СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О мнемотехнике родителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация для родителей о приемах мнемотехники 

Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word (2)»

Мнемотехника на службе у родителей: учим стихотворения с ребенком

Если спросить педагогов, осуществляющих работу по заучиванию стихотворений с детьми, испытывают ли они при этом трудности, большинство ответит утвердительно и подчеркнут, что формальный, лишенный всякого творчества подход превращает такого рода речевую деятельность в непривлекательный процесс. В итоге наблюдается плохое запоминание текста, забывание или перестановку слов, неэмоциональное, невыразительное чтение. Кроме того, часто дети пытаются запомнить текстмеханически, не понимая смысла, это не лучший способ заучивания, так как художественные тексты содержат в себе эмоциональную нагрузку, выражают определённые чувства, которые требуется выразительно донести до слушателя.

Что делать, какие средства использовать, чтобы процесс заучивания стихов приносил радость и удовлетворение детям? На помощь приходят приёмы мнемотехники, которые помогут предельно повысить запоминание, сохранение и воспроизведение художественного текста. Также в практике заучивания отлично проявили себя мнемотаблицы. Принцип их действия заключается в том, что на каждое слово или фразу придумывается символ (картинка), который помогает принять информацию сразу двум органам чувств – зрительному и слуховому, что повышает качество запоминания и воспроизведения текста.

Содержание

  • Принципы действия мнемотаблиц

  • Этапы работы над стихотворением с помощью мнемотаблиц

  • Заключение

Принципы действия мнемотаблиц

Отметим, что для кодирования стихотворения достаточно даже простейшего изображения к строчке или целому четверостишию. Необязательно быть профессиональным художником, чтобы изобразить описываемые в произведении предметы или действия. В мнемотаблице схематически возможно отобразить весь окружающий мир: явления природы, события, признаки предметов, действия персонажей. Методика мнемотаблиц разработана подробно, с необходимыми инструкциями, что не вызывает затруднений в применении.

Объём статьи не предполагает расширенного описания методики, поэтому остановимся на главных её принципах. Начинается работа с построения мнемоквадрата, который соответствует конкретному слову. Например, заучивается стихотворение «Белая берёза» Сергея Есенина. Оперируя словом «берёза», педагог предлагает рассмотреть символическое обозначение дерева. Это должен быть простой и доступный детям рисунок, который они могут выполнить самостоятельно. Затем аналогично поступаем с другими словами, например, «окно», «снег», «ветки» и т. д. Так дети начинают постепенно понимать, что означает символ слова.

В начале обучения предлагаются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее возникают цветные образы: снег – белый, ветви ели – зелёные, небо ‒ голубое. Затем, по мере овладения конкретными навыками изображения предметов используются чёрно-белые символы, чтобы не отвлекаться на их яркость.

Последующая работа над стихотворением предполагает постепенный переход от мнемоквадратов к мнемодорожкам, которые обозначают целые стихотворные фразы. Так идёт поэтапное запоминание и дальнейшее воспроизведение стихотворения по условным символам.

После усвоения необходимых первоначальных знаний о символах детей подводят к действиям с мнемотаблицами. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста обучаемых. Таким образом, всё стихотворение фиксируется схематически.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для борьбы с нарушениями функций памяти наши читатели используют натуральный препарат Хэдбустер. Препарат улучшает работу мозга, способствует восстановлению и укреплению памяти, помогает ускорить процесс мышления, улучшает координацию.

Читать о том, как улучшить память и работу мозга всего за 1 курс...

Педагоги отмечают, что по мере обучения дети активно включаются в создание собственной схемы. После этого они по памяти, используя только символическое изображение, воспроизводят целый текст.

Этапы работы над стихотворением с помощью мнемотаблиц

Разработанная методика использования мнемотаблицы при запоминании стихотворения предполагает, что работать с детьми в этом направлении эффективнее всего поэтапно. В принципе возможны различные вариации, это будут авторские разработки, но уже стала классикой следующая схема занятий.

Итак, чтобы вызвать у детей интерес к произведению, надо быть немного актёром. Лучше выучить стихотворение наизусть для свободного оперирования стихотворными фразами, подходящей интонацией и жестикуляцией.

