СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы учителя по теме "Упражнения для развития смыслового чтения на уроках математики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен опыт работы учителя по теме "Упражнения для развития смыслового чтения на уроках математики". Данный материал может помочь учителю при подготовке к написанию ВПР в 4 классе.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы учителя по теме "Упражнения для развития смыслового чтения на уроках математики"»

Обобщение опыта работы учителя начальных классов МОАУ «СОШ №24 г.Орска»

Белоус Эльвиры Рафаильевны по теме





«Упражнения для развития смыслового чтения на уроках математики»











Орск, 2019



Содержание

1.Введение с.3

1.1.Актуальность с.3

1.2. Понятие смыслового чтения. Цель и задачи. с.3

1.3. Причины, тормозящие процесс решения задач.. с.3

2.Упражнения, направленные на увеличение темпа чтения. с.4-14













































Актуальность.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умение чтения относится к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения. В 21 веке проблема чтения привлекает внимание теоретиков и практиков во всем мире. Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать». Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми.

Академик Лев Дмитриевич Кудрявцев говорил «Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практическое осмысление извлеченной информации.

Задачи: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам, в частности математике.

В обучении младших школьников математике большая роль отводится текстовым задачам, которые составляют 40% учебного материала. Это связано с тем, что через решение задач реализуются образовательные, развивающие и воспитательные цели учебного процесса. Именно в процессе решения задач у ребёнка развивается интерес к предмету, самостоятельность мышления, речь, интеллект, инициатива и творчество, волевые качества личности.

Причины, тормозящие процесс решения задач:

Для полноценной работы над задачей ученик должен уметь:

  1. Хорошо читать и понимать смысл прочитанного.

  2. Анализировать текст задачи, выявляя её структуру и взаимоотношения между данными и искомым.

  3. Правильно выбирать и выполнять арифметические действия.



Причину того, что ученики не могут справиться самостоятельно даже с задачей знакомой структуры, мы видим в том, что у учащихся не сформированы умения:

1) читать и понимать тексты различных структур;

2) правильно представлять себе и моделировать житейские ситуации, обрисованные в задаче.

Доктор педагогических наук А.В. Белошистая причину этого видит в том, что младший школьник, большую часть времени проводящий возле компьютера или телевизора, формируется не как человек, читающий и представляющий себе прочитанное, а как человек, либо следящий за быстро разворачивающимся видеорядом, либо участвующий в нём (в компьютерной игре). Поэтому ученик не может справиться с задачей самостоятельно, т.к. он не привык создавать собственный «банк данных», откладывать в долговременную память соответствующие текстовые структуры и связанный с ними видеоряд, который и называется моделью задачи.

3) Школьные причины. Все дети очень разные по характеру, скорость работы над задачей у всех разная. Пока одни ученики только читают задачу, вторые мысленно представляют себе, как её решать, а третьи уже готовы назвать ответ.

Поэтому учителя стараются сделать процесс решения задачи максимально эффективным.

Сегодня на групповой консультации я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках математики.

  1. Приём «Кластер» (всё самое главное)

Например, для решения уравнений, дети должны знать и названия компонентов и то, как найти тот или иной компонент, основываясь на взаимосвязи между компонентами.

Кластер «Компоненты вычитания»

Уменьшаемое Вычитаемое Разность

чтобы найти уменьшаемое Чтобы найти вычитаемое,

надо к разности прибавить надо от уменьшаемого отнять разность

вычитаемое



Кластер «Компоненты сложения»

Слагаемое Слагаемое Сумма

Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо от суммы отнять известное слагаемое.



Кластер «Компоненты деления»

Делимое Делитель Частное

Чтобы найти неизвестное делимое чтобы найти неизвестный делитель

надо частное умножить на надо делимое разделить на частное.

делитель.



Кластер «Компоненты умножения»

Множитель множитель произведение

Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель.



Кластер «Скорость. Время. Расстояние»

S=U х T U=S : T T=S : U



Кластер «Прямоугольник»

Противоположные стороны равны 4 угла, все прямые Диагонали равны

Периметр прямоугольника Площадь прямоугольника

(а+в) х2 или а х 2 +в х 2 а х в



  1. Приём «Лови ошибку»

Приём работы с текстом, информацию, содержащуюся в котором надо проверять.

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделить без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28•3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?

