№ | Компоненты паспорта | Описание исследования |
1 | Тема исследования | Фрактал — потрясающая красота математики в природе |
2 | Актуальность исследования | В природе нас окружает множество геометрических фигур, это нам известно еще с уроков математики. Но замечали ли вы многократное повторение одного и того же узора на листьях цветов или деревьев. Мне стало интересно, как называется это явление, в источниках я узнал, что объекты, которые состоят из частит самоподобия, называются фракталы. |
3 | Проблема исследования | Можно ли самостоятельно создать фрактальный узор? |
4 | Объект исследования | Фракталы |
5 | Цель исследования | Для учителя: организация деятельности учащихся 4-го класса по формированию базовых исследовательских умений по теме «Фракталы». Для ученика: узнать, что такое фрактал, создать свой узор, с помощью фрактала. |
6 | Задачи исследования | Для ученика: Найти информацию о фрактальных объектах; Дать определение фрактала; Изучить фракталы в разных сферах жизни; Увидеть мир фракталов вокруг нас Создать узора, с помощью фракталов; |
7 | Гипотеза исследования | Предположим, что строение человека, растительного мира и неживой природы едино с точки зрения математики. |
8 | Методы исследования | Анализ Сравнение Обобщение Наблюдение |
9 | Тип исследования | краткосрочный индивидуальный межпредметный (математика, окружающий мир) |
10 | Этапы реализации исследования, краткое их описание | 1.Вступление в проект. Подготовка. Обсуждение предмета с учителем, определение целей и задач проекта, поиск необходимой информации. 2.Планирование деятельности. Выработка плана-алгоритма действий: определение источников информации; определение способов сбора информации, выбор способов презентации результатов; формирование представлений об ожидаемых результатах (форма устного и письменного отчета); выработка критериев оценки результата и процесса деятельности. 3.Исследование. 1. Сбор информации. 2. Решение промежуточных задач. 3. Работа с источниками. 4. Оформление отчета. Подготовка к презентации. 1. Обобщение и классификация собранных результатов. 2. Изготовление иллюстративного материала (фотографии, рисунки). 3. Подготовка презентационных информативных материалов и окончательное оформление продуктов проекта. 5.Презентация результатов исследования. Защита проекта. Показ результатов в форме устного отчета, письменного отчета информационного пакета результатов проекта. 6. Итоги. Рефлексия. Оценка проектной деятельности и ее результатов. |
11 | Исследовательский этап проекта (полное описание) | Цель исследования: изучить местонахождение фракталов в природе, областях человеческой жизни. Ход исследования: 1 часть. Работа с текстом Что общего у дерева, берега моря, облака или кровеносных сосудов у нас в руке? На первый взгляд может показаться, что все эти объекты ничто не объединяет. Однако на самом деле существует одно свойство структуры, присущее всем перечисленным предметам: они самоподобны. От ветки, как и от ствола дерева, отходят отростки поменьше, от них — еще меньшие, и т. д., то есть ветка подобна всему дереву. В этом они похожи на одни из самых красивых математических объектов — фракталы. Одним из основных свойств фракталов является самоподобие: небольшая часть фрактала содержит информацию о всём фрактале. Это свойство самоподобия резко отличает фракталы от объектов классической геометрии. Самоподобие - это точное или приближённое совпадение с частью самого себя, то есть целое имеет ту же форму, что и одна или более частей. Что вы узнали о фракталах? Что показалось вам удивительным? 2 часть. Раздели фотографии на 2 группы. Объясни по какому принципу ты действовал. 3 часть. Создание узора |
11 | Оборудование для проведения исследования | Рабочие листы; фото, видео материалы |
12 | Продукт исследования | Узоры, созданные фракталами |
13 | Перспектива исследования | Выступление на школьной конференции |
14 | Используемые источники | Божокин С.В., Паршин Д.А. Фракталы и мультифракталы. РХД 2001 г. Пайтген Х.-О., Рихтер П. Х. Красота фракталов. — М.: «Мир», 1993. |