Далее идёт работа по объяснению детям непонятных слов и активизации новых. Например, в предлагаемом стихотворении «Белая берёза» есть следующие сложные слова — бахрома, кайма, кисти, которые сначала обсуждаются, а затем обозначаются символами.

Беседа по содержанию стихотворения — приём классический, но в плане мнемотехники крайне важный, так как облегчает запоминание и дальнейшее воспроизведение художественного текста.

После этого переходите к рассматриванию иллюстраций и подготовленных заранее мнемодорожек, проводите повторное чтение стихотворения с установкой, что это произведение будет разучиваться наизусть.

Следующий этап работы над текстом предполагает, что дети самостоятельно проговаривают отдельно каждую строчку стихотворения с помощью мнемодорожки, а затем читают текст целиком с опорой на мнемотаблицу.

Когда стихотворение будет выучено, предложите детям создать книгу стихов из мнемотаблиц, которая при рассматривании поможет воспроизводить выученные художественные тексты.

Заключение

Практика показала, что дети лучше учат стихотворение наизусть, когда рисуют его при помощи картинок-символов и затем при воспроизведении опираются на них. Использование этого приёма облегчает и практически ускоряет процесс запоминания информации, повышает интерес к изучаемому произведению, что немаловажно при передаче выразительности текста.



Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word»

Как запоминать стихи

О механизмах речевой памяти пока можно только догадываться, точной формулировки нет. Но мы можем использовать некоторые очевидные закономерности работы речевой памяти.

Прежде всего, воспроизведение речи может быть смысловым и дословным. Пример дословного (точного) воспроизведения – припоминание стихотворения. При смысловом пересказе человек описывает прочитанное «своими словами». И каждый раз разными словами, сохраняя лишь общий смысл.

В последнем случае работает зрительная память, а речь используется как средство передачи образов из одной головы в другую. При воспроизведении стихотворения мы имеем дело исключительно с речевой памятью.

Дословное воспроизведение включает в себя не только точное воспроизведение порядка слов. Если вы заучиваете текст песни или текст книги (на слух), то речевая память, кроме порядка слов, хорошо запоминает особенности произношения слов, мелодику фраз, интонацию, эмоциональную окраску, паузы и т.п. И чем качественнее ваше воспроизводящее устройство, тем больше тонкостей речи вы сможете услышать и запомнить.

Метод интроспекции

Мы можем наблюдать за своими внутренними процессами, анализировать их, делать выводы о каких-то закономерностях. Интроспективный метод считается не очень научным в психологии. Но, тем не менее, он позволяет увидеть, как работает наша память.

Строчка за строчкой

Если вы будете воспроизводить ранее заученное стихотворение, вы заметите, что при озвучивании голосом первой строки где-то в сознании уже готова вторая строчка. Она как бы проговаривается мысленно, стоит «на очереди». В процессе воспроизведения второй строчки, на очередь становится третья строчка. Мы говорим третью строчку, в сознании уже готова четвертая. И так далее. Стихотворение вылезает из нашей памяти строка за строкой.

Рифма и ритм? Или длина строки?

Часто можно слышать, что стихи легко учить потому, что в них есть рифма (созвучные окончания слов) и ритм. Однако вы легко сможете заучить и «белый стих», при условии, что он разбит на короткие фразы (синтагмы), разделенные паузами.

Важным условием для эффективного запоминания стихотворения является то, что стихотворение состоит из коротких фраз, четко обозначенных паузами.

Почему короткие фразы?

Потому что короткая фраза легко умещается в нашей речевой кратковременной памяти. Как известно, инертность речевого анализатора составляет примерно 4 секунды. Это значит, что фразу, длиной в четыре секунды и меньше, вы легко сможете повторить. А также удержать в сознании путем многократного мысленного повторения. А если фраза будет длительностью более четырех секунд, то повторить её целиком будет уже сложно.

Обычно в четыре секунды умещается две строчки стихотворения. Вы можете считать две строчки и тут же повторить их.

Что нам скажут музыканты?

Музыканты интуитивно приходят к очень важному выводу. Пожалуй, самому важному в деле заучивания стихов. И это относится не только к запоминанию стихов или текстов песен, но и к запоминанию наизусть музыкальных произведений (память рук).

