СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности исполнения литературных произведений разных жанров

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа , направленная на изучение выразительного чтения произведений разных жанров.

Просмотр содержимого документа
«Особенности исполнения литературных произведений разных жанров»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Башантинский колледж им. Ф.Г. Попова (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Калмыцкий государственный университет»










Особенности исполнения литературных произведений разных жанров

Методическая разработка открытого урока

по МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

углубленной подготовки

Разработчик: Маликова Л.И.





















Городовиковск 2022



Цель написания методической разработки: повышение педагогического мастерства


Обоснование выбора темы:

Значение выразительной речи в жизни человека неоспоримо

Каждый хочет в совершенстве владеть словом для решения своих личных и профессиональных проблем. Яркая, убедительная, привлекательная речь особенно необходима учителю и воспитателю, т.к. эмоционально окрашенное слово является инструментом педагогического воздействия

«Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов – все это постоянный пример для учащихся» - писал известный педагог М.А. Рыбников. Методическая разработка адресована преподавателям педагогического отделения





























МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Башантинский колледж имени Ф.Г. Попова (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования

«Калмыцкий государственный университет» имени Б.Б.Городовикова


РАССМОТРЕН

на заседании ЦМК

психолого – педагогических дисциплин

Протокол от «______» 2022г. №

Председатель ЦМК

_______________Г.Ю.Эльзетинова


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР

________М.А.Санджеева


План

проведения открытого урока

по МДК 01.03 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»


в группе 241 специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

углубленной подготовки


Преподаватель: Л. И. Маликова



Согласовано:

методист____ Л.А. Григорьева















Ход урока



1. Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний и применяемый метод - фронтальный опрос.

2.1. Перечислите особенности детской литературы.

2.2. Назовите жанры, присущие детской литературы.

2.3. Что вы понимаете под особенностью исполнения литературного произведения?

2.4. Каковы требования, предъявляемые к выразительному чтению?

2.5. Какими средствами достигается речевая выразительность?

2.6. Что такое партитура текста?

2.7. Какими знаками обозначаются средства речевой выразительности?

3. Самостоятельная работа студентов над особенностями выразительного чтения стихотворения.

4. Прослушивание и анализ стихотворения А. Барто «Болтушка»

5. Подготовка и чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»

6. Самостоятельная работа студентов над особенностями выразительного чтения сказки

7. Прослушивание грамзаписи отрывка из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»

8. Составление партитуры сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

9. Самостоятельная работа студентов над особенностями выразительного чтения рассказа.

10. Подготовка и чтение рассказов Голявкина В. «Моя работа», «После зимы будет лето», Словкова Н. «Ерш».

11. Сравнительный анализ особенностей исполнения стихотворения, сказки, рассказа.

12. Просмотр и обсуждение мультфильма по повести-сказке Э.Успенского «Дядя Федор, кот и пес»

13. Инсценирования стихотворения К.Чуковского «Телефон», рассказа Н.Носова «Ступеньки», сказки «Морозко»

14. Тест по выразительному чтению

15. Подведение итогов урока

16. Домашнее задание









Основная часть


Преподаватель: Здравствуйте, садитесь!

Кто у нас сегодня отсутствует?

(Дежурный называет отсутствующих)

Преподаватель: Сегодня у нас практическое занятие. Тема: «Особенности исполнения литературных произведений разных жанров. Но прежде чем приступить к выполнению работы над особенностями исполнения художественных произведений, вспомним особенности детской литературы.

(Студенты называют особенности детской литературы)

Преподаватель: Совершенно верно, одной из особенностей детской литературы вы назвали: присутствие почти всех жанров большой литературы. Какие это жанры?

(Перечисляются жанры: пословицы, поговорки, стихи, рассказы, сказки, пьесы, басни)

Преподватель: Все перечисленные вами жанры встречаются как в авторских произведениях, так и народных.

При изучении произведений различных жанров в начальной школе следует использовать не только программные произведения, но и произведения регионального плана, например, калм. народные сказки, легенды, отрывки из эпоса «Джангар», пословицы, поговорки.

И от того как вы исполните их, во многом будет зависеть восприятие ребенком этих произведений

Преподаватель: Ну а теперь, скажите, что вы понимаете под особенностью исполнения литературного произведения?

Студенты: Это выразительное чтение произведения, т.е. творческая передача литературного произведения в действенном звучании слова.

Преподаватель: А каковы требования выразительного чтения?

(Студенты перечисляют)

Преподаватель: какими средствами достигается речевая выразительность?

Студенты: Это интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила голоса, высота голоса.

Преподаватель: А что такое партитура текста?

Студенты: Это совокупность средств речевой выразительности литературного произведения.

Преподаватель: Давайте вспомним, какими знаками обозначаются средства речевой выразительности в тексте? Как записывается партитура?

Студент выходит к доске и записывает партитуру:

/- логическое ударение

/, //, ///, - паузы;

¬¬¬¬ - ускорение

------- - замедление

↑ - повышение голоса

↓ - понижение голоса

---------→ -монотонность

∩ - смягчение слов

Преподаватель: А теперь преступим к выполнению практической работы. У вас на столах вы видите ИТК, откройте № 11, рабочие тетради и начинайте работать


Задание 1:

Познакомьтесь с фрагментом книги Г.В. Артобольского «Очерки художественного чтения», где изложены особенности чтения стихов (Кубасова, с.130) и главное запишите в тетрадь


Задание 2.:

Прослушайте стихотворение А.Л. Барто «Болтунья» ( С именем Агнии Барто дети знакомятся с раннего детства – сначала читают ее книги детям мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем в начальной школе: 1-2 класс дети читают их уже сами под руководством учителя. Книги А.Л. Барто, как впрочем и других авторов, о которых пойдет речь на выставке.

