СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по окружающему миру тема: «Организм человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру тема: «Организм человека»»

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 4» ст. Зольской




Открытый урок

по окружающему миру

(3 класс)

по теме:

«Организм человека»

Открытый урок по окружающему миру

«Организм человека» 3 класс

Цель: дать представление о строении тела человека.

Тип урока по дидактической цели: урок открытия новых знаний.

Цели урока.

Обучающая цель: обеспечить условия для формирования представлений об организме человека как об едином целом.

Развивающая цель: развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье.

Воспитательная цель: прививать любовь и заботу о собственном здоровье.

Оборудование:

-Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы в 2 ч. ч. 1

А.А. Плешаков. - 9-е изд., М.: Просвещение, 2010,

-Демонстрационные наглядности

-Рабочие листы

-Распечатки с изображением контура тела человека и его внутренних органов.

Задачи.

  • познакомить учащихся с частями тела человека и внутренними органами;

  • дать первоначальное представление о работе внутренних органов;

  • содействовать воспитанию интереса к изучению предмета;

  • содействовать воспитанию культуры общения;

  • формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);

  • содействовать развитию навыков самостоятельного поиска решения проблемы, умения прослеживать причинно-следственные связи.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые.

Формы организации познавательной деятельности: игры, самостоятельная работа с элементами творческой деятельности, эвристическая беседа, работа с книгой.

Ход урока

1.Орг. момент

2. Актуализация базовых знаний.

Мы с вами начинаем новый раздел по курсу окружающий мир « Мы и наше здоровье.»


Работа в парах. На столах лежит пословица. Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)

(В здоровом теле здоровый дух)

- Как можно объяснить эту пословицу? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать)

Как вы думаете, что такое организм? (Организм – это система органов, связанных между собой и образующих единое целое.)

По словарю Ожегова, «организм – живое целое, обладающее совокупностью свойств, отличающих его от неживой материи. 

А чей организм мы будем изучать? (человека).

- Попробуйте сформулировать тему урока. Организм человека.


- Вот говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью... Да, многие люди стремятся к этому, но, заимев богатство, как ни странно, они не становятся счастливыми.

- Что же человеку нужно для счастья? (Ответы детей)

Один мудрец предупреждал: “Мы замечаем, что самое ценное для нас- это здоровье, только когда его у нас уже нет”.

- Что же такое здоровье? 

- В рабочих листах попробуем из данных слов и выражений собрать определение термина “Здоровье”.

(Слаженная работа, органы, человек, внутренние, внешние)

(Здоровье - это слаженная работа всех органов человека, как внешних , так и внутренних) 

3. Постановка цели и задач урока.

целеполагание

- Какие цели поставите перед собой:

Узнать, как называется наука, изучающая строение тела человека;

Узнать, какие органы есть у человека и для чего они нужны.

Знакомство с основными системами органов человека.

Физкультминутка

1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.

2. Покажите, где находится ваша шея.

3. Положите руки на свою грудную клетку.

4. Дотроньтесь до спины впереди стоящего товарища

5. Погладьте себя по животу.

6. Поднимите правую руку вверх.

7. Спрячьте левую руку за спину.

8. Согните правую ногу в колене.

9. Топните левой ногой.

- Ваше тело хорошо вас слушается, а знаете ли вы, какая сложная работа происходит в это время   внутри вашего организма?

- На протяжении тысячелетий представления о строении, функциях и болезнях человеческого организма основывались не столько на научных наблюдениях, сколько на различных мифах и магии. В Средние века церковь запрещала изучать строение тела человека, поэтому ученые делали это в тайне под страхом смерти. Из этих учёных великий русский учёный-физиолог Иван Петрович Павлов.Более 60 лет занимался научными исследованиями,благодаря которым стали известны многие тайны работы человеческого организма.

Так что к концу XX в. стало уже ясно, как работает наше тело, а медики научились лечить большинство болезней.

- И все же, человеческий организм устроен так сложно - сложнее любой самой замудреной машины, что до сих пор ученые не смогли открыть все его тайны, расшифровать коды, объяснить законы и противоречия.