(Ответы групп)



Задание может быть предложено в 3- 4 классе на уроке повторения и закрепления. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число.

Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33•3=99, 99

Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя.

При вычислении произведения 28•3 Незнайка абсолютно правильно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.

Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.



Работа с планом.

Наш дачный посёлок совсем маленький: всего семь участков. Один из них давно заброшен, и дом там развалился. Зато у нас есть большой пруд. На нашем участке растёт берёза. Других больших деревьев в посёлке нет. Когда я был маленький, я не мог влезть на берёзу. А сейчас мы с соседом Колей построили шалаш в нижних ветвях и играем в Робинзона Крузо. Коля живёт на соседнем с нами участке около ворот. Напротив наших участков дача Сергея Ивановича — между домиком охранника и прудом. Я думаю, что это самый лучший участок в нашем посёлке. Самый большой участок у нас заброшен, но скоро там появятся новые хозяева. Мама говорит, что у них сын моего возраста, так что у нас с Колей будет новый друг. За заброшенным участком ещё два: сначала дача Марии Петровны, а потом — дача её брата Павла Петровича. Участок Павла Петровича маленький, почти как наш или даже меньше. Есть ещё один большой участок. Мы с ним граничим, но как зовут хозяина, я не знаю. Он редко выходит из дома, а когда выходит, проходит мимо и ни с кем не здоровается. Он в прошлом году сказал папе, что наша берёза ему мешает, но папа берёзу пилить не будет. Как берёза может мешать?

Найди ошибки в плане.

1. Участок, где живёт автор сочинения Артём.

2. Участок, где живёт друг Артёма Коля.

3. Участок Сергея Ивановича.

4. Участок Марии Петровны.

5. Участок Павла Петровича.

6. Участок, где живёт сосед, которому мешает берёза



Пруд





Домик охранника



Мария Петровна

Воро

та

воворота

Заброшен

ный

участок





Павел Петрович



Артём

Сосед



Сергей Иванович









Коля

















  1. Приём использования ромашки Блума, как способ работы над анализом задачи.

Классификация вопросов Б. Блума:

Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации.

Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" – "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.

Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.

Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если …

Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к…? Что лучше? Правильно ли поступил...?

Например, в ВПР есть задачи на работу со временем:

Тамара Петровна едет в электричке уже 40 мин. Во сколько она приедет на вокзал, если она села в электричку в 12 ч 10 мин., а ехать ей осталось ещё 30 мин.?

Простые вопросы: Во сколько Татьяна Петровна села в электричку? Сколько минут она едет? Сколько ей ещё осталось ехать?

Творческие вопросы: Во сколько Татьяна Петровна приехала бы на вокзал, если бы электричка сломалась и задержалась на 1ч, на 1ч 13 мин и т.д.

Как изменится ответ задачи, если бы электричка увеличила скорость, и приехала на 15 минут раньше назначенного времени?

  1. Работа над диаграммами.

– Витя в понедельник, обнаружив на кухне запасы шоколада, съел 6 шоколадок, во вторник решил сходить в гости к другу Саше и угостился у него – 4 шоколадками. Ему понравилось ходить в гости, и в среду у Лены съел ещё 5. В четверг у тёти Кати – 10, а в пятницу ему не удалось ни к кому попасть в гости, в субботу у Иры – 5 шоколадок, а в воскресенье на дне рождении у друга Кости – 8.

– Давайте заполним таблицу.

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

6

4

5

10

0

5

8



– Что показывает данная таблица? (Данная таблица показывает количество шоколада, съеденных за неделю Витей.)

– Можем ли мы построить диаграмму по данным этой таблицы?(Да)

– Какой алгоритм нам будет нужен? (алгоритм построения столбчатых и линейных диаграмм)

– А чем отличается линейная диаграмма от столбчатой? (если данные изображать столбиками– столбчатая диаграмма, а если отрезками– линейная)

– Каждый себе определите, какую диаграмму вы будете строить.

– Какой первый шаг алгоритма построения диаграммы? (Подобрать цену деления шкалы, удобную для обозначения на ней значений данных величин)

– Какая шкала нам будет удобна? (2 ед)

– Второй шаг. (Начертить прямой угол .Изобразить шкалу на вертикальном координатном луче, и на горизонтальном луче отметить на равном расстоянии друг от друга точки по числу имеющихся величин.)

