Урок 77 Дата проведения: 23.12.22 Класс: 6-А,Б,В
Тема урока : «Разряды имён прилагательных по значению. Относительные имена прилагательные.
Цель урока : дать уч-ся понятие относительных прилагательных; показать их различные лексические группы и грамматические признаки; учить распознавать относительные прилагательные в тексте, отличать от качественных и использовать в речи; воспитывать стремление к обогащению своего словаря.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:готовность и способность обучающихся к саморазвитию; сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:умеют прогнозировать учебную ситуацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирования знаний; обобщать полученную информацию;работают по предложенному учителем плану; выполняют индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивают учебную ситуацию; умеют аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства;самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Предметные: повторить и обобщить сведения по теме «Имя прилагательное. Качественные прилагательные»; познакомить учащихся с относительными прилагательными, с опознавательными признаками относительных прилагательных; научить отличать относительные прилагательные от качественных;
Оборудование: карточки, презентация.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока.
Орг. момент.
Опрос по домашнему заданию
Активизация опорных знаний.
Работа по карточкам.
- заполните текстоид.
Имя прилагательное- это ____________________________________
___________________________________________________________
Имя прилагательное изменяется по ______________, ___________,________________________. В предложении и словосочетании имя прилагательное зависит от _________________.
Имя прилагательное может иметь ______________ форму и _________форму. Я знаю три разряда имени прилагательного: __________________________________________________________.
__________________прилагательные могут иметь ______________и ______________________степени сравнения. Сравнительная степень, как и превосходная, может иметь ________формы:_______ и ___________________.
___________________________форма сравнительной степени образуется при помощи ___________________________________.
_______________________форма – при помощи слов _____________.
_______________________форма превосходной степени сравнения образуется при помощи ____________________________________.
Составная – при помощи слов ___________________ сравнительной степени не изменяются по родам, числам и падежам.
В предложении имя прилагательное обычно бывает ________________________________________________________.
Постановка проблемного вопроса
- Чем относительные имена прилагательные отличаются от качественных?
4. Постановка целей и задач урока.
5. Работа над темой урока.
5. 1. Работа с материалом для наблюдения
Мягкое кресло – деревянное кресло
- определите, чем различаются эти имена прилагательные? ( ответы детей)
Слово учителя.
Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражающие отношение одного предмета к другому.
Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортивная, домашняя в данном случае обозначают назначение.
Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). Например, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значение того или иного слова, исходя изданного контекста.
5.2. Сопоставление качественных и относительных прилагательных
-Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский, подводная и других относительных прилагательных? (Нет.)
-Можно ли образовать от этих прилагательных степени сравнения? Можно ли быть более майским или самым подводным? (Нет.)
-Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет.)
-Могут ли эти прилагательные образовывать сложные прилагательные путём повтора? (Нет.)
-Могут ли эти прилагательные образовывать новые с приставкой не-? (Нет.)
-Могут ли эти прилагательные образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (Прилагательные вроде майскенький или вчерашненький можно изобрести только в шутку.)
-Ответов на эти вопросы достаточно, чтобы понять различия между качественными и относительными прилагательными.
-Можно ли к относительным прилагательным подобрать синонимы и антонимы?
Это вопрос более сложный. Лексических синонимов относительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксические синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), деревянная и серебряная (ложки).
Итак, относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, антонимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные антонимы.
Записи в тетрадь (сл.3-5)
1. Не имеют степеней сравнения.
2. Не имеют краткой формы.
3. Не сочетаются с наречием очень.
4. Не имеют антонимов.
Обозначают:
- материал (стеклянная стена, песчаный берег);
- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);
- местонахождение (речной порт, московский житель);
- время (прошлогодний план, январские морозы);
- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);
- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).
