СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок в 5 классе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе»

Открытый урок по истории Древнего мира (5 класс)


Тема урока: Олимпийские игры в Древней Греции

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников через осмысление истории зарождения Олимпийских игр в древности и их значения для современности

Программное содержание: Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей. Легенды о знаменитых атлетах древности.

Основная идея урока: Спорт – это вестник мира. Именно спорт объединяет людей всех стран на современных Олимпийских играх.

Основные образовательные результаты:

В ходе проведения урока учащиеся смогут:
- рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены;
- объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов;
- назвать виды спорта в Древней Греции;

Формирование универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Технология обучения: объяснительно-иллюстративная

Форма урока: традиционная

Основные понятия: стадий, стадион, атлет, ипподром

Основные даты: 776 г. до н.э. – начало Олимпийских игр

Имена исторических деятелей: Пьер де Кубертен

План изучения нового материала:

  1. История возникновения Олимпийских игр.

  2. Организация и проведение олимпиады.

  3. Знаменитые атлеты.

  4. Современные Олимпийские игры.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Здравствуйте, ребята! На нашем сегодняшнем уроке присутствуют гости. Желаю всем нам сегодня плодотворной работы, быть внимательными и активными.

На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности

II. Мотивирование к учебной деятельности

Тему нашего урока вы постараетесь сформулировать сами. Для этого я покажу несколько слайдов, которые помогут вам это сделать.

- Ребята, о каком событии, произошедшем в нашей стране, нам рассказывают изображения на слайде?

- А что изображено на этом слайде?

- А это что за цветные колечки?

- Конечно, это символ Олимпийских игр.

Это символ современных олимпийских игр, они бывают зимние и летние, проводятся раз в четыре года. В нашей стране Зимние Олимпийские игры прошли с 7 по 23 февраля 2014 г. – это огромная честь для любого государства. Россий заняла первое место в мире по количеству медалей, полученных во время этой олимпиады.

- О чем нам может говорить то, что на древнегреческой амфоре изображены бегуны? Как это может быть связано с Олимпийскими играми?

- Олимпийские игры действительно проходили в Древней Греции. Именно Древняя Греция является родиной Олимпийских игр. Сейчас, я думаю, вы готовы назвать тему нашего урока.

-Запишите число и тему урока в тетрадь.

Слайды

- Зимние олимпийские игры в Сочи 2014 г.

Слайд









- Это древнегреческая амфора, украшенная узором. На узоре изображены бегуны.




- Что Олимпийские игры могли проходить в Древней Греции.

Формулировка темы:

«Олимпийские игры в Древней Греции»

Запись в тетрадь

III. Постановка цели и задач урока.

- Тему мы сформулировали. А теперь попробуем определить цель урока. О чем сегодня мы должны получить общее представление?

Для этого мы поставим перед собой задачи, т.е. подробнее попробуем назвать, о чем мы должны узнать сегодня. Как вы думаете, о чем?

- История возникновения Олимпийских игр;

- Организация и проведение олимпиады;

- Знаменитые атлеты.

Кроме того, в конце урока, нам нужно будет ответить на вопрос:

– В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества?


Фронтально

- О том, как проходили Олимпийские игры

в Древней Греции

- предположения обучающихся



Слайд




Запись главного вопроса в тетрадь

IV. Первичное усвоение новых знаний.

  1. История возникновения Олимпийских игр

Рассказ учителя

Древние греки очень любили и почитали Олимпийские игры. Они проводились один раз в четыре года в самый разгар лета. В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

- Какие сведения об олимпийских играх мы можем получить из этого призыва?

- Правильно, во время проведения олимпийских игр запрещалось воевать, т.е. объявлялся Священный мир. Нарушителей отстраняли от игр, наказывали штрафами – 2 мины серебра (54 кг). Кроме того, греки считали, что боги насылают на нарушителей проклятья. Дороги, морские и сухопутные, становились безопасными.

Олимпийские игры проводились в маленьком городке, который назывался Олимпия!

Ученые смогли реконструировать (восстановить) вид этого древнегреческого городка.

Показ по карте

- Посмотрите на карту на слайде и откройте карту на с. 115 учебника.

- Вспомните, на каком полуострове были расположены города-государства Древней Греции?

- Посмотрите на легенду карты, каким цветом обозначена территория Греции к 8 веку до н.э.?