– Что будет показывать горизонтальная шкала? (дни недели)

– Вертикальная шкала? (количество шоколадок, съеденных Витей)

– Третий шаг. (От выбранных точек построить вертикальные отрезки (столбики), высота которых равна значению соответствующих величин.)

Во время проговаривания алгоритма построения диаграмма, дети строят диаграммы в тетради.

– Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте работу по образцу на доске. В оценочных листах отметьте работу своего соседа.

– Ответьте на вопросы по вашим диаграммам.

Вопросы классу:

1. В какой день Витя побывал в гостях у самых гостеприимных хозяев?

2. В какой несчастливый день ему не удалось попасть в гости?

3. Сколько всего шоколадок съел Витя за неделю?

4. На сколько больше шоколадок съел Витя в четверг, чем в субботу?

5. В какой день было съедено одинаковое количество шоколада?

6. Можно ли есть столько сладкого? Почему?



4 классы в школе решили устроить соревнование, кто больше наберёт пятёрок по предметам за неделю. В понедельник 4 «А» набрал 26 пятёрок, а 4 «Б» на 4 пятёрки больше, у 4 «В» был любимый урок – физкультура, и они смогли набрать 42 пятёрки. Во вторник 4 «А» набрал 12 пятёрок, 4 «Б» - в 3 раза больше, а 4 «В» - только 9 пятёрок. В среду физкультура была у 4 «А» класса, и они набрали 39 пятёрок, 4 «Б» заработал 17 пятёрок, а 4 «В» на 7 пятёрок меньше, чем 4 «Б». В четверг все 3 класса ходили на экскурсию, поэтому все получили пятёрок мало, причём одинаковое количество. В сумме в четверг у трёх классов было 33 пятёрки. В пятницу 4 «А» получил 15 пятёрок, физкультура была в 4 «Б», и они заработали в 3 раза больше пятёрок, чем 4 «А», 4 «В» получил в этот день 20 пятёрок.

Запиши условие в таблицу:




понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

4 «А»

26

12

39

11

15 103

4 «Б»

30

36

17

11

45 139

4 «В»

42

9

10

11

20 92



Сколько пятёрок получили все 3 класса в среду?__66______________________________

Какой класс получил больше всего пятёрок во вторник? __4 «Б»_____________________

Кто всё – таки победил в соревновании?___4 «Б»__________________________________



  1. Приём составления вопросов к тексту является одним из основных при формировании навыка смыслового чтения.



Данное задание может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в концентре 1000. Задание способствует выработке умения находить нужную информацию в тексте и формулировать к нему вопросы. Оно не содержит готовых вопросов, и это требует от учеников самостоятельной постановки учебной задачи. Задание также способствует воспитанию любознательности, формированию познавательного интереса, расширению кругозора.



Прочитай внимательно текст про Александрийский маяк. Сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на эти вопросы.

Александрийский маяк

Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.

Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.

Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду, и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.



Ответы. Дополните и уточните отчёты друг друга.



Год начала строительства маяка?

283 – 5 = 278 г.

Год, в который маяк причислили к чудесам света?

283 - 4 = 279 г.

Общая высота маяка?

3 Х 46= 138 м

Площадь фундамента маяка?

180 • 180 = 32400м2

Площадь основания нижней башни?

30 • 30 = 900м2

Высота нижней башни?

138: 2 = 69м

Высота колоннады с куполом?

69 – 40 = 29м

Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением?

283г. до н.э. + 365г. н.э. = 648 лет

Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям?

14век – 365г. (4век) = 10 веков



6.Приём составления сводных таблиц, позволяющий обобщить и систематизировать учебную информацию. С этой целью мы предлагаем выполнить задание 3, работая в группах.

Прочитайте текст. Представьте содержащуюся в нём информацию в табличной форме. Ответьте на вопросы и выполните задания, данные после текста.

Звери-великаны

Зверь – это не только тигр, но и безобидный хомячок, не только волк, но и коза. Все они относятся к классу млекопитающих. Всего известно четыре тысячи биологических видов млекопитающих. Животные этого класса весьма разнообразны по своему внешнему виду, повадкам, образу жизни. К классу млекопитающих относится крупнейшее из всех ныне живущих животных – синий кит. Его длина – 33 м, а масса – до 150 т. Пасть у синего кита огромна. Кажется, что он может кого угодно проглотить. На самом же деле это безобидное животное. Синие киты питаются крошечными рачками планктона. Синий кит в 30 раз тяжелее самого крупного животного суши – африканского слона, в 50 раз тяжелее другого сухопутного великана – африканского носорога. Рост африканского слона достигает 4 м. Носороги рядом со слоном кажутся низкорослыми: их рост около 2 м. Эти огромные животные питаются травой и листьями.

