СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме : "Органы чувств. Анализаторы"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике; развитие коммуникативных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме : "Органы чувств. Анализаторы"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение,

общеобразовательная школа-интернат №1

среднего (полного) общего образования г.Томска
















ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ТЕМЕ

«Органы чувств. Анализаторы»

(для учащихся 8-х классов)





Разработал: учитель химии и биологии

Козьма Наталья Михайловна















Томск 2014

8 класс

Образовательные задачи: расширить и углубить знания учащихся об органах чувств и их значении для жизни человека; учить применять полученные знания на практике; развитие коммуникативных навыков.

Развивающие задачи: совершенствовать умения логически мыслить, объяснять, выделять главное, систематизировать материал, делать выводы.

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом, самостоятельности и интереса к предмету, развитие элементов эстетического воспитания (аккуратное оформление конспекта).

Методы обучения:

Словесные: элементы объяснения, беседы.

Словесно-наглядные: объяснение с использованием записей на доске.

Словесно-наглядно-практические: элементы самостоятельной работы, работа с дополнительной и справочной литературой.

Формирование УУД:

  • Личностные

  • Регулятивные

  • Познавательные

  • Коммуникационные

  • Предметные


Ход урока

I . Организационный момент (2 – 4 минуты)

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами повторим, какие органы чувств есть у человека и как они помогают нам получать информацию об окружающем мире.

Ученики: Слух, зрение, вкус, обоняние, осязание.

Учитель: Абсолютно верно, это все является органами чувств. Как вы думаете, каждый участок тела содержит только один вид рецепторов, или несколько?

Ученики: Анализаторы работают не изолированно, а взаимодействуют друг с другом.

II. Обобщение и систематизация знаний (20 – 25 минут)

Учитель: Скажите, какой орган помогает нам получать 70% информации из окружающего мира?

Ученики: Орган зрения.

Учитель предлагает выполнить опыт «Ничего не вижу».

На столе стоит сумка, в которой лежат предметы (телефон, ручка, подставка и сувенир). Один из учеников опускает в сумку руку, но при этом не смотрит внутрь, и описывает, что в ней лежит (форма, размер, материал из чего сделан, цвет). Вывод записывается в тетрадь.

Вывод: можно рассказать о предмете почти все, не видя его, но вот цвет предмета без органа зрения определить нельзя. Также зрительный анализатор контролирует двигательную и трудовую деятельность человека, благодаря зрению мы можем по книгам и экранам компьютеров изучать опыт, накопленный человечеством.

Учитель: Мир человека наполнен звуками, какой орган помогает нам их слышать?

Ученики: Орган слуха.

Учитель предлагает выполнить опыт «Ничего не слышу».

Прошу выйти добровольца для демонстрации следующего эксперимента. Объясняю задачу: под музыку потанцевать. Причем музыку будет слышать только он через наушники (при этом выражение лица не должно выдавать истинный характер услышанной музыки – хоть плачь, хоть смейся – только движения). Учащимся задаются вопросы:

  1. Можно ли сказать, какой характер музыки, «изображение» которой вы видите?

  2. Можно ли сказать какая это музыка: классическая, джазовая, попсовая и т.д.

  3. Что же не дает нам возможность судить полноценно о полученной при помощи глаз информации?

Прошу высказываться учащихся. Вывод записывается в тетради.

Вывод: без органа слуха невозможно правильно оценить поступающую через органы зрения информацию о звуках. С помощью органа слуха человек общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояние, наслаждается музыкой.

Учитель: Скажите, какой орган помогает нам чувствовать вкус пищи?

Ученики: Вкусовой анализатор.

Учитель предлагает выполнить опыт «Вкус воды».

На столе учителя стоят пять стаканов с минеральной водой, но один из них со сладкой водой. Предлагаю первому ученику выбрать стакан со сладкой водой, но при это пробовать на вкус ее нельзя. Второй ученик уже пробует на вкус и определяет стакан со сладкой водой.

Вывод: вкусовой анализатор помогает человеку определять вкус пищи, защищает человека от наличия в пище вредных веществ.

Учитель: Что такое равновесие? Где располагается орган равновесия?

Ученики: Равновесие – это положение головы в пространстве. Располагается он во внутреннем ухе.


Учитель предлагает выполнить опыт «Равновесие».

Учащимся предлагается встать в позу, показанную на рисунке и простоять в такой позе 16 секунд.

Вывод: орган равновесия или вестибулярный аппарат постоянно информирует центральную нервную систему о положении тела (головы) в пространстве.

Учитель: Помимо органа равновесия у человека есть мышечная чувствительность или проприоцепция – это положение тела в пространстве (мышечное). Люди почти всегда считают это чувство само собой разумеющимся. А вернее, вообще не знают, что же оно контролирует.

Проприоцепция —  это  способность чувствовать положение тела, или, более определенно, положение мышц, даже не используя зрение.

Предлагаю вспомнить, когда в последний раз они шли, разговаривая с кем-то, по дороге. Должны были смотреть на ноги, чтобы сделать следующий шаг?

Рассказываю о маленьком Моцарте, который играл на закрытом тканью клавесине. Спрашиваю ребят, кто-нибудь может печатать на клавиатуре компьютера, не глядя на клавиши? Если да, то это и есть проприоцепция.

Потом прошу закрыть глаза и последовательно поднять руки вверх, опустить в сторону, опустить одну руку вниз, а вторую поднять вверх, поменять их местами и т. д.

Вопрос: сколько времени каждый из них думал, прежде чем сделать то или иное движение?

Ученики: Нисколько.

Учитель: Вот это и есть проприоцепция! Тело запомнило уже давно эти движения и вы не задумывались над тем, как их выполнять.


III. Подведение итогов (5 – 10 минут).

Учитель: Ребята, наш урок по теме «Органы чувств. Анализаторы», подошел к концу. Скажите, как вы себя чувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работы вам был наиболее интересен?

Подведение итога, выставление оценок.

IV. Домашнее задание (1 – 2 минуты)

Стр. 76 – 83, вопросы 1 – 10 ответить устно.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!