Классные руководители, обучающиеся |
Основные мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки реализации | Исполнители |
1. Проведение классных родительских собраний по темам: - «Учите детей быть здоровыми». - «Простые истины о здоровье и питании». | Улучшение осведомленности родителей в области рационального питания школьников. Участие родительского актива в контроле качества питания и уровня организации школьного питания. Увеличение количества обучающихся, питающихся за счет средств родителей. Вовлечение родителей к участию в школьных праздниках. | Февраль 2017 г. Май 2017г. Ноябрь 2017г. Февраль 2018г. Май 2018г. Ноябрь 2018г. Февраль 2019г. Май 2019г. Ноябрь 2019г. | Классные руководители, мед. сестра школы |
2. Индивидуальные консультации медсестры школы «Рациональное питание школьника» | | Сентябрь- апрель ежегодно | мед. сестра школы |
3. Родительское собрание «Правильное питание – здоровое питание» | | Март 2017 г. | Классные руководители, мед. сестра школы |
Основные мероприятия | Ожидаемый результат | Сроки реализации | Исполнители |
1. Улучшение материально-технической базы, совершенствование эстетической среды школьного буфета | 1. Замена технологического оборудования 2. Приобретение посуды и столовых приборов 3. Продолжение создания эстетической среды школьного буфета | Ежегодно | Администрация |
2. Разработка новых блюд, изделий, их внедрение в систему школьного питания | 1. Расширение ассортиментного перечня блюд | Август ежегодно | ООО «Мамхег» |
V. Характеристика ресурсов Программы
Материальные ресурсы
В школе имеются укомплектованные технологическим оборудованием и мебелью
медицинский кабинет;
раздаточная;
буфет.
Кадровые ресурсы:
Непосредственно в процессе реализации программы будут задействованы:
председатель школьной комиссии по организации питания (представитель администрации)
Нормативно - методические ресурсы
1. Нормативно-методические документы:
– действующие санитарно-эпидемиологические правила, нормы, гигиенические нормативы, регламентирующие требования к данному виду учреждения, ко всем осуществляемым видам деятельности, работ, услуг, изготавливаемой продукции (в т.ч. кулинарной продукции);
– технические регламенты на закупаемые, реализуемые и изготавливаемые виды пищевых продуктов;
– нормы физиологической потребности в пищевых веществах и энергии;
– локальные акты ОУ по организации питания школьников: приказы, положения, протоколы.
2. Технические документы:
–- прочая производственная документация по вопросам технологии и санитарно-противоэпидемического режима (приказы, инструкции, положения и т.п.).
3. Рацион питания обучающихся, воспитанников, согласованный в установленном порядке с органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
4. Внутренняя документация, определяющая функции, обязанность и ответственность работников (приказы, положения, должностные инструкции).
5. Договоры или контракты (государственные контракты) с поставщиками товаров и услуг:
- на транспортное обеспечение (транспортные услуги), включая предоставление охлаждаемого транспорта;
- на поставку моющих и дезинфицирующих средств;
- на проведение дезинсекции и дератизации;
- на обслуживание холодильного, торгово-технологического, санитарно-технического (в т.ч. вентиляционного) оборудования, стоящего на балансе;
- на вывоз твердых бытовых отходов;
- на проведение поверки весоизмерительного оборудования;
6. Документы количественного учета пищевых продуктов, сырья, материалов и т.п., а также товарно-транспортные документы (накладные).
7. Документы (заверенные копии), подтверждающие качество и безопасность на получаемые (закупаемые) пищевые продукты: удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя, декларация о соответствии (для пищевых продуктов, подлежащих обязательной сертификации – сертификат соответствия), свидетельство о государственной регистрации (санитарно-эпидемиологическое заключение), ветеринарное свидетельство (на животноводческое сырье).
8. Документы, подтверждающие качество и безопасность оборудования, посуды, упаковочных и др. материалов, контактирующих с пищей: удостоверение качества и безопасности предприятия-изготовителя, декларация о соответствии (для материалов, подлежащих обязательной сертификации – сертификат соответствия), свидетельство о государственной регистрации.
9. Документы, подтверждающие качество и безопасность моющих (санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия) и дезинфицирующих средств (свидетельство о государственной регистрации, сертификат соответствия); инструкции по применению (методические указания) на используемые дезинфицирующие средства.
10. Эксплуатационная документация (инструкции и руководства по эксплуатации) на торгово-технологическое, холодильное, весоизмерительное и прочее оборудование.
