Общение с агрессивным ребенком требует особого отношения к нему со стороны родителей. К таким детям лучше обращаться в мягкой форме, без насилия, окриков путем перевода их в позитивные формы взаимодействия.
Как надо вести себя родителям с агрессивным ребёнком
Устраните все агрессивные формы поведения среди окружения, помня, что ребёнок, подражая, видит все;
Учите ребенка выплескивать энергию и снимать напряжение через физическую активность (занятия спортом, активные игры, свободный бег/прыжки/ползанье на детской площадке, игра в мяч, свободные танцы под любимую музыку и т.п.).
Помните:
при драчливости главное не разъяснить, а предотвратить ссору!
знайте, что и слово может ранить малыша;
стремитесь всегда понять своего ребенка;
не внушайте ребенку, что он плохой, оценивайте только поведение (так поступать плохо, потому что...);
не сравнивайте ребенка с другими детьми – только с сами собой (например, вчера ты подрался из-за игрушки, а сегодня смог договориться; или, сегодня ты ведешь себя гораздо хуже, чем раньше. Я очень расстроена такими драками.);
не культивируйте вражду между Вашим ребенком и его сверстниками;
всегда обращайте внимание Вашего ребенка на его положительное поведение (я рад, что ты сейчас смог спокойно поговорить со мной/ вежливо отказал/ попросил/ поделился и т.п.).
Лелюкинский детский сад – средняя школа

Как научить ребенка управлять гневом
и агрессией
Памятка для родителей
Педагог социальный
2019
Гнев, злость, раздражение или обида – это нормальные, присущие всем людям эмоции. Дошкольный возраст является наилучшим периодом, когда ребенок учится выражать свои чувства и эмоции в поведении, а его поведенческие реакции еще не закрепились как устойчивая черта личности. Для детей важно научить их грамотно выражать свои чувства, в социально приемлемой форме, и лучше всего начинать с дошкольного детства.
Агрессия нужна человеку и его психике для защиты себя, своей семьи, территории, однако она может носить разрушительный характер.
Агрессия (от латинского «agressio» – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д.)
Существует четыре основных способа выражения гнева:
1. Прямо (вербально или невербально) заявить о своих чувствах, при этом давая выход отрицательным эмоциям.
2. Выразить гнев в косвенной форме, вымещая его на человеке или предмете, который представляется разгневанному неопасным. Не отреагировав сразу, человек рано или поздно может почувствовать необходимость выплеснуть гнев из себя. Но не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто «подвернется» под руку, кто слабее и не сможет дать отпор.
3. Сдерживать свой гнев, «загоняя» его внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса.
4. Задерживать негативную эмоцию до момента ее наступления, не давая ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок.
О
дним из лучших способов выражения гнева является прямое высказывание своих чувств человеку, который стал источником гнева. Лучше выражать гнев прямо, словесно и в вежливой форме. Если же это невозможно, то лучше все же достигнуть примирения и взаимопонимания с партнером по общению. А чтобы гнев или обида не остались неотреагированными, взрослые могут поделиться своими чувствами с друзьями, родственниками, а дети – с родителями.
В качестве технологий обучения ребенка выражению гнева вербально в вежливой форме можно порекомендовать «Лестницу гнева» Р.Кэмпбелла.
На нижней ступеньке этой лестницы расположена одна из самых незрелых форм агрессивного поведения – пассивная агрессия. Пассивно-агрессивный ребенок не будет открыто выражать свое неудовольствие после неприятного разговора с мамой, он может просто промолчать, а гораздо позже вдруг начнет капризничать в самом неподходящем месте. Следующая ступень – физически разрушительное поведения и словесные оскорбления, далее – гнев перемещается на посторонние предметы, последняя ступень – вежливое высказывание. Для того чтобы помочь ребенку избавиться от данных «пороков», необходимо научить его выражать или выплескивать свой гнев. Если ребенок, который делал все «втихаря», вдруг открыто заявляет о своих чувствах, это будет индикатором того, что работа идет в правильном направлении.