5.3. Знакомство с теоретическим материалом ( см. учебник стр.18 2 часть)
5. 4. Конструирование слов
- образуйте от имен существительных относительные имена прилагательные
- докажите, что они относительные
- разберите образованные слова по составу
Ситец- золото- вечер-
Мохер- стекло- февраль-
Дерево- бумага- стол-
Железо- квадрат- утро-
Выполнение упражнения 343
(Русских, горный, луговой, каменистых, дикие)
5.5Выполнение упражнения 344
- с 3-4 словами составьте предложения, связав их одной темой
выполнение упражнения 345
- о каком промысле вы узнали из текста?
- о каких еще русских промыслах вы знаете?
- какие игрушки ручной работы ( из глины, дерева, тканей, теста) вы пробовали сами изготовить?
5.6. Цифровой диктант
1 – качественные прилагательные,
2 – относительные прилагательные.
Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, языковОе явление, языкОвая колбаса
(Ключ: 2,1,1,2,2,2,2)
6.С классом физзарядка. Встаём при употреблении относительных прилагательных
Белый, пластмассовый, подводный, высокий, луковый, здешний, тонкий, нагревательный, темный, компьютерный, алый, вечерний, копировальный.
7. Работа с текстом.(сл.6)
1) Тяпка мой симпатичный пёс. 2 )Гуляя с ним, мы часто уходим в сосновый лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. 3)На зелёной ш..лковистой опушке леса черные пятна от костра. 4) В ложбине, изв..ваясь между камней, т..чёт ручей. 5)Тяпка пьёт из него, а я (не) могу. 6)Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного целлофанового пакета. 7)По дну стелется, зац..пившись за камешек, капроновый чулок. 8)Течение н..сёт школьную, с ф..олетовыми страницами, тетрадь, делает воду мутной. 9)Вон у берега груда железных пружин от раскладушки, соломенные остатки веника.
10)Кто и зачем пр..нёс сюда всё это?
1. О чём текст? Какие чувства вы испытывали, читая текст? Почему?
2.Актуальна ли проблема, затронутая автором? Как вы к этому относитесь?
3.Найдите в тексте прилагательные. Какова их роль?
4. Определите разряд.
8.Рефлексия. (сл.7)
9. Домашнее задание.(сл.8)
1. выполнить упр. 346
2. выучить теоретический материал учебника
3. выполнить упр.347 ( устно)
« На закуску»(сл.9-10)
Выписать из стихотворения И.А. Бунина прилагательные, определить разряд.
Ночь зимняя мутна и холодна,
Как мертвая, стоит в выси луна.
Из радужного бледного кольца
Глядит она на след мой у крыльца,
На тень мою, на молчаливый дом
И на кустарник в инее густом.
Еще блестит оконное стекло,
Но волчьей мглой поля заволокло,
На севере огни полночных звезд
Горят из мглы, как из пушистых гнезд.
Урок 97 Дата проведения: 25.12.20 6 –А класс
Тема урока : «Разряды имён прилагательных по значению. Относительные имена прилагательные.
Цель урока : дать уч-ся понятие относительных прилагательных; показать их различные лексические группы и грамматические признаки; учить распознавать относительные прилагательные в тексте, отличать от качественных и использовать в речи; воспитывать стремление к обогащению своего словаря.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
уметь прогнозировать учебную ситуацию; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; делать выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирования знаний; обобщать полученную информацию;
работать по предложенному учителем плану; выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью; оценивать учебную ситуацию;
аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения; адекватно использовать речевые средства;
самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.
Предметные: повторить и обобщить сведения по теме «Имя прилагательное. Качественные прилагательные»; познакомить учащихся с относительными прилагательными,
с опознавательными признаками относительных прилагательных; научить отличать относительные прилагательные от качественных;
Оборудование: карточки, презентация.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока.
Орг. момент.
2.Формулирование темы и целей урока.
Запишите число, вид работы.
Сегодня мы с вами продолжим работу по теме, начатой вчера. А сформулировать тему урока нам поможет небольшое стихотворение:
Школьный прозвенел звонок, и пришли мы на урок
Потрудиться, не ленясь, не медля и не торопясь,
Отвечая, улыбаясь, и при этом, не теряясь.
В работе будем мы внимательные, изучая прилагательные.
_ Кто же сформулирует тему урока?