Вопросы и задания:

  1. Исполином среди млекопитающих является бурый медведь. Его масса достигает 750 кг. Во сколько раз носорог тяжелее бурого медведя? На сколько синий кит тяжелее бурого медведя?

  2. Одним из самых маленьких млекопитающих на земле является карликовый хомячок, который живёт в Мексике. Он весит примерно 6 г. Во сколько раз карликовый хомячок легче синего кита и носорога? Сколько хомячков уравновесят на весах бурого медведя? На сколько граммов хомячок легче слона?

  3. Самыми маленькими обезьянами являются карликовые игрунки, обитающие в лесах Амазонки. Они весят не более 100 г. Сравни массу такой обезьянки с массой каждого из встретившихся в тексте животных.

Название животного

Масса животного

Рост животного

Питание

Синий кит

До 150т

33м

Рачки планктона

Африканский слон

150:30=



Трава и листья

Африканский носорог

150:50=

Бурый медведь

750кг

3000:750 = в 4 раза

150.000-750 = на 149.250кг



Карликовый хомячок

150.000.000г : 6г = в 25.000.000 раз

3.000.000г : 6г = в 500.000 раз

750.000г : 6 = 125.000 хомячков

5.000.000г – 6г = на 4.999.994г



Карликовый игрунок (маленькая обезьянка)

100г






Это задание может быть использовано при изучении арифметических действий с натуральными числами. Его выполнение способствует формированию умения выделять главное из имеющейся информации, представлять информацию в табличной форме, определять необходимое количество строк и столбцов таблицы.

В данном случае для выполнения заданий, предложенных после текста, достаточно, чтобы таблица имела 2 столбца: название животного и массу животного.

Однако для того, чтобы полно отразить информацию, имеющуюся в тексте, нужно добавить ещё 2 столбца – рост животного и чем оно питается. Количество строк в таблице будет равно количеству упомянутых в тексте животных плюс ещё одна строка, в которой будут помещены названия столбцов.



  1. Приём решения задач тестового характера:

Тема: Скорость движения:

  1. Собака гонится за лисицей, скорость собаки -340м_мин, скорость лисицы -300м/мин. Догонит ли собака лисицу?

А)да, б) нет



2) Сможет ли электропоезд пройти 400 км за 5 часов, если будет двигаться со скоростью 80км/ч и при этом 35 минут тратить на остановки?

А)да; б) нет



3) Скорость лодки 3.600м/ч. За сколько минут она пройдёт 300м?

А) За 12минут, б) за 10 минут, в) за 5 минут



4) Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу. Скорость одного из них 12 км/ч, другого – 18км/ч. Встретятся ли велосипедисты через час, если расстояние ме6жду ними 40км?

А)да, б)нет

5)Мотоциклист проехал 160км за 2 часа. Сколько километров оен проедет за 4 часа с той же скоростью?

А)160км, б) 240кма, в) 320км.



Тема: Площадь и периметр прямоугольника:

  1. Даны квадрат со стороной 7см и прямоугольник со сторонами 9см и 5см. Верно ли утверждение, что их периметры одинаковы?

А)да, б)нет



  1. Периметр прямоугольника 50см. Верно ли утверждение, что его площадь может быть равна 24см2?

А) да, б)нет



  1. Сторона квадрата 30см. Вырази площадь этого квадрата в квадратных дециметрах.

А)12дм2, б) 9дм2, в) 90дм2



  1. Длина прямоугольника 18см, ширина в 6 раз меньше. Найди площадь прямоугольника.

А)42см2, б)54см, в) 54см2



  1. Задачи на смекалку, задачи – шутки, задачи – головоломки.

  1. 6 рыбаков съели 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?

  2. Двое пошли 3 гриба нашли. Следом 4 пойдут, сколько грибов найдут?

  3. Можно ли из 13 счётных палочек сложить метр?