Для того чтобы как можно быстрее выучить музыкальную пьесу или текст песни, нужно стараться сразу же «оторваться от нот».

Очень важное наблюдение

Сколько раз в течение месяца вы слушаете одну и ту же песню по радио? Но можете ли вы воспроизвести текст песни полностью? Нет! Вы даже можете специально слушать одну и ту же песню 50 раз подряд. Но вы не запомните текст песни. Вы даже можете 100 раз подряд читать стихотворение (по книге), но вы не запомните его.

Мнемотехника (система «Джордано») утверждает: многократное считывание бесполезно для запоминания. Запоминание происходит только тогда, когда мы повторяем материал исключительно по памяти.

Мнемонические методы (образная мнемоника) дают возможность сразу захватить в память большой объем сведений, чтобы затем начать процесс «активного повторения», повторения по памяти. Но мнемоника оперирует отдельными элементами, преобразованными в образы. А как быть с текстом песни?

Нужно поступать так же, как музыкант, заучивающий новую песню. Мы должны использовать для захвата в память инертность слуховой анализаторной системы.

Вероятно, этот метод вам хорошо знаком. Но вы не задумывались о тонкостях, о том, как это работает.

Нужно прочитать первые две строчки стихотворения, оторвать глаза от текста и несколько раз повторить две строчки по памяти. Минимальное количество повторений по памяти – четыре. Если будете повторять большее количество раз, хуже не будет.

Затем вы считываете следующие две строчки и их повторяете по памяти. Затем считываете четыре строчки и повторяете по памяти уже целое четверостишие. Т.е., соединяете две строчки.

Точно так заучивает музыкальную пьесу музыкант. Если музыкант будет постоянно играть пьесу по нотам, глядя на лист, он никогда не сможет выучить её наизусть.

Влияет ли на запоминание смысл?

Можно ли выучить дословно наборы бессмысленных слов, имитирующих стихотворение, организованных в короткие строки и четверостишия? Да, можно. Речевой памяти смысл (образы) не нужен. Но знакомые слова, имеющие смысл (связь с образами), вы запомните гораздо быстрее.

Запоминание стихотворения будет более эффективным, если в процессе мысленного повторения стихотворения, вы будете представлять в воображении то, что описывается словами.

Долговременное запоминание

Каждый человек в школе учит стихи. Только одни забывают их очень быстро, а другие люди помнят всю жизнь. С чем это связано? Те, кто помнит стихи всю жизнь, имеют привычку мысленно повторять их, хотя бы иногда, хотя бы раз в месяц.

Если вы хотите сохранить в памяти сотню стихотворений, вам нужно использовать мнемонику для последовательного запоминания названий стихотворений. Просматривая в памяти список названий, вы сможете обеспечить себе регулярное повторение по памяти всех стихов, всех без пропуска.

Речевая память медленная

Допустим, при первичном запоминании вы очень быстро добились дословного воспроизведения. Например, выучили стих в одну страницу за 30 минут. Теперь вы можете рассказать его полностью.

Но стоит ли на этом останавливаться? Нет. Снова смотрим общие правила мнемотехники. Любой новый материал нуждается в мысленном повторении на протяжении как минимум четырех дней после первичного запоминания.

Из этого следует, что любой речевой материал, который вы хотите воспроизводить по памяти уверенно, нужно начинать учить (первичное запоминание) за четыре дня.

При этом не столь важно количество повторов, как сам факт растягивания процесса повторения во времени.

«Готовность» стиха в вашей памяти определяется очень просто, по возникновению эффекта реминисценции – навязчивого автоматического воспроизведения фраз в вашей голове. С этого момента вы будете способны не только воспроизводить речевой материал полностью, но и будете вспоминать его уверенно.

Как магнитофонная пленка

Материал, заученный изложенным выше способом, воспроизводится только от начала до конца, как магнитофонная пленка. Выборочное воспроизведение отдельных фрагментов крайне затруднено.

Подключаем образную мнемонику

Если стихотворение длинное, мы можем использовать мнемонику для дополнительного запоминания последовательности четверостиший. Для этого нужно обозначить каждое четверостишие зрительным образом и запомнить последовательность этих образов. После этого вы сможете воспроизводить стих не только с начала до конца, но и выборочно любое четверостишие.