11. Документация в системе производственного контроля за соблюдением санитарного законодательства, качеством и безопасностью пищевых продуктов, в том числе:
- документация, регламентирующая порядок структуру и функции в системе производственного контроля и ее элементов, а также порядок его осуществления (программа производственного контроля, приказы, положения и т.п.);
12. Документы с информацией для потребителей:
- ежедневное меню;
- информация об исполнителе услуг, прочая информация об услугах по производству и организации потребления продукции общественного питания.
13.. Инструкции, извлечения из документов и рабочие экземпляры документов для размещения непосредственно на рабочих местах.
14. Личные медицинские книжки на персонал с отметками о прохождении обязательных медицинских осмотров (предварительных и периодических) и гигиенической аттестации
VI. Механизм реализации Программы
Производственный и общественный контроль за организацией питания:
Вид контроля | Структура, осуществляющая контроль |
Контроль за формированием рациона питания | -комиссия школы по контролю за организацией и качеством питания, ежемесячно |
Контроль санитарно-технического состояния буфета | -бракеражная комиссия школы, ежемесячно |
Контроль сроков годности и условий хранения продуктов | - бракеражная комиссия школы, - сотрудник буфета |
Контроль технологических процессов | - бракеражная комиссия школы |
Контроль за санитарным содержанием и санитарной обработкой предметов производственного окружения |
- бракеражная комиссия школы, - сотрудник буфета
|
Контроль за состоянием здоровья, соблюдением правил личной гигиены персонала, гигиеническими знаниями и навыками | - медицинские осмотры, ежегодно |
Приемочный производственный контроль | - бракеражная комиссия, ежедневно |
Контроль за приемом пищи | -классные руководители ежедневно; - бракеражная комиссия
|
Основные мероприятия Программы «Здоровое питание ».
Совершенствование системы школьного питания возможно только при условии комплексного решения в этой сфере, учитывающее и медицинские, и правовые, и социальные, и финансовые, и технологические аспекты.
Данная Программа разработана для реорганизации системы школьного питания, включает в себя все аспекты реформы реорганизации системы школьного питания:
Выполнение задач и обязанностей участников образовательного процесса в решении вопросов здорового питания школьников.
1. Задачи администрации школы
- Составление расписания занятий с обеспечением необходимого режима питания.
- Организация питания школьников.
- Обеспечение порядка в буфете.
- Контроль культуры принятия пищи.
- Контроль проведения воспитательной работы со школьниками по привитию навыков культуры приема пищи.
2. Обязанности работников буфета:
- составление меню рационального питания на день и перспективного меню.
- включение в меню овощей, фруктов, витаминизированных напитков из натуральных ягод.
- обеспечение столовой качественными продуктами для приготовления пищи.
- использование современных технологии приготовления пищи для сохранения питательной ценности продуктов.
3. Обязанности классных руководителей:
- проведение бесед о культуре питания, рациональном и правильном питании, роли питания для развития организма;
- воспитание навыков культуры поведения в столовой во время приема пищи;
- проведение бесед с родителями о подходе к проблеме питания в семье;
- организация конкурсов и викторин на тему правильного питания.
4. Обязанности родителей:
- привитие навыков культуры питания в семье;
- выполнение рекомендаций классных руководителей и медработников по питанию в семье.
5. Обязанности учащихся:
- соблюдение правил культуры приема пищи;
- дежурство по буфету;
- участие в конкурсах, смотрах по теме «Здоровое питание».
