Лексическая тема :«Птицы»
Цель:
Образовательная :Углублять знания о птицах, полученные во время наблюдений и в ходе чтения произведений о птицах; развивать способность к обобщению; формировать навыки самооценки; воспитывать сочувствие к птицам и желание помогать им ;формировать интерес к познавательным занятиям.
Коррекционная : Расширит словарный запас , научить слушать собеседника , развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;
Воспитательная :Воспитывать бережное отношение к окружающей природе и к животным и птицам в частности.
Предварительная работа. Беседа о птицах: рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы(В. Бианки. «Чей нос лучше?»; А. Алиш. «Болтливая утка» и др.), разгадывание загадок о птицах.Отображения своих впечатлений в рисунках и аппликации.Разучивание пальчиковых игр («Снежок», «Воробей» и др.).
Материал. Фонограммы, разрезные изображения птиц, карточки с загадками и карточки – условные обозначения, дидактическая игра «Птицы», раскраска «Птицы», плоскостные фигуры птиц, «волшебная корзина». Трафарет изображения галки, листы бумаги, простые карандаши.
Ход занятия
Установление эмоционального контакта с ребенком.
Педагог (держит в руках куклу в красной шапочке). Вышла Красная Шапочка из дому с корзиной в руках. Идет по дороге, по сторонам посматривает, примечает. Думает, зайду-ка я в гости к малышу, поиграю с ним. Хочешь поиграть с Красной Шапочкой?
Ребенок - Да!
Педагог.Я принесла загадки, попробуй их отгадать.
Красная Шапочка загадывает загадки о вороне, сороке, воробье, синице, голубе, дятле
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей.)
Плотник острым
Долотом
Строил дом
С одним окном.(Дятел.)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока.)
Шустрая, желтогрудая птичка,
А зовут ее… синичка.
На хвосте несу я вести,
Может, в них и мало прока,
Но горда собой… сорока.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь.)
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.
(Воробей.)
Угадайте, что за птица?
Света яркого боится,
Клюв торчком,
Глаза пятачком.
(Сова.)
Педагог.Молодец! Отгадал все мои загадки. А давай сейчас поиграем в игру «Кто это?»
Цель. Учить формулировать и переадресовывать вопросы по цепочке, называть предметы обобщающим словом.
Правила игры
Ребенку предоставляется , на ковре лежат перевернутые обратной стороной картинки с изображениями птиц. Пока звенит колокольчик, ребенок двигаются по комнате . Как только колокольчик замолкает, ребенок берет картинку. Первым свою птицу называет воспитатель, предлагая образец ответа, например: «У меня клест? А у тебя кто?». Воспитатель обращается к стоящему ребенку. Ребенок отвечает на вопрос и задает такой же вопрос воспитателю: «У меня сорока, а у тебя кто?». И так, пока не назовет всех птиц .
После игры Красная Шапочка задает вопросы .
. Кто у вас в руках?(Птицы.)
. Чем птицы похожи? (У всех есть голова, туловище, хвост, крылья, лапки, клюв, а тело покрыто перьями.)
. А чем птицы отличаются друг от друга? (Птицы отличаются друг от друга клювом, окраской.)
. А эти(показывает рисунки воробья и вороны) чем еще?(Воробей маленький, а ворона большая.)
. А эти (показывает рисунки снегиря и синички) чем? (У снегиря грудка красная, а у синички желтая.)
Педагог. Молодец! А еще повадки у птиц разные. Зимой вороны любят сидеть на деревьях, воробьи – на кустах, голуби – на карнизах крыш. Они сидят, нахохлившись, прячут клювы и лапки, распушают перышки. Так они спасаются от холода и мороза.
Красная Шапочка задает вопросы и показывает рисунки с изображением лап, клюва, крыльев и перьев.
. Мы чем едим? (Ртом.)
. А птицы? (Клювом.)
. У человека тело покрыто кожей, а у птиц чем? (Перьями.)
. У нас ноги. А у птиц? (Лапки.)
. У нас руки. А у птиц? (Крылья.)
Педагог. Молодцы, ребята! А сейчас время для игры.
«Снежок»
Раз, два, три, четыре! (Загибают пальцы.)
Мы с тобой снежок слепили. (Имитируют лепку.)
Слепили: круглый, крепкий, гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальцем.)
Раз! Подбросили! (Смотрят вверх, подбрасывая воображаемый снежок.)
Два! Поймали! (Приседая, ловят снежки.)
Три! Уронили! (Встают, роняют воображаемые снежки.)
И...сломали! (Топают ногой.)
Педагог.Что это у меня? (Поезд.) Сейчас мы посадим птичек в вагончики (ребенок берет птичку-карточку – и «сажает» ее в вагончик)
Молодец! Скажите, а как разговаривают птички?
Ответы вместе с Красной Шапочкой.
Ворона – кар! Значит, что делает ворона? (Каркает.)
Сорока – тр-тр! Значит, что делает сорока? (Стрекочет.)
Голубь – урр-урр! Значит, что делает голубь? (Воркует.)
Сова – ууху! Значит, что делает сова? (Ухает.)
Воробей – чик-чирик! Значит, что делает воробей? (Чирикает.)
Педагог. Вспомним игру «Что лишнее?». Ворона, дятел, кузнечик. Воробей, синичка, бабочка. (Лишние: кузнечик и бабочка – это насекомые.) Сколько птичек (показывает рисунок) спряталось? (Спрятались две птички, на рисунке видны четыре лапки, а у каждой птички две лапки.) Сейчас мы отдохнем!
Физкультминутка «Воробей»
Среди белых голубей (дети идут по кругу)
Скачет шустрый воробей (в центре ребенок, который скачет, как воробей).
Воробышек-пташка,
Серая рубашка (дети встают лицом в круг, идут приставным шагом).
Откликайся, воробей!
Вылетай-ка, не робей! (Воробей пытается вылететь из круга, а дети, взявшись за руки, не пускают его.)
Педагог. Хочешь очутиться в лесу и послушать голоса птиц?
(Слушает пение птиц, в записи.) Узнал голоса птиц? Они собрались у кормушки и кричат, щебечут, громко чирикают. Благодарят нас за заботу. А сейчас проходим к столу. На них лежат шаблоны птиц. Тебе надо их обвести и дорисовать.
Цель. Развивать репродуктивное и творческое воображение, фантазию, мелкую моторику пальцев рук.
Оборудование. Лист бумаги, карандаш, образец с отдельными частями рисунка.
Педагог. Хорошо! Ты справился. А скажи, какое сейчас время года? (Осень.) Послушайте стихотворение Г. Грубина «Между летом и зимой»
Между летом и зимой
Все впадает в сон.
Засыхает зверобой,
Опадает клен.
Дуб морозцем опален.
Спать идут медведи.
Люди этот сон
Осенью зовут.
Да!
Сентябрь,
Октябрь,
Ноябрь –
Настоящий сон.
В первых буквах этих слов
Зашифрован он.
Педагог.
Сегодня мы с тобой играли, отгадывали загадки. Тебе понравилось? А в какие игры ты хотел бы сыграть в следующий раз? Что труднее всего сегодня было сделать? О чем ты расскажите дома? (Ответы.)
До свидания!