- А что означают красные стрелки?

- Где основывали свои колонии древние греки?

- Как обозначен на карте городок Олимпия?

- Греки проживали на огромной территории, считали ли они себя единым народом? Как называли они своё государство?

В Олимпию приезжали эллины из всех уголков Балканской Греции, с островов Эгейского моря, из Греческих городов Малой Азии, даже из колоний. Посмотрите, какое огромное расстояние приходилось преодолевать древним грекам, чтобы попасть на Олимпийские игры. О чем это говорит?

Работа с датами

Первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н.э.

Отметьте дату проведения первых олимпийских игр на линии времени. Сколько лет прошло с момента проведения первых Олимпийских игр? Как мы можем это посчитать?

То, что первые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н.э. достоверно известно, а вот о причинах возникновения олимпийских игр в древности немало легенд.

Чтение документа

Познакомимся с одним из мифом об основании Олимпийских игр.

Анализ содержания Мифа об основании Олимпийских игр

Вспомните, что такое миф? (Древнее народное сказание о героях, богах, явлениях природы или недостоверный рассказ, выдумка, легенда). Познакомившись с содержанием этого мифа, можем ли мы утверждать, что именно так возникли олимпийские игры?

Какую достоверную информацию мы можем почерпнуть из его содержания?

- Мы узнали, где проходили Олимпийские игры,

в каком году проведены первые Игры, кому они были посвящены.


Словарная работа

Для того, чтобы продолжить знакомство с историей Олимпийских игр, вам нужно узнать определения новых понятий.

У вас на партах лежат исторические словарики. Посмотрите ребята, какие понятия нам встретятся и что они означают.

По этим словарикам дома нужно будет выучить определения понятий.


2. Организация и проведение олимпиады.

- Как же они готовились к Олимпийским играм? Вы узнаете об этом, работая в парах с текстом учебника. Вам нужно найти ответы на вопросы, указанные на слайде. Две пары, которые правильно справятся быстрее всех, получат «5».

- Кто имел право участвовать в состязаниях?

- Кому запрещалось присутствовать на играх? Как за это могли наказать?

- Сколько времени и где проходили тренировки атлетов?

- Какие люди обычно становились участниками Игр?

Так, как мы знакомимся с Олимпийскими играми, поиграем в игру: «Ипподром» (играющие имитируют слова учителя)

Учитель:

- Кони выходят на старт! (ученики имитируют топот копыт, ударяя себя по коленям ладонями, попеременно то левой, то правой)

- На старт! Внимание! Марш! (ученики постепенно убыстряют «бег», с большей частотой ударяя себя по коленям)

-Бежим по мостовой! (ученики попеременно ударяют себя кулаками по ключицам)

-Бежим по траве! (ученики трут ладонью о ладонь)

- По болоту! (ученики складывают ладони в замочек и ударяют ладонью о ладонь)

-Скоро финиш! (ученики убыстряют чередование ударов по коленям).
- Финиш! (ученики вытирают пот).

Да нелегко было атлетам!

- И вот, наконец, олимпийские игры открываются. Они продолжались пять незабываемых дней.

Что происходило в эти дни, вы выясните, работая в группах.

Для этого вам нужно будет построить ответ своей группы по плану:

  1. События 1-го дня.

  2. Виды состязаний во 2,3,4 дни.

  3. События 5-го дня.

Для представления результатов работы группы выберете одного человека.

Две группы, справившиеся первыми, получат «5».

Обобщение: Олимпийские игры продолжались 5 дней. В 1-й день приносили жертвы богам, 3 дня проходили состязания, на 5-й день награждали победителей.

3. Знаменитые атлеты

Слово учителя

Сохранились легендарные рассказы о самых знаменитых атлетах. Познакомимся с ними.

Обобщение: Лучшие атлеты Древней Греции участвовали в состязаниях восьми, а то и девяти олимпийских игр. Они рассматривали состязания как подготовку к войне, а войну, как подготовку к состязаниям.

- Древние греки не принимали девиз «главное не победа, главное участие», на Олимпийские игры они шли побеждать.

- Как же встречали победителей в родном городе?

Для этого индивидуально прочитайте пункт 5 «Возвращение в родной город» и ответьте на этот вопрос».


- Вспомните главный вопрос урока. Какое значение имели Олимпийские игры для Древних греков?



