Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Дом детства и юношества «Факел» г. Томска
Особенности музыкального сопровождения русского
народного танца
(из опыта работы)
Петровская Ираида Анатольевна,
концертмейстер
МБОУ ДОДДиЮ «ФАКЕЛ»
Томск-2020
Петровская И.А.«Особенности музыкального сопровождения русского народного танца», из опыта работы
В методической разработке представлен опыт работы концертмейстера попривитию интереса детей к народной культуре на занятиях хореографического коллектива. Материал демонстрирует особенности подбора музыкального сопровождения для народного танца, с учетом возрастных особенностей обучающихся. А так же последовательность приобщение детей к народной культуре и традициям не только через народный танец (хороводные, плясовые, обрядово-календарные, шуточные и др.), но и народные игры, рассказы о народных традициях.
Методическая разработка будет интересна концертмейстерам, педагогам дополнительного образования хореографического направления, музыкальным работникам, воспитателям, а так же родителям.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………4
Пояснительная записка………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………………9
Список литературы…………………………………………………………...9
ВВЕДЕНИЕ
Перед российским образованием, формирующим всесторонне развитую личность, стоит задача воспитания собственно самого человека.
Главным рычагом в решении этой проблемы является духовное воспитание, а действенным средством воспитания духа служит народная (национальная) музыка. Теоретически все мы признаем роль национального фактора в искусстве. Практически же нередко сводим ее скорее лишь к внешним, колористическим или языковым моментам, а необходимо пытаться разбудить в наших воспитанниках способность ощущать в музыке красоту национального темперамента.
Использование народного танца в педагогической теории и практике – это уникальный источник сохранения духовно-культурных достижений.
Народная музыка и танец выступает перспективным направлением в решении проблемы национального музыкально-эстетического воспитания молодежи, так как нравственные идеалы и ценности не меняются с течением времени и являются бесценным источником обогащения современной педагогики.
Цель – привитие интереса ребенка к народной культуре на занятиях "НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ".
Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей.
Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые сопровождаются юмором и весельем.
В
о-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В дополнительном образовании, хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности. Занятия хореографии от начала и до конца строятсяна музыкальном материале. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей.
Концертмейстер – полноправный участник творческого процесса, соавтор педагога. Кроме владения техникой исполнения, концертмейстер хореографии должен знать и понимать технологию движения, помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Важную роль в процессе воспитания играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия.
Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно и выразительно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Народно-сценический танец является одним из главных предметов специального цикла хореографических дисциплин, расширяя и обогащая исполнительские возможности обучающихся.
Народный танец органически связан с музыкой. Музыка сообщает каждому движению выразительность, законченность.
Основными принципами музыкального оформления занятия является соответствие музыки характеру движения, его темпу, ритму, стилю. Подбор музыкальных произведений ведется с учетом характера движений и музыки. Занятия народно-сценического танца от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Поклон, переход от одних упражнений к другим должны быть музыкально оформлены, чтобы обучающиеся привыкли организовывать свои движения согласно музыке.
Музыкальный материал должен соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Музыкальное оформление занятия должно прививать обучающимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать характер музыкального произведения.
Рассмотрим деятельность концертмейстера, работающего с детьми разных возрастных групп на занятиях хореографического коллектива "Улыбка". В коллективе занимаются дети от 6 до 15 лет. Поэтому музыкальный репертуар подбирается в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Младшая группа
В младший школьный возраст заложено игровое начало. Правильно подобранные в процессе обучения танцы-игры способствуют умению трудиться,вызывают интерес к работе, к занятию. Как пример можно использовать такие игры как:
игры «Кот и мыши», «Лиса и заяц», «Карусель».
образно-игровые танцы «Пляска с косыночками», «Танец матрешек», «Танец зайцев» и т.д.
В процессе занятий дети приучаются к сотрудничеству, развивается художественное воображение, творческие способности. С первого года обучения дети осваивают ритмичные упражнения под музыку (изучение шагов, притопов, хлопков, прыжков в такт музыки, изучение поворотов на месте и в движении в такт музыке, изучение затакта), простейшие элементы народных танцев, и на основе которых,составляются этюды танцев.Этому способствует правильно подобранная музыка. Музыкальные произведения должны нравиться детям, вызывать эмоциональный подъем, желание «пуститься в пляс».