Создание условий для организации правильного и здорового питания
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Замена старого электрооборудования. | по текущему графику | Директор |
Согласование расстановки оборудования с Роспотребнадзором. | по текущему графику | Директор |
Замена сантехнического оборудования. | по текущему графику | Директор |
Косметический ремонт буфета. | ежегодно | Директор |
Установка нового оборудования | по текущему графику | Директор |
Обеспечение моющими средствами соответствующими санитарным требованиям | постоянно | Директор |
Анкетирование родителей , учащихся и педагогов по вопросам питания. | Октябрь, май 2017 г. | Завуч по УВР |
В межсезонье для профилактики заболевания гриппом, ОРЗ и ОРВИ ввести дозировано-витаминизированные чаи из шиповника, ромашки, липы и т.д. или витаминизировать третьи блюда | постоянно | |
Разработать Положение и провести конкурс на лучший дизайн-проект эстетического оформления школьной столовой. | до 15.05.17 г | . Завуч по УВР |
Провести конкурс на лучший рецепт адыгейских национальных блюд для школьного питания. | До 10.11.17 г. | Завуч по УВР, классные руководители |
Оформить информационный стенд в столовой «Уголок потребителя» | До 30.09.2017 г. | Ответственная по питанию |
Проведение Дней открытых дверей для родителей и общественности с дегустацией школьного питания | ежегодно в декабре | администрация школы |
Своевременная подготовка к новому учебному году в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе санитарными правилами и нормами | 2017-2019 гг | администрация школы |
Проведение совещаний по проблеме организации школьного питания и мерах по взаимодействию структур, его обеспечивающих | ежеквартально | администрация школы |
Информационная, воспитательная работа по привитию культуры питания и пропаганде здорового образа жизни: анкетирование учащихся , родителей и педагогов с последующим анализом результатов и осуществление мероприятий по совершенствованию организации питания | 2017-2019 гг | администрация школы |
VII. Мониторинг эффективности реализации программы
Целевые индикаторы и показатели:
Индикаторы, показатели | 2016 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2017 г. |
Удельный вес школьников, обеспеченных организованным горячим питанием, в процентах к общему количеству обучающихся | 100 % | 100 % | 100 % | 100 % |
Увеличение количества родителей, участвующих в школьных мероприятиях по здоровому питанию | 25 % | 30 % | 40 % | 50 % |
Изменение эстетического вида обеденного зала | Комплексный ремонт столовой | Приобретение посуды | | Приобретение мебели для столового зала |
Основная цель деятельности, связанной с формированием полезных привычек и навыков в области правильного питания, заключается в укреплении здоровья ребенка, эффективность работы в данном случае не может определяться по изменениям в состоянии здоровья школьников, изменениям уровня распространенности заболеваний.
Здоровье - сложное, многоаспектное явление, зависящее от множества причин и факторов, имеющих различную природу - биологических, экономических, культурных, политических и т.д.
В качестве основного параметра эффективности работы образовательного учреждения по воспитанию основ культуры питания предлагаем рассматривать создание комплекса условий, в которых происходит формирование социальных компетенций, связанных с рациональным питанием (система представлений, оценок, навыков). В свою очередь, в структуре комплекса выделяется две составляющих: организация целенаправленного воспитательного воздействия, обеспечивающего формирование социальных компетенций, и определенная организация среды социального развития школьника, в которой формируемые знания, оценки и навыки были бы востребованы.
Определение эффективности осуществляется в ходе специальной оценочной процедуры, которая должна являться обязательным этапом деятельности, связанной сформированием основ культуры питания. Оценка эффективности выполняет целый ряд важных задач:
диагностики - определение сферы и характера изменений, вызванных воспитательными воздействиями;
коррекции - изменения в содержании и структуре реализуемой программы, связанной с формированием основ культуры питания с целью ее оптимизации;
прогноза - планирования новых этапов реализации с учетом достигнутого.
Общая оценка эффективности деятельности по формированию основ культуры здоровья, культуры здорового питания формируется из оценки организации процесса воспитания и оценки результатов профилактики.
При оценке характера организации деятельности по формированию основ культуры питания выявляется степень его соответствия основным принципам :
системность педагогического воздействия,
комплексность педагогического воздействия,
возрастная и социокультурная адекватность (содержание, формы и методы педагогического воздействия учитывают особенности конкретной возрастной группы, формируемые знания и умения имеют актуальную значимость для ребенка или подростка, востребованы в его повседневной жизни),
участие семьи.
При оценке результатов педагогического воздействия определяются изменения в социальных компетенциях, нормативных представлениях и установках школьников, способных влиять на их поведение, связанное с питанием, а также изменения характеристик ситуации социального развития школьников, связанных с питанием (изменение режима и рациона питания в семье, изменение отношения семьи к вопросам питания).
При оценке эффективности воспитательной работы по формированию основ культуры питания соблюдаются следующие условия:
регулярность (процедура оценки проводится по завершении этапа работы, связанного с достижением определенных целей);
целесообразность (организацию процедуры оценки следует планировать с учетом сроков, необходимых для достижения тех или иных конкретных результатов. Слишком короткие или слишком продолжительные сроки не позволяют определить реальный вклад воспитательной работы в формирование основ культуры питания);
объективность (оцениваются характеристики и факторы, непосредственно формируемые или изменяемые в ходе воспитательной работы, - знания, оценки, навыки).