  4. 4 картофелины варились 12 минут. Сколько минут варилась каждая картофелина?

  5. Крышка стола имеет 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

  6. Шёл Кондрат в Ленинград, а навстречу ему 12 ребят. У каждого в руке лукошко, в лукошке по 3 кошки, и задумался старый Кондрат: сколько человек идёт в Ленинград?

  7. Горели 10 свечей. 3 свечи погасли. Сколько свечей осталось?



  1. Задачи на основе литературного и исторического материала.

Тема: Животные.

  1. Дикие животные кажутся людям очень забавными и часто в домах появляются детёныши диких животных. По данным японской полиции, в 1979г. в домах японцев содержалось 1.138 опасных животных. Из них 894 медведя, 91 удав, 62 крокодила, 1 горилла, 1 бегемот и несколько слонов. Сколько слонов содержалось в домашних условиях? Как ты думаешь, к чему может привести содержание в доме таких животных?

  2. За день варан нашёл две кладки яиц ящериц. В первой было 7 яиц, во второй на 5 больше. Сколько яиц съел варан, если 2 яйца он не заметил?

  3. Гигантские кенгуру достигают в длину 3м, а самые маленькие –на 2.550мм меньше. Какова длина самого маленького кенгуру?

  4. На соревнованиях прыгун в высоту может преодолеть планку, расположенную на высоте 2м44см. Эта величина на 76см меньше высоты, которую может преодолеть кенгуру. На какую высоту может подпрыгнуть это животное?

  5. За завтраком 2 птенца съедают 300 белых мышей. Сколько мышей потребуется 4 птенцам за 1 неделю?



Тема «Вулкан»

«Вулкан», «извержение вулкана» - тебе знакомы эти понятия? Что ты знаешь о ни х? Послушаем рассказ деда Митрегора об одном из извержений вулкана.

1). «Мой возраст можно обозначить самой большой однозначной цифрой, если записать её 2 раза». (Сколько лет деду?) «Возраст моего сына ты узнаешь, если перевернёшь цифру, обозначающую мой возраст вверх ногами, а мой младший внук в 6 раз моложе моего сына» (Сколько лет внуку?) «Событие, о котором я расскажу, произошло в 1959 году. (Подсчитай, сколько мне тогда было лет?)

  1. Первый подземный толчок был таким слабым, что мы его не заметили. Но забеспокоились животные, и из загона, где находились 48 буйволов, вырвалась 1/3 часть животных. Сколько буйволов осталось в загоне?

  2. Весь вечер мы собирали сбежавших животных, в первый час мы отыскали 1/8 часть буйволов, во второй час – в 6 раз больше, а оставшиеся вернулись домой сами через день. Сколько буйволов пришли домой самостоятельно?

  3. В течение следующего месяца количество подземных толчков увеличилось. Сколько подземных толчков было зарегистрировано 3 ноября, если известно, что в первый день ноября было 392 подземных толчка, во второй день – в 2 раза больше, а в третий – на 716 толчков больше, чем во второй день?

14 ноября раздался страшный взрыв, и в воздух взлетели сотни камней и клубы дыма, потекло множество ручьёв расплавленной лавы. Раскалённая лава сжигала всё на своём пути. Звери в панике бежали прочь от опасного места.

  1. Страус Эму, убегая от опасности, мчался со скоростью 34 км/ч, а маленький кенгурёнок бежал со скоростью только 23 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут животные через 3 часа, если они одновременно начали бег с одной поляны?

  2. Посмотреть на извергающийся вулкан собирались сотни туристов. Теплоходы собирали туристов и вывозили в море. Сколько человек наблюдало за извержением вулкана, если на первом теплоходе было 115 пассажиров, на втором – на 34 человека больше, чем на первом, а на третьем – в 2 раза больше, чем на втором?

Тема «Путешествие в Арктику»

  1. Льды и морозы грозно встречали людей, посягнувших на тайны севера. Многие путешественники погибали, не выдержав суровой встречи. Фритьон Нансен, отважный норвежский путешественник придумал, как перехитрить природу. Нансен решил построить прочный корабль, который, вмёрзнув в лёд, дрейфовал бы по Северу.

«Фарм» был спущен на воду в октябре 1892 года, а в июле 1893 года отправился в плавание. Сколько времени прошло от спуска на воду до начала путешествия?

