СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Кукушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по ненецкой народной сказке «Кукушка»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Кукушка"»



Ход урока.

Учитель:

  • Добрый день! Мы благодарны вам за то, что вы серьёзно настроились на урок.


Сегодня у нас необычный урок, т.к. в классе присутствуют уважаемые гости, которые пришли посмотреть, как мы работаем на уроке.

А сейчас закройте, пожалуйста, глаза. Попытайтесь представить, что перед нами чистый уютный дворик.

Красиво выложенная дорожка ведет к дому.

Мы идем к дому не спеша, любуясь цветами, заботливо выращенными хозяевами.

И вот, поднимаясь по ступенькам крылечка, мы попадаем в дом.

Теплом и ароматом повеяло на нас от потрескивания дров в печке и от свежевыпеченных пирогов и хлеба.



Откройте глаза.

  • Вам понравился этот дом? Кого вы представили в этом доме? (маму, папу, бабушку…)

  • Т.е. вашу семью.

  • А чьими стараниями достигается тепло и уют в ваших семьях?

  • Что делает по дому каждый член вашей семьи?

  • Чем ты можешь порадовать свою маму?

  • А как ты заботишься о своей бабушке? О родных?

  • Если каждый член семьи выполняет полезное дело, тогда в доме есть уют, тепло и все понимают друг друга.

  • Но там, где все заботы по дому лежат только на женских плечах, царят раздражение, непонимание, злость, разрыв в общении.

  • С такой ситуацией мы познакомились на уроке чтения, прочитав сказку .

  • Как называется эта сказка? («Кукушка»).

- Какая это сказка? (народная).

- Кто написал эту сказку? (ненецкий народ).




Мотивация на настрой урока.

Включает музыку С.Серотин «Романтическая….



III Подведение к теме урока.

- Наша страна - Россия огромная, многонациональная, в ней проживают разные народы (русские, ненцы, беларусы, татары), которые пишут прекрасные сказки.



- Одни народы живут на юге, где всегда тепло, а другие на севере, где очень холодно. А сейчас мы с вами мысленно отправимся на север страны в заснеженную тундру.

- Сегодня мы с вами поговорим о северном коренном народе, узнаем, где они живут, чем занимаются. И сегодня мы побываем в гостях у ненцев, у северного народа, которые также создают прекрасные, поучительные сказки.


Домашнее задание выполняли индивидуально каждый класс.
1 «Б» класс подготовил мини- сообщения по окружающему миру по теме «Природная зона Тундра. Северные народы их быт и традиции»
1 «Б» выходит с с сообщениями
Давайте поблагодарим ребят за работу. А сейчас 2 «Б» и 3 «Г» классы покажут нам инсценировку ненецкой народной сказки «Кукушка»

VII Инсценировка сказки «Кукушка».

Ведущий:

Суров мой Север лишь на первый взгляд.
Пусть ветры завывают за стеною,
Здесь каждый вас увидеть будет рад
И обогреть душевной теплотою!

Мы ждем друзья! И вовсе не беда, 
Коль встретит вас неласковая вьюга.
В любой зайдите чум – вас ждет всегда
Гостеприимство и забота друга.

2-й Ведущий:

Слово народное – пламень дыхания.
Слушайте слово с должным вниманием

3-й Ведущий:

– Дорогие гости мы очень рады видеть вас в нашем гостеприимном чуме и показать вам ненецкую сказку «Кукушка».

Сцена I.

Автор: Молодая мать зовет сына спать:

Мать : сынок иди спать, поздно уже.

Сын: не хочу ложиться спать, я хочу играть!

Мать: маленьким деткам надо ложиться во время, тебе еще расти нужно, сил набираться.

Сын: не хочу ложиться спать, я хочу играть!

Мать: а ты знаешь, что произошло с мальчиками, которые не слушали маму?

Сын : а что с ними произошло? Расскажи мне мама.

Мать: а ты ложись со мной рядом, я тебе расскажу сказку и песню спою.

Автор: Жила на земле бедная женщина. Было у нее трое детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

Сцена II.

Автор: Выходит мать к реке ловит рыбу, самочувствие у женщины плохое, жалуется на судьбу свою:

Кукушка: Ох тяжело мне одной, не легкий этот труд рыбу ловить. Не помогают мне мои сыновья, может вырастут помогать будут.

Автор: Женщина тяжелые снасти с рыбой свалила на плечи. Пытается добычу вытащить из воды. Не справляется, падает на землю и плачет:

Кукушка:
– сил моих больше нет, что – то нездоровиться мне. Сердце колит, спина ломит. Нет, ни какой добычи сегодня, не поймала ни одной рыбки, чем я сегодня буду кормить своих деток?

Автор: Еле – еле добирается до чума, ложиться в постель. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:

Кукушка: Ваня, воды мне дай. Пересохло у меня горло. Принеси мне водички.

Ваня: Я играть хочу мама, не мешай мне.

Кукушка: Федя , воды мне дай, сыночек, плохо мне.

Федя: Мама я без шапки. Речка рядом, иди сходи сама, я хочу играть, там так весело…

Кукушка: Коля, сынок не оставляй меня, принеси маме попить

Коля: я без одежи.

Кукушка: близко от нас река, и без одежды можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту пить хочу.

Коля: Мама не могу я пойти на речку без одежи, и вообще не хочу идти за водой.



Автор: Долго играли дети, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший сын есть – заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и пальто одевает. Вместо рук крылья выросли, обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Ваня: братья смотрите, улетает наша мать птицей!

побежали дети за матерью, кричат ей:

Все вместе 3 сына: – мама мы тебе водички принесли.
Отвечает им мать.

Кукушка: Ку – ку, ку – ку, ку – ку! Поздно сынок, не вернусь я.
Автор: Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется. Заплакали дети и не знают, что делать.

Сцена III.

Утро. Просыпается сыночек
Сын матери:

– Мама, я тебя всегда буду слушать, мне очень жалко тех сыновей, которые не слушали мамочку. Давай им поможем вернуть им маму.

Мама: ну как же мы можем это сделать?

Сын: но есть ведь чудеса на свете и мы им поможем, пойдем.

Мама: Я знаю как вернуть мамуЕсть песня,которая не оставит равнодушном ни одно материнское сердце.





Дети поют песню

Выходит мать – кукушка. Сыновья радостно подбегают к своей маме и плачут.

Ваня: мамочка я всегда буду тебе помогать, вернись к нам!

Федя: я всегда буду заботиться о тебе, прости меня!

Коля: мы всегда будем с тобой рядом, нам плохо без тебя!

Кукушка:оживает, радостно обнимает детей. Все радостно выходят на середину сцены кланяться гостям.

А теперь ребята расскажутВам стихи о маме,которые они подготовили к сегодняшнему занятию.
читают стихи



1. Беседа:
- Кто автор сказки?

- Что вы узнали о народах севера?

- Из чего сооружают чум и чем его покрывают?

- Почему потолок в чуме черный?
2. Работа с загадкой.

Что за птица?
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)

3. Прослушивание записи «Голоса птиц. Кукушка»

- Как вы думаете, почему именно в кукушку превратилась мама?

Ученица 3 «Г» класса расскажет нам сообщение, которое она подготовила о кукушке

Что понравилось на уроке?

- Что нового узнали?

- О чём пришлось задуматься?
- С помощью табличек оцените нашу совместную работу. Улыбающийся мальчик - сигнал того, что вы своё настроение и работу оцениваете на «отлично». Грустный мальчик – вам было тяжело.

Д/З подобрать несколько пословиц, подходящих к сказке и уметь их объяснить.