Если стихотворение очень длинное, какая-нибудь поэма, то мнемонику можно использовать для связывания номеров страниц в книге с первой строчкой на данной странице.

Если совместить это с запоминанием отдельных четверостиший, но при воспроизведении длинной поэмы вы сможете воспроизвести нужное четверостишие на нужной странице.

Но запоминание четверостиший и номеров страниц имеет и практическое значение. Дополнительное запоминание последовательности речевого материала позволит вам повторять длинную поэму в полном объеме на этапе её заучивания.

Упражнение

В качестве упражнения попробуйте запомнить короткий текст песни на английском языке. Для этого вы должны уметь прочитать текст и понимать его. Если вы учите английский, но очень полезно запоминать стихи на английском языке. Так как вы автоматически запоминаете новые для вас слова и словосочетания.

Считывайте по две строчки, несколько раз повторяйте их по памяти, соединяйте выученные строчки путем их повторения вместе. Живо представляйте в воображении зрительные образы.

Считать, повторить по памяти (строго) 4 раза:

The falling leaves drift by the window
The autumn leaves of red and gold

Считать, повторить по памяти 4 раза:

I see your lips, the summer kisses
The sunburned hand I used to hold

Считать, повторить по памяти 4 раза:

The falling leaves drift by the window
The autumn leaves of red and gold
I see your lips, the summer kisses
The sunburned hand I used to hold

Считать , повторить по памяти 4 раза :

Since you went away the days grow long
And soon I'll hear old winter's song

Считать, повторить по памяти 4 раза:

But I miss you most of all, my darling
When autumn leaves start to fall

Считать , повторить по памяти 4 раза :

Since you went away the days grow long
And soon I'll hear old winter's song
But I miss you most of all, my darling
When autumn leaves start to fall

Прочитайте все стихотворение, повторите его по памяти целиком 4 раза.

Autumn leaves

The falling leaves drift by the window, 
The autumn leaves of red and gold.
I see your lips, the summer kisses, 
The sunburned hand I used to hold.

Since you went away the days grow long, 
And soon I'll hear old winter's song.
But I miss you most of all, my darling, 
When autumn leaves start to fall.

Если четырех повторов для вас недостаточно, увеличьте их количество. Повторять лучше вслух. Очень хорошо, если у вас есть запись песни, чтобы вы могли правильно запомнить произношение.

Как только вы добьетесь полного воспроизведения текста по памяти, повторяйте его мысленно (или вслух) на протяжении как минимум четырех дней, до появления навязчивого автоматического воспроизведения.

Важно! Запоминайте любой текстовой материал заранее.



Просмотр содержимого документа
«для родит»

Консультация для воспитателей

Введение
  

 В 20-х гг. прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Дети действительно необычайно быстро и легко запоминают самый разнообразный материал. Он как будто сам «прилипает» и запечатлевается ими без какого-либо отбора и без всякого труда. Дошкольники быстро запоминают незнакомые им слова иностранного языка, стишки, песенки, шуточные выражения, употребляемые взрослыми, фамилии-вратарей и других игроков разных футбольных команд или какие-то числовые данные о силе мотора в автомобилях «Москвич» и «Жигули». По сравнению с взрослыми запоминание аналогичного материала у ребенка происходит быстрее. Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, что преимущество детской памяти только кажущееся. Прежде всего, дети действительно легко запоминают, но далеко не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства.   

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.

Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.
Этот навык можно сравнить с работой компьютера:

  • сознательно стирать запомненные данные

  • контролировать длительность запоминания

  • перемещать запомненные данные

На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.

Так что же дает мнемотехника?

  • возможность накапливать огромное количество информации

  • колоссальную экономию времени при запоминании

  • возможность быстрого обучения

  • мощное развитие мышления и внимания  

  • эффективную гимнастику для мозга

 Суть методики для запоминания стихов

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами. 
Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов

Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении; 
• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. 
Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица).  Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.
Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

ü            Берем заданное на изучение стихотворение.

ü            Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

ü            Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

ü            После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

ü            Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для примера, рассмотрим стихотворения Т.Бокова

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

На полях идет уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед,

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.