Автор: Шаповал Андрей Александрович
Полное название образовательного учреждения: МКОУ для обучающихся с интеллектуальными нарушениями «Чернухинская школа-интернат».
Предмет: биология
Класс: 8 класс
Аннотация. Урок «Хищные звери» из раздела «Млекопитающие». Урок проходит в виде игры.
Тип урока: комбинированный.
Тема. Хищные звери.
Цель:
формировать представления об особенностях хищников
обобщить знания детей об отрядах грызунов и зайцеобразных; дать понятие «хищники», «плотоядные», познакомить со строением челюстей хищных животных, характерных повадках, образе жизни, приносимой пользе, познакомить с хищными животными Нижегородской области и местами их обитания.
развивать зрительное восприятие, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать схемы.
способствовать развитию мыслительных процессов, связной устной речи;
содействовать воспитанию интереса к изучению животного мира.
Оборудование: учебник, ТСО: компьютер, презентация «Хищные звери»
Структура урока
Оргмомент.
Повторение пройденного.
Введение в тему.
Постановка темы, целей.
Изучение нового материала.
Рассказ о животных
Закрепление.
Домашнее задание.
Итог урока.
Ход урока
1. Оргмомент.
Здравствуйте. Вы сегодня на уроке нужно активно всем работать .Проверка присутствующих в классе. В конце урока мы подведём итоги и отметим лучших.
2. Повторение пройденного.
1. Установление соответствия.
Учитель. Какой раздел животных мы проходим
-Млекопитающих
Учитель. Какие животные называются млекопитающими?
- Животные, которые выкармливают своих детенышей молоком, называются млекопитающими
Учитель Какие группы млекопитающих мы изучили?
-Грызунов и зайцеобразных .
3. Проверка домашнего задания
Слайд 3.
Задание Назовите, кто лишний в каждом ряду животных. Как нужно поменять картинки
Почему?
Мышь, белка, бобр, заяц
Кролик, заяц-русак, ондатра, заяц-беляк
1 ряд грызуны,
2 ряд зайцеобразные
Учитель Мы изучали на прошлом уроке зайцев и кроликов
Вспомним В чем сходство и различие зайцев и кроликов ?
Слайд 4
Задание: Отметить черты, характерные для кроликов
1.Рождаются голыми и слепыми
2.Рождаются зрячими и с шерстью
3.Роют глубокие норы
4.Не роют норы
5.Питаются растительностью
6.Ухаживают за детенышами
7.Не ухаживают за детенышами
Учитель Назовите черты сходства
-Внешний вид
Учитель Ребята как вы думаете а еще какие-то животные относятся к Млекопитающим ?
4. Введение в тему.
Слайд 5
Задание в парах. Найдите названия животных
л | з | р | м | ы | ш | ь | к | р | о | л |
е | а | ы | р | ы | с | ь | м | е | т | и |
в | я | с | б | н | б | о | б | р | и | к |
в | ц | ь | б | е | л | к | а | в | г | р |
о | л | к | с | у | с | л | и | к | р | к |
Слайд 6
Мышь, лев, заяц, рысь, бобр, суслик, кролик, белка, волк, тигр
Подчеркните одной четой грызунов, двумя – зайцеобразных, остальных - волнистой линией. Эти животные относятся к хищникам.
Слайд 8
5. Постановка темы, целей.
Учитель. Какие животные называются хищниками? Знаете ли вы о признаках хищников, о значении этих животных в жизни человека? Сегодня на уроке вы найдете ответы на эти вопросы. Работа будет строиться по плану:
План
Места обитания
Пища и способы добычи
3 .Строение зубов
5 Значение для природы и человека
6 Рассказ о животном
6. Изучение нового материала.
1. Общая информация о хищниках .
Учитель. Какие животные называются хищными.
Животные, которые полностью или частично питаются другими млекопитающими и птицами, называются хищными.
Слайд 9
Учитель. Просмотрите отрывок фильма и назовите хищных животных?
Ученик . Медведь , волк, рысь.
Слайд 10
Учитель. Каких хищных животных вы еще знаете ?
Медведь, волк, рысь, гепард, тигр, лев, соболь, норка, лиса,
Слайд 11
Учитель Где они встречаются?
В лес, в саваннах, в горах, в степях, у водоемов
Задание соотнести картинки животных с местом обитания?
Слайд 12
2. Пища
Учитель. Прочитать отрывок и назвать, чем питаются хищники. стр.159.(самостоятельно)
Слайд 13
Учитель Как добывают некоторые животные себе пищу стр 160 ( вслух )
Задание : Способы добычи пищи
Работа выполняется индивидуально
Слайд 14
3. Строение зубов
Учебник стр. 159 . Рассмотрим строение зубов у хищников
- Резцы, клыки и хищные зубы.
Учитель. Если сравнить со строение зубов у грызунов , чем они отличаются?
-У грызунов нет клыков.
Учитель. Прочитать стр. 160 Значение Зубов
Учитель Для хорошей охоты, что еще необходимо хищникам?
- Хорошее зрение, слух, обоняние
Слайд 15
4. Значение хищников
- Нужны ли хищные животные природе?
Хищники – санитары. Убивают только больных животных и сохраняют остальных. Уничтожают вредителей полей (мышей). Шкуры и мех использует человек. Из-за того, что многие животные имеют хороший мех, их беспощадно убивали.
Физкультминутка
7. Составление рассказов .
Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вам выступить в роли работников зоопарка, а именно, секции хищников. Ваша задача – составить рассказ о любом хищники для посетителей зоопарка. Постарайтесь сделать рассказы интересными, связными. В этом вам помогут материалы учебника и план.
План
1. Место обитания
2. Внешний вид
Способы добычи пищи
Значение для природы и человека
Затем проводится игра «В зоопарке». Учащиеся выступают в роли экскурсоводов и рассказывают. Выбираются лучшие «экскурсоводы».
Учитель : Почему волков называют санитарами леса?
Как охотятся волки?
8.Задание на индивидуальных карточках.
1.Обитает в лесах юга Дальнего Востока и в джунглях Азии. Ведет одиночных образ жизни. Очень прожорлив. Может за раз съесть небольшого оленя. Пью очень много воды. Держатся около воды. Хорошо плавают. Тигр
2.Тело короткое, плотное, мускулистое. Шерсть серая с небольшими пятнами.
На ушных раковинах кисточки. Питаются лисами, зайцами. Рысь
3. Обитают в саваннах Африки. Самка очень сильно отличается от самца. Живут небольшими стаями. На охоту ходит самка . Самец защищает территорию . Охотятся на буйволов, антилоп. На водопой ходят по одному. Лев
9. Обобщение.
Учитель. Назовите общие признаки, которые есть у всех хищников
- Питаются другими животными
-Пищу добывают погоней и подстерегают свою добычу.
-Приносят пользу природе
-Находятся на грани вымирания
-Хорошо развиты зрение, слух обоняние
10. Итог урока.
Учитель. О каких животных шла речь на уроке? Что общего у этих животных? Что нового, интересного узнали о грызунах? Что хотелось бы ещё узнать?
Слайд 43
11. Домашнее задание.
Задания на выбор:
Использованная литература
1. А.И Никишов А.В. Теремов. Учебник (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Биология. Животные. М: «Просвещение», 2018-224с
2. Биология. Животные 8 класс Никишов А.И., Шарова И.Х.,2017-264с
3. Автор-сос. П. Р. Ляхов. Энциклопедия «Я познаю мир». Животные. АСТ: Хранитель, Москва 2007.
4. Интернет-ресурсы