Объявление темы урока. Относительные прилагательные.
2. Как вы думаете, ребята, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Ответ учащихся)
3. Действительно, мы познакомимся еще с одним разрядом прилагательного – с постоянным морфологическим признаком, узнаем отличительные признаки относительных прилагательных, научимся отличать их от качественных.
4. Запишем в тетради тему урока.
II. Повторение.
1. Начнем нашу работу с повторения.
Произвести синтаксический разбор предложения (У доски) В сильный мороз весело трещат в печи берёзовые дрова.
4. Карточка. Среди прилагательных найти качественные. Хитрый, деревянный, зелёный, январский, песчаный, узкий, высокий, стеклянный, кожаный, широкий, яркий, сладкий, осенний, весенний, сельский.
С одним прилагательным составь и разбери предложение.
5. Повторение. Проверка усвоения темы и д/з. На прошлом уроке мы изучали качественные имена прилагательные. Расскажите о них, приводя примеры.
Лингвист. Эксперимент. Из предложения выписать словосочетания прил.+сущ. (сильный мороз, берёзовые дрова) Определите разряд прилагательных. Докажите. Со словом «сильный» можем образовать степени сравнения, а со словом «берёзовые» нет!
IV. Изучение новой темы.
1. В отличие от качественных прилагательных относительные обозначают такой признак предмета, которые не может проявляться в большей или меньшей степени в предмете.
2. У вас на столах карточки «Опознавательные признаки относительных прилагательных». Обратите внимание на опознавательные признаки относительных прилагательных и прочитайте, какие признаки предметов могут обозначать относительные прилагательные. (Ученики читают по – очереди).
1. Не имеют степеней сравнения.
2. Не имеют краткой формы.
3. Не сочетаются с наречием очень.
4. Не имеют антонимов.
Обозначают:
- материал (стеклянная стена, песчаный берег);
- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);
- местонахождение (речной порт, московский житель);
- время (прошлогодний план, январские морозы);
- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);
- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).
V. Закрепление изученного материала.
1. Упр. № 344
С классом физзарядка. Встаём при употреблении относительных прилагательных
Белый, пластмассовый, подводный, высокий, луковый, здешний, тонкий, нагревательный, темный, компьютерный, алый, вечерний, копировальный.
5. Цифровой диктант: ИЛИ Слайды (18-24)
1 – качественные прилагательные,
2 – относительные прилагательные.
Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, языковОе явление, языкОвая колбаса
(Ключ: 2,1,1,2,2,2,2)
6.Проверяем цифровой диктант.
7. Работа с текстом.
1) Тяпка мой симпатичный пёс. 2 )Гуляя с ним, мы часто уходим в сосновый лес, не подозревая об огорчениях, подстерегающих нас. 3)На зелёной ш..лковистой опушке леса черные пятна от костра. 4) В ложбине, изв..ваясь между камней, т..чёт ручей. 5)Тяпка пьёт из него, а я (не) могу. 6)Вижу, наклонившись к воде, кусок кем-то брошенного целлофанового пакета. 7)По дну стелется, зац..пившись за камешек, капроновый чулок. 8)Течение н..сёт школьную, с ф..олетовыми страницами, тетрадь, делает воду мутной. 9)Вон у берега груда железных пружин от раскладушки, соломенные остатки веника.
10)Кто и зачем пр..нёс сюда всё это?
1. О чём текст? Какие чувства вы испытывали, читая текст? Почему?
2.Актуальна ли проблема, затронутая автором? Как вы к этому относитесь?
3.Найдите в тексте прилагательные. Какова их роль?
4. Определите разряд.
5. Объясните пропущенные буквы. Расставьте знаки.
1 вариант– 1-5 предложение
2 вариант - 6-10 предложение.
VI. Обобщение.
1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?
2. С какими прилагательными познакомились сегодня на уроке?
3. По каким опознавательным признакам мы сможем их определить?
VII. Задание на дом. Комментирование задания.
Параграф 59. Упражнение 343.
VIII. Оценки.
- Спасибо за урок