Ход урока.
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, т.к. в классе присутствуют уважаемые гости, которые пришли посмотреть, как мы работаем на уроке. А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. Попытайтесь представить, что перед нами чистый уютный дворик. Красиво выложенная дорожка ведет к дому. Мы идем к дому не спеша, любуясь цветами, заботливо выращенными хозяевами. И вот, поднимаясь по ступенькам крылечка, мы попадаем в дом. Теплом и ароматом повеяло на нас от потрескивания дров в печке и от свежевыпеченных пирогов и хлеба.
Откройте глаза. Вам понравился этот дом? Кого вы представили в этом доме? (маму, папу, бабушку…) Т.е. вашу семью. А чьими стараниями достигается тепло и уют в ваших семьях? Что делает по дому каждый член вашей семьи? Чем ты можешь порадовать свою маму? А как ты заботишься о своей бабушке? О родных? Если каждый член семьи выполняет полезное дело, тогда в доме есть уют, тепло и все понимают друг друга. Но там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, царят раздражение, непонимание, злость, разрыв в общении. С такой ситуацией мы познакомились на уроке чтения, прочитав сказку . Как называется эта сказка? («Кукушка»). - Какая это сказка? (народная). - Кто написал эту сказку? (ненецкий народ).
| Мотивация на настрой урока.
Включает музыку С.Серотин «Романтическая…. |
III Подведение к теме урока.
- Наша страна - Россия огромная, многонациональная, в ней проживают разные народы (русские, ненцы, беларусы, татары), которые пишут прекрасные сказки.
- Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, где очень холодно. А сейчас мы с вами мысленно отправимся на север страны в заснеженную тундру.
- Сегодня мы с вами поговорим о северном коренном народе, узнаем, где они живут, чем занимаются. И сегодня мы побываем в гостях у ненцев, у северного народа, которые также создают прекрасные, поучительные сказки.
Домашнее задание выполняли индивидуально каждый класс.
1 «Б» класс подготовил мини- сообщения по окружающему миру по теме «Природная зона Тундра. Северные народы их быт и традиции»
1 «Б» выходит с с сообщениями
Давайте поблагодарим ребят за работу. А сейчас 2 «Б» и 3 «Г» классы покажут нам инсценировку ненецкой народной сказки «Кукушка»
VII Инсценировка сказки «Кукушка».
Ведущий:
Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою!
Мы ждем друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга.
В любой зайдите чум – вас ждет всегда
Гостеприимство и забота друга.
2-й Ведущий:
Слово народное – пламень дыхания.
Слушайте слово с должным вниманием
3-й Ведущий:
– Дорогие гости мы очень рады видеть вас в нашем гостеприимном чуме и показать вам ненецкую сказку «Кукушка».
Сцена I.
Автор: Молодая мать зовет сына спать:
Мать : сынок иди спать, поздно уже.
Сын: не хочу ложиться спать, я хочу играть!
Мать: маленьким деткам надо ложиться во время, тебе еще расти нужно, сил набираться.
Сын: не хочу ложиться спать, я хочу играть!
Мать: а ты знаешь, что произошло с мальчиками, которые не слушали маму?
Сын : а что с ними произошло? Расскажи мне мама.
Мать: а ты ложись со мной рядом, я тебе расскажу сказку и песню спою.
Автор: Жила на земле бедная женщина. Было у нее трое детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.
Сцена II.
Автор: Выходит мать к реке ловит рыбу, самочувствие у женщины плохое, жалуется на судьбу свою:
Кукушка: Ох тяжело мне одной, не легкий этот труд рыбу ловить. Не помогают мне мои сыновья, может вырастут помогать будут.
Автор: Женщина тяжелые снасти с рыбой свалила на плечи. Пытается добычу вытащить из воды. Не справляется, падает на землю и плачет:
Кукушка:
– сил моих больше нет, что – то нездоровиться мне. Сердце колит, спина ломит. Нет, ни какой добычи сегодня, не поймала ни одной рыбки, чем я сегодня буду кормить своих деток?
Автор: Еле – еле добирается до чума, ложиться в постель. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:
Кукушка: Ваня, воды мне дай. Пересохло у меня горло. Принеси мне водички.
Ваня: Я играть хочу мама, не мешай мне.
Кукушка: Федя , воды мне дай, сыночек, плохо мне.
Федя: Мама я без шапки. Речка рядом, иди сходи сама, я хочу играть, там так весело…
Кукушка: Коля, сынок не оставляй меня, принеси маме попить
Коля: я без одежи.
Кукушка: близко от нас река, и без одежды можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту пить хочу.
Коля: Мама не могу я пойти на речку без одежи, и вообще не хочу идти за водой.
Автор: Долго играли дети, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший сын есть – заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и пальто одевает. Вместо рук крылья выросли, обернулась мать птицей и вылетела из чума.
Ваня: братья смотрите, улетает наша мать птицей!
побежали дети за матерью, кричат ей:
Все вместе 3 сына: – мама мы тебе водички принесли.
Отвечает им мать.
Кукушка: Ку – ку, ку – ку, ку – ку! Поздно сынок, не вернусь я.
Автор: Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется. Заплакали дети и не знают, что делать.
Сцена III.
Утро. Просыпается сыночек
Сын матери:
– Мама, я тебя всегда буду слушать, мне очень жалко тех сыновей, которые не слушали мамочку. Давай им поможем вернуть им маму.
Мама: ну как же мы можем это сделать?
Сын: но есть ведь чудеса на свете и мы им поможем, пойдем.
Мама: Я знаю как вернуть мамуЕсть песня,которая не оставит равнодушном ни одно материнское сердце.
Дети поют песню
Выходит мать – кукушка. Сыновья радостно подбегают к своей маме и плачут.
Ваня: мамочка я всегда буду тебе помогать, вернись к нам!
Федя: я всегда буду заботиться о тебе, прости меня!
Коля: мы всегда будем с тобой рядом, нам плохо без тебя!
Кукушка:оживает, радостно обнимает детей. Все радостно выходят на середину сцены кланяться гостям.
А теперь ребята расскажутВам стихи о маме,которые они подготовили к сегодняшнему занятию.
читают стихи
1. Беседа:
- Кто автор сказки?
- Что вы узнали о народах севера?
- Из чего сооружают чум и чем его покрывают?
- Почему потолок в чуме черный?
2. Работа с загадкой.
Что за птица?
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)
3. Прослушивание записи «Голоса птиц. Кукушка»
- Как вы думаете, почему именно в кукушку превратилась мама?
Ученица 3 «Г» класса расскажет нам сообщение, которое она подготовила о кукушке
Что понравилось на уроке?
- Что нового узнали?
- О чём пришлось задуматься?
- С помощью табличек оцените нашу совместную работу. Улыбающийся мальчик - сигнал того, что вы своё настроение и работу оцениваете на «отлично». Грустный мальчик – вам было тяжело.
Д/З подобрать несколько пословиц, подходящих к сказке и уметь их объяснить.