- Изучением человека занимаются специальные науки. Давайте с ними познакомимся и дадим определение.

- Как вы думаете, что каждая из них изучает?

- Откройте учебник на стр. 128 и попробуйте найти определение наук. В рабочих листах соедините название науки с ее определением. 

Индивидуальная работа

Анатомия – наука, изучающая строение организма.

Физиология – наука, изучающая работу органов человека.

Гигиена - наука о здоровье.

Практическая работа.

- Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно. Организм человека состоит из частей - органов. Все органы в организме здорового человека действуют слаженно, согласовано. Органы, выполняющие общую работу, образуют системы органов. Органы бывают внутренними и внешними. Давайте вспомним , как устроено наше тело?

Вспомним внутреннее строение человека.

В рабочих листах у вас есть изображение контура тела человека. Ваша задача на основе схемы , которая у меня на доске или учебника, поместить детали в правильном порядке. Не забывайте, что на схеме человек изображен зеркально: например, желудок изображен справа , а в теле человека он находится слева. Чтобы не ошибиться, надо мысленно повернуться в ту же сторону, куда обращено лицо человека на рисунке. (индивидуальная работа)

Теперь мы должны определить какую работу выполняет каждый орган?

4. Работа по изучению нового материала.

В теле человека 12 главных систем. Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни. Мы рассмотрим несколько.

У нас есть ученые ,которые подготовили научные доклады о системах органов. Давайте послушаем, что они нам расскажут. Плюс у нас есть врач , который расскажет ,что нужно делать ,что бы каждая система фунциклировала хорошо и была здорова.

Ученый 1 Пищеварительная система.

Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник- эти органы относятся к пищеварительной системе.

Пищеварительная система обеспечивает переваривание пищи.

Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережевываем ее зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где ее переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник.

Врач : что бы эта система работала правильно необходмимо выполнять правила здорового образа жизни (режим дня, правильное питание, физические упражнения, отказ от вредных привычек и т. п.).

Ученый 2 Кровеносная система

.Сердце, сосуды- эти органы относятся органы кровеносной системе.

Кровеносная система обеспечивает движение крови в организме.

Сердце есть у каждого человека. Сердце - это мотор, который постоянно работает. Оно подобно насосу подает кровь ко всем органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать.

Врач:  «Как вы думаете, сердце спортсмена по размерам такое же, как сердце обычного человека?» (Сердце спортсмена больше, потому что сердце - это мышца, и тренировки укрепляют её и делают крупнее.).

Здесь так же надо соблюдать режим дня, правильное питание, физические упражнения, отказ от вредных привычек .

Учёный 3 Нервная система.

Головной мозг, спинной мозг, нервы- это органы нервной системы.

Нервная система управляет деятельностью всего организма.

Ко всем органам тела от головного и спинного мозга отходят нервы, похожие на белые шнуры и нити. По ним в мозг поступают различные сигналы всем органам тела. Мозг похож на сверхмощный компьютер, который непрерывно анализирует поступающую информацию и отдает приказы органам и системам организма. Благодаря ему мы видим, слышим, двигаемся, думаем и дышим. Головной мозг может запоминать информацию и воспроизводить ее по мере необходимости.

Врача: Не нервничать по пустякам. Научиться снимать напряжение. Заниматься спортом.

Ученый 4 Дыхательная система.

Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма –это органы дыхательной системы.

Дыхательная система обеспечивает организм кислородом.

- Всю жизнь человек дышит, т.е. вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух поступает в легкие. Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких: правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой «сделаны» лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей они могут сжиматься и расправляться.

Советы врача. «Почему иногда говорят: «Дыши носом!»? Дыхание через нос защищает нас от вредных элементов: они остаются в носоглотке и не попадают в легкие. Проходя через нос, воздух увлажняется, ну а в холодное время года он немного согревается.

Ученый 5 Опорно-двигательная сиситема.

Кости скелета и мышцы - органы, которые отвечают за опору и движение организма.

Мышцы - вот , что приводит в движение кости скелета?

Опорно-двигательная система -обеспечивающая опору и движение организму.

- Как это происходит?

Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет человека. Значение скелета очень велико: он является опрой тела, а так же защищает многие внутренние органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг.

Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Мышцы прикрепляются к костям. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы приводят в движение кости. Это происходит по команде мозга.

Советы врача.

Скелет и мышцы образуют опорно - двигательную систему.

Учитель. Давайте обратимся опять к рабочим листам и соединим соответствующую систему с её функцией.

РЕФЛЕКСИЯ

-        Пришло время подвести итоги. Посмотрим, насколько тема урока была вам интересна и как вы умеете внимательно слушать. Игра.(крестики-нолики)Правила игры.

-определяем, чей ход первый

-берём один вопрос из любой клетки большого игрового поля

-ставим магнит на такую же клетку в маленьком игровом поле

-отвечаем на вопрос . Верно ответил ,ставишь свой знак Х или О на месте магнита. Не ответил ход переходит другому игроку.

6. Инструктаж по выполнению домашнего задания

-Выучить тему “Организм человека”.

-Дополнительное домашнее задание: найти и записать 3 пословицы или поговорки о здоровье.











Рабочий лист по теме : «Организм человека»

Соедини соответствующую науку с ее определением.

НАУКИ

Анатомия


наука о здоровье.


Физиология

наука, изучающая работу органов человека.

Гигиена

наука, изучающая строение организма.



Система кровообращения


 Обеспечивает переваривание

пищи

Дыхательная система

Обеспечивает движение крови

в организме

Опорно-двигательная

система

Управляет деятельностью

всего организма  

Нервная система

Дает опору телу человека, помогает ему двигаться

Пищеварительная система

Обеспечивает поступление в

организм кислорода и удаление из него углекислого

газа

2.Соедини соответствующую систему с её функцией.












3.Определение термина “Здоровье”.

(Слаженная работа, органы, человек, внутренние, внешние) Здоровье -





ОРГАНИЗМ









ЧЕЛОВЕКА




































Ученый 1 Пищеварительная система.


Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник- эти органы относятся к пищеварительной системе.

Пищеварительная система обеспечивает переваривание пищи.

Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь мы пережевываем ее зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища начинает перевариваться с помощью слюны. Затем через глотку и пищевод пища попадает в желудок, где ее переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник.
















Ученый 2 Кровеносная система

Сердце, сосуды- эти органы относятся к кровеносной системе.

Кровеносная система обеспечивает движение крови в организме.

Сердце есть у каждого человека. Сердце - это мотор, который постоянно работает. Оно подобно насосу подает кровь ко всем органам. Кровь доставляет им кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Без кислорода и питательных веществ – углеводов, белков и жиров наши органы не могут ни существовать, ни работать.
















Ученый 4 Дыхательная система.

Носоглотка, трахея, лёгкие, бронхи, диафрагма –это органы дыхательной системы.

Дыхательная система обеспечивает организм кислородом.

- Всю жизнь человек дышит, т.е. вдыхает и выдыхает воздух. При вдохе воздух поступает в легкие. Легкие расположены в грудной полости и защищены ребрами. У человека 2 лёгких: правое и левое. Причём, левое лёгкое больше, чем правое. Лёгкие взрослого человека вмещают примерно 3 литра воздуха. Ткань, из которой «сделаны» лёгкие, напоминает губку. Благодаря ей они могут сжиматься и расправляться.
















Ученый 5 Опорно-двигательная сиситема.

Кости скелета и мышцы - органы, которые отвечают за опору и движение организма.

Мышцы - вот , что приводит в движение кости скелета?

Опорно-двигательная система -обеспечивающая опору и движение организму.

- Как это происходит?

Под кожей человека находятся кости и мышцы. Кости составляют скелет человека. Значение скелета очень велико: он является опорой тела, а так же защищает многие внутренние органы от повреждений. Например, кости головы защищают головной мозг.

Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Мышцы прикрепляются к костям. Сокращаясь и расслабляясь, мышцы приводят в движение кости. Это происходит по команде мозга.



























1


2 3


4

5





1


2 3


4

5



1- хлопал ушами



2- слышал краем уха



3- шевелил мозгами



4- работал не покладая рук



5- работал в поте лица