Например: мини-этюд под знаменитую песню «Калинка».Обучающиеся ждут этого задания и с улыбкой и с задором исполняют,делая четко, ритмично и увлекательно.
Средняя группа
У обучающихся среднего школьного возраста наблюдается усложнение в программе: народный танец следует выделить в самостоятельный предмет, где в первой части занятия идет освоение первоначальных движений экзерсиса у станка. Комбинации, в начале, исполняются лицом к палке в чистом виде,а затем боком. Обучающиеся овладевают определенным запасом танцевальной техники, координацией движения. В дальнейшем увеличивается и усложняется экзерсис у станка, с использованием народного материала, а также продолжается изучение танцевальной лексики народного танца на середине.
Как пример можно использовать танцевальные движения: Ковырялочка, Моталочка, Елочка, Гармошка, и т. д.
Старшая группа
Материал детей старшего возраста направлен на более сложную технику и манеру исполнения народного танца. На данном этапе используется весь комплекс движений у станка, общий темп занятий ускоряется,более сложно и разнообразно музыкальное сопровождение, и танцевальный материал на середине зала.
Комплекс упражнений у станка
Де ми плие- «Вдоль по улице метелица метет»
Батман тандю-«Светит месяц, светит ясный»
Рондежамб партер-«Травушка-муравушка»
Батман жете-«Пойдуль, да выйдуль,я»
Батман фондю- «Праздничная плясовая»
Каблучное –«Топни-хлопни»
Па тортье- «Эй, пляши,девчонка»
Дробное выстукивание-«Во лесочке комарочков много уродилось»
Веревочка-« Калинка»
Флик-Фляк-«Из под дуба из под вяза»
Релевельян- «Сударушка»
12.Гранд батман жетте- «Русская народная мелодия»
13.Расстяжки- «Матушка-голубушка»
Экзерсис на середине зала
Положение рук-«Кадриль»
Елочка- « Матрешка»
Гармошка- «Заинька»
Ковырялочка- «Тропотянка»
Маталочка, маятник, молоточки- «Дудочка»
Припадание - «Белолица- круглолица»
Дробные выстукивания-«Заковырки»
Веревочка- «Калинка»
Прыжки- «Утушка- луговая»
Верчение - «Я рассею свое горе»
Музыкальный репертуар у станка и на середине зала подобран строго в народном репертуаре. Чтобы выполнить весь экзерсис у станка нужно большое терпение и трудолюбие. А правильно подобранная музыка способствует созданию нужной атмосферы на занятии.
Постоянное звучание на занятиях одних и тех же произведений, ведет к механическому, неэмоциональному выполнению упражнений обучающимися. Поэтому, музыку для сопровождения танцевальных упражнений, необходимо постоянно пополнять и разнообразить, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры.
Музыкальное сопровождение занятий хореографии должно быть очень точноорганизованно, так как от этого зависит музыкальное развитие обучающегося. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления занятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное общество - музыканты, педагоги, родители считают, что вековые традиции, ярко выраженные в народных танцах - нужны детям. Воспитание посредством народного танца - это приобщение к истории своего народа, осознание своих корней, стимулирование роста духовности через примеры народного творчества. Издавна было в традиции: мама прядет, а дитя рядом, папа пошел на пашню и ребенок с ним, а ведь танец, а вместе с ним и песни сопутствовали и способствовали всем трудовым действиям. Танец становился школой - общения, красоты поведения, быта, одежды.
Итак, основным принципам музыкального оформления занятия народно-сценического танца является соответствие музыки характеру движения, национальному колориту, его темпу, ритму, стилю. Подбор музыкальных произведений грамотно ведется с учетом характера движения и музыки.
Руководствуясь вышесказанным, правильный выбор музыкального оформления занятия народного танца, поможет детям радоваться жизни и движению в нем, и станет самым интересным и веселым занятием.
ЛИТЕРАТУРА
Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение. 1988.
Князева, О.Л., Маханёва, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб.: Нев. диалект. 1998.
Калинина, Р.Р. Программа творческо-эстетического развития ребёнка. – СПб. 2002.
Интернет ресурсы
https://infourok.ru/rol-koncertmeystera-v-klasse-horeografii-narodnogo-tanca-3655262.html
https://5.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217312162/Repertuar_koncertmejstera_v_klasse_Khore_icheskij_tanecz._T.P._Dobrynina.pdf