4.Современные Олимпийские игры

Рассказ учителя

Олимпийские игры непрерывно проводились до 394 г. н.э., когда римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры. Как вы думаете, почему император другой страны мог запретить греческие игры? И почему он это сделал?

Дело в том, что во II веке до н.э. Рим завоевал Грецию. В первое время Олимпийские игры сохранялись. Когда в Риме появилась новая религия – христианство, Олимпийские игры, посвященные языческим богам, запретили. И все же Олимпийские игры яркой звездой горели в памяти человечества. Свет этой звезды прошел века и вспыхнул с новой силой. Ребята, кто знает когда и по чьей инициативе возобновились Олимпийские игры?

Это был Пьер де Кубертен. Именно он предложил в 1894 г. проводить Олимпийские игры. Первые современные олимпийские игры состоялись в 1896 г. в Греции в г. Афины. И с тех пор каждые 4 года зажигается священный огонь в Олимпии, а затем по эстафете передается на место проведения игр. - Таким образом, слава об Олимпийских играх и выдающихся атлетах пережила века.

Пьер де Кубертен написал «Оду спорту», т.е. хвалебную песнь. Фраза из этой оды стала знаменитой. Эта фраза: «О, спорт! Ты – мир!» Именно эта фраза и раскрывает значение Олимпийских игр.

Вернёмся к главному вопросу урока и попробуем ответить на него.

– В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества?







-что объявлялся Священный мир








































- Красным

- Направление греческой колонизации

- На побережье Средиземного и Черного морей

- Звездочкой


- Эллада





-Греки любили и почитали Олимпийские игры



Слайд

Запись в тетрадь:

776 г. до н.э. – первые Олимпийские игры


Работа с линией времени в тетради






Учебник § 33, с. 159

Громкое сплошное чтение (1обучающийся)





Фронтально высказывают предположения

- Олимпийские игры посвящались богу Олимпа – Зевсу














Словарная работа

Атлет

Ипподром

Стадион







Работа в парах

Слайд с заданием











Физминутка




Работа в группах

Слайд с заданием


Представление результатов работы групп



Сообщение учащихся о знаменитых атлетах Милоне, Полидаме и Феагене (в рамках учебника)






Индивидуально

- Все горожане выходили навстречу, ставили статую и до конца жизни кормили бесплатными обедами

- Олимпийские игры помогали развивать силу, ловкость, хорошее физическое состояние. Позволяли древним грекам регулярно встречаться, дружить. Греки любили спорт за то, что он возвышает, облагораживает душу.



Фронтально высказывают предположения













Слайды с изображением Пьера де Кубертена, Олимпийских игр в Афинах




Фронтально высказывают предположения

- Спорт – это вестник мира. Именно спорт объединял греков на древних играх и объединяет людей всех стран на современных Олимпийских играх.

V.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Вернёмся к задачам урока.

Повторительно-обобщающая беседа

– В каком городе Древней Греции проводились Олимпийские игры? (Олимпия)

– В каком году проведены самые первые Олимпийские игры? (776 г. до н.э.)

– Кто мог участвовать в Олимпийских играх? (Свободные и состоятельные греки – мужчины)

– Сколько дней проводились Олимпийские игры? (5 дней)

– Какие состязания включались в программу Игр? (пятиборье, кулачные бои, гонки на колесницах)

– О каких самых знаменитых атлетах сохранились легендарные рассказы? (Милон, Полидам, Феаген)

– Благодаря кому стали проводиться современные Олимпийские игры? (благодаря французскому общественному деятелю Пьеру де Кубертену)

– В каком году и где были проведены первые Олимпийские игры современности? (1896 г. в греческом городе Афины)

– В чем значение Олимпийских игр для древних греков и современного человечества?

Смогли мы достичь цели урока?


Фронтально отвечают на вопросы

VI.Рефлексия

- Попробуйте оценить свою работу на уроке.

Для этого продолжите любую из предложенных на слайде фраз:

сегодня я узнал… было интересно…

было трудно… я понял, что… меня удивило…

- Надеюсь, вы будете стремиться заниматься спортом, и даже если не станете участником Олимпийских игр, то улучшите свое здоровье


По желанию продолжают фразы

V. Домашнее задание

§ 33, написать рассказ от имени участника или зрителя Олимпийских игр в Древней Греции