  1. Экспедиция Нансена за время дрейфа собрала много ценных наблюдений о жизни Севера и вернулась на Родину в декабре 1896 года. Сколько лет продолжалась экспедиция? Сколько месяцев?

  2. Но Нансен так и не смог добраться до Северного полюса. Первым это сделал американский исследователь Пири. Подсчитай, в каком году человек первый раз ступил на Северный полюс, если известно, что произошло это спустя 12 с половиной лет после возвращения «Фарма» на Родину.

  3. На полюсе Пири пробыл одни сутки и ещё четверть суток. Сколько это часов?

  4. Амундсен из Норвегии совершая путешествие на дирижабле «Норге» открыл Северный полюс с воздуха 11 мая 1926 года. Пири впервые ступил на полюс 6 февраля 1908 года. Найди разницу во времени между двумя этими событиями.

  1. Приём «Верю-не верю»



Бланк для ответов прием « Верите ли вы, что?»

Верю+ не верю-

В сутках 24 часа.


От начала нашей эры не прошло и миллиона дней.


Олимпиада - это единица времени.


Человек, проживший сто лет, отмечал день рождения только 25 раз.


19+23 = 18


В 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве.




В 83 года и 4 месяца справляют юбилей.





Верю +, не верю -

Угол – это геометрическая фигура.


Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.


Бывают углы остроумные и тупые


Тупой угол, это угол, который нарисован тупым карандашом


Бывает угол прямой


Острый угол, это угол, о который можно уколоться




  1. Приём «Кубик» для работы в группах над геометрическим материалом

Если а –сторона квадрата, то, что означает

а Х а

а х 4







Как изменится площадь прямоугольника, если длина увеличится в 2 раза?

Раздели этот прямоугольник линией на 2 прямоугольника чтобы площадь одного была 3см2

Найди площадь этого прямоугольника

Найди периметр этого прямоугольника

Начерти прямоугольник со сторонами 4см и 2см.

























  1. Приём чтения перевёрнутого текста:

стакан







На дворе трава,

на траве дрова.





Моя школа













Приёмы для развития смыслового чтения Упражнения и приёмы для развития на уроках окружающего мира. смыслового чтения у учащихся

  1. Прием «Ключевые слова». начальных классов.

  2. Приём «Ориентиры предвосхищения». Смысловое чтение – это вид чтения,

3. Приём «Корзина идей». которое направлено на понимание читающим

4. Прием «Задаем простые вопросы». смыслового содержания текста.

5. Приём «Логика мыслей» Цель смыслового чтения: максимально точное

6. Приём «Сводная таблица». и полное понимание содержания текста, всех

7. Прием «Лови ошибку». деталей и практическое осмысление

8. Прием «Закрой окно» (Дырявый текст) извлечённой информации.

Задачи: научить современных школьников

вдумчиво читать, извлекать из прочитанного

нужную информацию, соотносить её с

имеющимися знаниями, интерпретировать

и оценивать.

Подготовило ШМО

учителей начальных классов

МОАУ «СОШ №24 г. Орска»

29 октября 2019г.

Приёмы для развития смыслового чтения Приёмы для развития смыслового чтения

на уроках математики. на уроках русского языка.

1. Приём «Кластер». 1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. 

2. Приём «Лови ошибку». 2. Приём «Учимся задавать вопросы  разных

3. Приём использования ромашки Блума, типов» - «Ромашка Блума». Шесть лепестков -

как способ работы над анализом задачи. шесть типов вопросов.

4. Приём «Верю-не верю». 3. Приём «Инсерт»   – это маркировка текста по

5. Работа с диаграммами. мере его чтения.

6. Подбор к условию задачи схемы и выбор решения. 4. Приём «Ключевые слова».  

7. Приём составления сводных таблиц. 5. Приём  «Кластер.

8. Приём «Кубик» для работы в группах при 6. Приём  «Верные и неверные утверждения».  

выполнении задания с геометрическим материалом. 7. Приём «Верите  ли вы…» 

9. Приём чтения перевёрнутого текста. 8. Приём «Синквейн».  

10 Решение задач на основе исторического материала. 9. Приём – «Чтение с остановками». 

11.Задачи – шутки, головоломки. 10. Приём «Мозговой штурм».

12. Задачи тестового характера. 11. Приём «Уголки». 

12. Приём ««Найди различия».