СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обобщение знаний по теме "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обобщаются знания об имени прилпгательном, как части речи. Ребята в ходе урока выполняют различные задания и закрепляют полученные ранеее знания по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«"Обобщение знаний по теме "Имя прилагательное"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ


Тема. Обобщение знаний по теме «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Цель: актуализировать и обобщить знания по изученной теме.

Задачи:

1) образовательные:

- совершенствование знаний об имени прилагательном, умения отличать её от других частей речи;

- совершенствовать умение определять род, число, падеж имени прилагательного;

- совершенствовать умение писать безударные падежные окончания.

2) развивающие:

- развитие коммуникативных навыков;

- развитие критического мышления посредством интерактивного включения в образовательный процесс;

- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы.

3) воспитательные:

- воспитывать культуру взаимоотношений;

- воспитывать любовь к родному языку;

4) здоровьесберегающие:

- воспитывать внимательное отношение друг к другу;

- не допускать перегрузок уч-ся, используя смену видов деятельности.

Тип урока: урок-обобщение

Форма: традиционная, парная, групповая

Оборудование: карточки чистописания-девиза, карточки для индивидуальной работы и игры «Броуновское движение», карточки тест-текст.


ХОД УРОКА:

1.  Организационный момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок

Начинаем наш урок!

- Добрый день! Ребята, сегодня у нас снова гости. А это значит, что мы должны показать, как мы умеем быстро, дружно и чётко работать на уроке.

- Ребята, готовы вы к уроку? (да)

На вас надеюсь я друзья!

(вместе) Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас! (садитесь)

Руки? – На месте!

Ноги? – На месте!

Локти? – У края!

Спина? – Прямая!

- Откройте тетради, запишите дату нашей встречи.

2. Постановка учебной задачи.

Я слово ищу необычное, звучное,

Особое, сильное, самое лучшее,

Короткое, длинное, красное, синее,

Неброское, яркое, очень красивое,

Оно уменьшительное или ласкательное

Ещё называют его ……(прилагательное)

- На протяжении нескольких недель мы открывали новые знания, путешествуя по теме «Имя прилагательное». Наше путешествие подошло к концу. Какую же цель урока мы поставим сегодня перед собой? (ответы детей)

Цель урока нам ясна,

Значит, нам скучать нельзя!

3.  Минутка чистописания.

(на доске) ая, ое, ый, яя, ее, ой, ий

- Что напоминает эта строка?

- Разделите их на 3 группы (ая-яя, ое-ее, ой-ый-ий)

- Что можно сказать о типе соединения в каждой группе? (нижнее, среднее, верхнее)

Запись по рядам по данному образцу (прикрепляются таблички, по завершении работы таблички перевертываются, и появляется девиз урока

«УСПЕХ ДАРИТ РАДОСТЬ»)

- А вот и девиз нашего урока! Прочитайте.

Ваше настроение мы узнаем в конце урока.

4. Словарная работа.

(чтение наизусть уч-ся)

О чём задумался Февраль,

Забыв метельные забавы?

Притихла снеговая даль,

Ей слышно: шевелятся травы.

Ещё немного – и ручьи

С весёлым гомоном прольются

Вернутся шумные грачи

Дни соловьиные прольются.

- О чём здесь говорится?

- Что можете сказать об этом слове?

Игра «Аукцион» (название месяца, зимнего месяца, последнего, самого короткого, имя существительное, неодушевлённое, нарицательное, стоит в начальной форме, м. р., 2скл, ед. ч., 2 слога, букв больше звуков)

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

- Назовите буквы этого слова, звуки.

- Образуйте от данного слова имя прилагательное, запишите, разберите по составу.

- Продолжим работу дальше.

- Вставьте в словарные слова пропущенную букву, образуйте от данных слов имена прилагательные, запишите их и разберите по составу.

5. Обобщение знаний.

А) Дальше мы идём, друзья,

Здесь решается судьба.

Чтоб заданья выполнять

Надо правила все знать

- Внимание! Внимание!

Начинается проверка важного знания. Что узнали, изучали, рассказать всем обещали.

Очень занимательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить.
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”,
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде.

Эти замечательные прилагательные.
Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.


«Кластер»

Имя прилагательное:

  1. Часть речи……..

  2. Обозначает……..

  3. Отвечает……..

  4. Изменяется……..

  5. Зависит от………

  6. В предложении является……..

- Так кто скажет, какую роль выполняют в нашем языке имена прилагательные? (прилагательные украшают нашу речь, делают её живописной)


Б) Работа в группах «ТЕСТ-ТЕКСТ»

(раздаются карточки по группам)

Подчеркнуть ответы, составить предложение, добавив в него имя прилагательное, выбрать отвечающего.

(3-4мин - ответы детей)

1 – метель, началась, вдруг. Вдруг началась сильная метель.

2 – облако, плыло, низко. Тёмное облако плыло низко над землёй.

3 – посыпалась, с неба, крупа. С неба посыпалась колючая крупа.

4 – звёзды, сверкать, небо. В вечернем небе сверкали яркие звёзды.

Запись: В вечернем небе сверкали яркие звёзды. (у прилаг. определить падеж, объяснить написание окончания)

Тёмное облако плыло низко над землёй. (пред-ние разобрать по составу)

Вдруг началась сильная метель. (прилаг. разобрать по составу)

С неба посыпалась колючая крупа. (у прил. определить род, число, падеж)

В) Физ. минутка

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги.

Влево, вправо, побыстрей.

Удивимся, - что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро

Словно стрелочки часов.

Повернём глазами дружно

Ну, а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

А теперь мы отдохнули

Новая забота

Нужно сделать на «отлично»

Классную работу!

Г) Игра «Броуновское движение».

Найти в классе и собрать имена прилагательные:

1 ряд – женского рода;

2 ряд – среднего рода;

3 ряд – мужского рода.


Д) Самостоятельная работа.

Творческая работа. Пейзажная зарисовка по теме «Зимнее дерево».

Зачитываются два – три сочинения детей.

6. Домашнее задание.

Упр. 361.

7. Рефлексия. Итог урока.

- Достиг ли наш урок поставленной цели?

- Выразите своё настроение и степень познания по этой теме на нашем дереве настроений. (работа с конвертом)

- А для чего же нужны в речи имена прилагательные?

(наизусть дети) Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать беречь!

Игра «Веришь – не веришь»

- А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от существительного?

- А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных?

- А верите ли вы, что у прилагательных ж. р. окончания ый, ий, ой?

- А верите ли вы, что у прилагательных ср. р. окончания ое, ее?

- А верите ли вы, что прилагательные во мн. ч. склоняются одинаково независимо от их рода?

- А верите ли вы, что у прилагательных в Р. п. м. р. и ср. р. окончания ого, его?

Прозвенел звонок.

Голосистый дружок.

Перемены ждут ребята,

Поиграть, попрыгать надо!

Спасибо за урок!