Оценка эффективности может быть внутренней и внешней. Внутренняя оценка осуществляется непосредственными участниками, реализующими программы формирования основ культуры питания в образовательном учреждении. Для внешней оценки привлекаются специалисты-эксперты, не принимающие непосредственного участия в реализации программ.
В качестве оценки эффективности деятельности по формированию основ культуры питания может быть приведено анкетирование (Приложение 1 )
Приложение № 1
Анкеты для родителей.
Анкета для родителей №1.
Уважаемые родители!
Мы просим вас принять участие в исследовании, цель которого - оценить эффективность программы обучения детей правильному питанию. Ваши ответы помогут нам в дальнейшем усовершенствовать ее содержание и формы реализации.
1. Как вы оцениваете значение питания для здоровья вашего ребенка:
- Очень высокое (здоровье ребенка очень сильно зависит от его питания).
- Высокое (здоровье ребенка зависит от его питания).
- Среднее (здоровье ребенка скорее зависит от питания).
- Ниже среднего (здоровье ребенка скорее не зависит от питания ребенка).
- Низкое (здоровье ребенка не зависит от его питания).
2. Насколько, по вашему мнению, важны следующие факторы для организации правильного питания ребенка?
- Наличие времени для организации правильного питания в семье.
- Наличие достаточных средств для организации правильного питания.
- Наличие знаний у родителей об основах правильного питания в семье.
- Сформированность традиций правильного питания в семье.
- Кулинарные умения и желание готовить у родителей.
- Наличие знаний о правильном питании у самого ребенка.
- Сформированность привычек в области питания у ребенка.
- Понимание взрослыми важности и значимости правильного питания для здоровья ребенка.
3. Какие проблемы, связанные с питанием ребенка, у Вас возникают?
- Нехватка времени для приготовления пищи дома.
- Недостаток знаний о том, каким должно быть питание ребенка.
- Нет условий для того, чтобы контролировать питание ребенка в течение дня.
- Недостаточно средств для того, чтобы обеспечить рациональное питание ребенка.
- Невозможность организовать регулярное питание ребенка в течение дня.
- Отсутствие единого понимания у всех членов семьи, каким должно быть правильное питание у ребенка (кто-то из взрослых разрешает есть сладости, кто-то запрещает и т.д.).
- Ребенок не соблюдает режим питания - ест тогда, когда захочет, ест менее 3 раз в день, заменяет основные приемы пищи перекусами.
- Ребенок не умеет вести себя за столом.
- Ребенок "увлекается" сладкими, острыми, жирными продуктами с высоким содержанием калорий: сладости, чипсы, сэндвичи или бутерброды, газированные напитки, сухарики и др.
- Ребенок отказывается от полезных продуктов и блюд.
4. Какие привычки и правила поведения за столом сформированы у Вашего ребенка и как часто они проявляются?
- Ест в одно и то же время - не нужно заставлять вовремя позавтракать, пообедать и т.д.
- Моет руки перед едой без напоминаний.
- Ест небольшими кусочками, не торопясь.
- Использует салфетку во время еды.
- Моет ягоды, фрукты, овощи перед тем, как их съесть.
- Читает книгу во время еды.
- Смотрит телевизор во время еды..
-- Ест быстро, глотает большие куски
5. Какие основные приемы пищи присутствуют в режиме дня Вашего ребенка, в том числе считая приемы пищи в школе?
- Завтрак
- Второй завтрак
- Обед
- Полдник
- Ужин
6. Можно ли сказать, что Ваш ребенок обычно питается в одно и то же время в будние дни?
- Да, ребенок питается в одно и то же время всегда
- Да, почти всегда питается в одно и то же время
- Нет, ребенок питается в разное время
7. Как Вы оцениваете необходимость обучения Вашего ребенка правильному питанию в школе?
- Это нужно
- Это скорее не нужно, чем нужно
- Это не нужно
8. Как Вы оцениваете возможные результаты обучения ребенка правильному питанию в школе?
- Это поможет мне в организации правильного питания моего ребенка
- Это скорее поможет мне организовать правильное питание для моего ребенка
- Это вряд ли поможет мне организовать правильное питание моего ребенка
- Это не поможет мне в организации правильного питания моего ребенка
Анкета для родителей №2.
1.Удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе?
2.Считаете ли Вы рациональным организацию питания в школе?
3.Удовлетворены ли Вы санитарным состоянием буфета?
4. Удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи?
5. Удовлетворены ли Вы работой буфета?
Анкеты для учащихся.
Анкета для учащихся №1.
Дорогие ребята!
Здоровый образ жизни – это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а ещѐ питание, потому что «мы – это то, что мы едим». Это изречение кратко отражает суть проблемы. Клетки нашего организма обеспечиваются энергией и образуются из питательных веществ, полученных с пищей. Если пища содержит все органические и минеральные вещества, необходимые организму, то человек всегда будет здоров. Как питаетесь Вы? Попробуйте узнать о себе больше, выполнив задания анкеты. Отвечайте на вопросы теста индивидуально. Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трѐх (двух) ответов, который характерен для Вас. Обсудите результаты с родителями, ведь они организуют ваше питание.
1. Сколько раз в день Вы едите?
1) 3-5 раз,
2) 1-2 раза,
3) 7-8 раз, сколько захочу.
2. Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?
1) да, каждый день,
2) иногда не успеваю,
3) не завтракаю.
3. Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?
1) булочку с компотом,
2) сосиску, запеченную в тесте,
3) кириешки или чипсы.
4. Едите ли Вы на ночь?
1) стакан кефира или молока,
2) молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),
3) мясо (колбасу) с гарниром.
5. Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?
1) всегда, постоянно,
2) редко, во вкусных салатах,
3) не употребляю.
6. Как часто на вашем столе бывают фрукты?
1) каждый день,
2) 2 – 3 раза в неделю,
3) редко.
7. Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
1) всѐ употребляю ежедневно в небольшом количестве,
2) ем иногда, когда заставляют,
3) лук и чеснок не ем никогда.
8. Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?
1) ежедневно,
2) 1- 2 раза в неделю,
3) не употребляю.
9. Какой хлеб предпочитаете?
1) хлеб ржаной или с отрубями,
2) серый хлеб,
3) хлебобулочные изделия из муки в/с.
10. Рыбные блюда в рацион входят:
1) 2 и более раз в неделю,
2) 1-2 раза в месяц,
3) не употребляю.
11. Какие напитки вы предпочитаете?
1) сок, компот, кисель;
2) чай, кофе;
3) газированные.
12. В вашем рационе гарниры бывают:
1) из разных круп,
2) в основном картофельное пюре,
3) макаронные изделия.
13. Любите ли сладости?
1) все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,
2) пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,
3) могу сразу съесть 0,5 кг конфет.
14. Отдаѐте чаще предпочтение:
1) постной, варѐной или паровой пище,
2) жареной и жирной пище,
3) маринованной, копчѐной.
15. Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?
1) да, 2) нет.
Проанализировать своѐ питание Вы можете следующим образом: за первый вариант ответа -1 балл, за второй – 2 балла, за третий вариант – 3 балла.
Сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями.
Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всѐ в порядке! Вы молодцы!
Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами.
29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своѐм питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее Вы этим займѐтесь, тем меньше проблем с излишним весом, нервными заболеваниями, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, различными кожными высыпаниями у Вас возникнет!
Анкета для учащихся №2.
1.Удовлетворяет ли тебя система организации питания в школе?
2. Устраивает ли тебя ежедневное меню?
3. Удовлетворен ли ты качеством приготовления пищи?
4. Удовлетворен ли ты работой обслуживающего персонала?
5. Удовлетворен ли ты графиком питания. Твои предложения.
6. Считаешь ли ты, что горячее питание повышает твою успеваемость?
Анкета для педагогов
Меню, предлагаемое школьникам, не соответствует утвержденному (да, нет)
Дети вынуждены есть блюда остывшими (да, нет)
Порции чаще меньше, чем в меню (да, нет)
При приготовлении блюд часто используются продукты явно более низкого
качества, чем указаны в меню (да, нет)
Времени, выделенного на прием пищи, недостаточно (да, нет)
Большинство детей съедают полностью предлагаемые порции (да, нет)
У большинства детей на тарелках остается не съеденными до 50% порции (да, нет)
У большинства детей на тарелках остается не съеденными более 50% порции (да, нет)
Посуда в школьной столовой нуждается в замене (да, нет)
Мебель в школьной столовой нуждается в замене (да, нет)
Персонал школьной столовой работает в грязной одежде (да, нет)
Питаетесь ли Вы в школьной столовой (да, нет, почему?)
Ваши предложения по организации питания в школе
Ваши пожелания работникам пищеблока
24