И, так, вам необходимо прослушать стихотворение «Болтунья» и определить: каковы особенности чтения учтены исполнителем?

Значение ритма, при чтении стихотворения указывал еще Маяковский. Повышенная эмоциональность, мелодичность голоса в конце строки ( в прозе – голос понижается в конце строки), игривость, и конечно же, рифма

Выдающийся педагог и детский писатель Константин Дмитриевич Ушинский писал, что произведения для детей должны обязательно воспитывать, чему-то учить. Прослушайте внимательно и скажите, чему учит это стихотворение

(Студенты прослушивают запись 2 раза, затем в течение 1 мин думают и отвечают.

Спросить: какое воспитательное значение имеет, на ваш взгляд это произведение (Умение правильно планировать свой день и доводить начатое дело до конца)


Задание 3.

А теперь, применяя рекомендации, подготовьтесь к выразительному чтению в паре стихотворение А.Барто «Девочка чумазая» Откройте хрестоматию по детской литературе, ознакомьтесь с текстом (2 мин) Обратите внимание на белую строку (Она как бы подытоживает определенные действия девочки, а затем и мамы, или бабушки.)

А что воспитывает в детях?

Студенты: Соблюдение правил гигиены

II


Преподаватель: А теперь переходим к изучению особенностей выразительного чтения сказок

Задание 1:

Ознакомьтесь с особенностями чтения сказок (Кубасов О.В. – с. 118-121) и основное запишите в тетрадь. (Студенты выполняют работу)

Преподаватель: И каковы же особенности исполнения сказок?

Студенты: Сказка сказывается в соответственной, разговорной манере, чтению сказок присущи: попевность, замедление темпа, присказка читается загадочно, таинственно, зачин (жили-были) от основного текста отделяется большой паузой. Зачин характерен для всех сказок народов мира, в т.ч. калмыцких (давным –давно)


Задание 2:

Прослушаем отрывок из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка» (2р) и составим партитуру текста

Преподаватель: Заканчиваем работу над партитурой сказки Андерсена «Дюймовочка» и переходим к изучению особенностей исполнения рассказа


III

1) Используя материал учебного пособия Кубасовой «Выразительное чтение» определите особенности исполнения рассказа и запишите в тетрадь (10мин)

2) Исходя из всего известного о художественном исполнении рассказа, подготовьтесь к выразительному чтению Голявкина Виктора Владимировича «Моя работа» (Хрестоматия с. 380) «После зимы будет лето»

Сладкова Николай Иванович «Ерш» с.386

Студенты читают рассказы 1 мин


IV

Преподаватель: И, так, сегодня мы рассмотрим особенности исполнения 3 жанров, чаще всего используемы в детском чтении. И каждому из них, в этом, надеюсь убедились вы присущи свои особенности. Но есть одна общая особенность – это экранизация и инсценировка. Как правило, наиболее популярные и любимые среди детворы произведения, вне зависимости от жанра выходят на экраны в качестве художественных и мультипликационных фильмов, ставятся в театре. Примером тому могут служить художественные и мультипликационные фильмы. Фильм по произведениям Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Николая Носова, Эдуарда Успенского, Бориса Заходера и др. детских писателей. Сейчас мы посмотрим с вами отрывок из мультфильма по повести-сказке Эдуарда Успенского «Дядя Федор, Пес и Кот»

(Идет просмотр мультфильма)

Преподаватель: А сейчас ваша инсценировка произведений наиболее полюбившихся вам.

Начнем со стихотворения Чуковского «Телефон»

Действующие лица:

Автор – Рогоза Е.

Слон – Дживанова Г.

Крокодил _ Павлова Н

Матрешки – Сугак Г. Зацепина О.

Зайцы – Тимошевская Т., Павлий Т.

Медведь – Цурканенко Ю.


Рассказ Н.Н. Носова «Ступеньки»

Действующие лица:

Мама – Языченко А

Петя: Тимошевская Т

Мл. сестра – Сюкеева Ю

Друзья Пети – Павлий Т, Павлова Н

Учитель: А сейчас приглашаем всех в сказку


Русская народная сказка «Морозко»

Действующие лица:

Автор – Рогоза Е

Настенька – Цурканенко Ж.

Марфуша – Скиба Г.

Морозко – Полтанкинов Д.


Преподаватель: Мы посмотрим с вами три постановки. Убедительны ли были на ваш взгляд актеры? Сумели ли передать основную мысль, идею произведения. Кто, на ваш взгляд, был наиболее убедительным в сцене «Телефон»; «Ступеньки»; «Морозко»


Студенты:

В «Телефоне» Наташа Павлова, Галя Дживанова – хорошо передали чувства заботливых родителей;

В «Ступеньках» замечателен был Петя, Таня смогла передать радость познания своего героя, целеустремленность, упорство (не хотел идти домой, пока не вспомнил: какая цифра идет после 5»)

«Морозко» - Глядя на Марфушу, врядли кто из детей захочет быть похожей на нее.

Преподаватель: И в заключении урока предлагаю вам тест «По выразительности чтения» (5 мин)

(Студенты работают над тестами)

Преподаватель: Хочу отметить вашу активность на уроке. Оценки выставлены за урок следующие ____________________________



Домашнее задание: 1.Выберите произведения одного из жанров детской литературе и подготовьтесь к художественному пересказу.

2. Сделайте подробный анализ произведения выбранного жанра.