ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Галина Викторовна Дорохова
МБОУ «СШ №39»
учитель английского языка
высшая категория
89134992709
«Содержание образования – это король, а технологии образования – это БОГ» В. П. Тихомиров
Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосмыслению методов и технологий обучения, в том числе, и иностранным языкам. Когда-то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия». Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих целостность общекультурного, личностного, познавательного развития и саморазвития личности, т. е. «умение учиться».
В новых стандартах в преподавании иностранных языков знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Согласно новым стандартам, у школьников должны быть сформированы основные УУД: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. К условиям, обеспечивающим успешное формирование УУД, относятся: обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий, педагогическая компетентность учителя, включение в учебную деятельность, создание условий для личностного самоопределения и самореализации ребенка, диагностика.
Хочу отметить, что содержание учебного предмета Английский язык позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных и метапредметных образовательных результатов.
Поскольку стандарты нового поколения предъявляют особые требования к формированию совокупности способов действий учащихся и развитию универсальных учебных действий, обучение школьников 5-х классов по ФГОС я начала с диагностики основных УУД, которая была проведена с психологом школы. (см. Приложение 1)
Диагностика показала, что большинство учащихся обладают низким уровнем сформированности УУД. Наблюдения за учащимися 5-ых классов, где я начала работать по ФГОС, позволили мне выявить основные проблемные точки школьников. Например, я обнаружила, что у многих пятиклассников отмечается снижение широких социальных мотивов долга и ответственности, что связано с возрастными особенностями; недостаточно развиты аналитические и творческие способности; есть учащиеся, которые недостаточно владеют способами выполнения различных типов заданий; а есть и такие ребята, которые не умеют или не желают оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Я для себя поставила цель, решить эти проблемы посредством повышения мотивации к учению, в том числе, через совершенствование своей педагогической компетентности.
Важно, что учителю предоставляется свобода в выборе путей, средств, способов достижения результатов и в использовании технологий реализации основных образовательных программ, обеспечивающих выполнение требований ФГОС.
Существует множество современных методик, подходов и технологий по формированию УУД, рекомендованных ФГОС: 1) технологии интерактивного обучения; 2) информационно-коммуникативная технология обучения; 3) технология проблемного обучения; 4) метод проектов; 5) игровая технология.
И в моей педагогической практике встал вопрос выбора и освоения подходящих мне и моим ученикам приёмов и инновационных технологий, которые бы способствовали формированию и развитию УУД на внутрипредметном и межпредметном уровнях и позволили бы активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения иностранным языкам.
С этой целью я изучала различные педагогические технологии. После долгих поисков я пришла к выводу, что использование какой-то одной технологии обучения, какой бы совершенной она ни была, не создает максимально эффективных условий для поиска учителя. Поэтому я пытаюсь моделировать уроки в различных технологиях, что дает мне возможность скорректировать любую технологию в соответствии со структурой, функциями, содержанием, целями и задачами обучения в данной конкретной группе учащихся.
Современные технологии предлагают широкий набор методических приемов, которые имеют практическую значимость в формировании личности. Мой выбор элементов технологий зависит от многих факторов: предметного содержания урока, целей урока, возрастной категории учащихся, уровня подготовленности учащихся, психофизиологических особенностей обучающихся, возможности удовлетворения образовательных запросов учащихся.
Для систематизации полученных знаний я составила таблицу «Возможные педагогические приемы на различных этапах урока в технологии деятельностного метода». (см. Приложение 2).
Я обнаружила, что в разных технологиях можно встретить одни и те же или очень схожие методические приёмы, но с различными названиями, к слову сказать, отчего их суть и предназначение не меняются.
Формат доклада позволяет мне более подробно остановиться только на отдельных приемах, так как их огромное множество.
Начало урока очень важно тем, с каким настроением и настроем ребенок входит в атмосферу урока. Метод «Комплименты» позволяет мне выяснить психологическое состояние учащихся, улучшить его, создать ситуацию успеха. Я предлагаю ребятам разные варианты данного приема, а содержание подбираю в зависимости от темы занятия. Например, «Поприветствуйте друг друга, спросите, как идут дела, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи, хороших оценок» или «Вы вчера не смогли прийти на день рождения к однокласснику. Поинтересуйтесь, как прошла вечеринка: Было весело? Вы танцевали? Вы фотографировались? Вы смотрели мультфильмы?». Этот приём дети очень любят.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как что-то удивительное. Чтобы активизировать мыслительную деятельность и «подогреть» интерес к теме урока, я использую классический вариант постановки проблемы «с удивлением» - приём «Удивляй!», направленный также на развитие умения анализировать, выделять и формулировать противоречие. Я стараюсь находить такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой. Это могут быть: исторические сведения, касательно англоговорящих стран, городов, достопримечательностей; факты из биографии знаменитых людей; социологические данные об увлечениях подростков других стран. В младших классах – это может быть презентация «Сказка о язычке». В среднем звене рассказывается сказка-презентация об образовании неизвестного школьникам английского времени.
Эффективно и динамично начать урок, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе мне также помогает приём «Фантастическая добавка». Когда позволяет материал урока, я дополняю реальную ситуацию фантастикой и придумываю фантастическую планету или фантастическое животное, или предлагаю рассмотреть ребятам изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, предположим, глазами инопланетянина. Этот приём я использую и на этапе решения учебных задач.
Целеполагание на современном уроке является одним из самых основных этапов, поэтому очень важно сделать его интересным. Все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому стремлюсь грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. Я практикую ведение проблемного диалога, в результате которого дети имеют возможность определить границу того, что они знают, а что им только предстоит изучить и формируют цель урока.
Хорошим «подспорьем» при обучении целеполаганию оказывается приём «Домысливание». Например, я называю тему урока «Character and appearance» («Характер и внешность»), затем прошу учащихся сформулировать цель с помощью опорных глаголов: Повторим Изучим Узнаем Проверим. И ребята предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие их характер и внешность, узнать о своих одногруппниках, уметь рассказать о себе и своем друге.
Сообщение темы и цели также может осуществляться в виде проблемного задания. Классический способ постановки проблемы «с затруднением» - это приём «Проблемная ситуация», который формирует у школьников умение различать обоснованные и необоснованные суждения, или обосновывать этапы решения учебных задач, или сравнивать и анализировать. Например, предлагаю учащимся заполнить письма, поставив глагол в нужной форме. В первом письме изменение глагола-связки по лицам в настоящем времени им уже известно. А во втором письме уже должно быть изменение глаголов действия, которое им не знакомо. При сравнении с эталоном учащиеся отмечают, что некоторые глаголы изменяются, а некоторые нет. Возникает вопрос, почему происходит изменение. Чтобы решить данную проблему учащиеся обращаются к справочнику и выводят модель данного правила.
Я использую также сокращенный способ постановки проблемы - приём «Яркое пятно», который формирует мыслительные операции анализа. Он заключается в том, что среди множества однотипных слов, цифр, букв или фигур одно выделено цветом, расположением или размером. Таким образом, посредством зрительного восприятия внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно c учащимися определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Затем определяется тема и цели урока.
Чтобы обучающиеся сами назвали тему урока, у меня в запасе есть ещё один приём - «Разгадывание кроссворда» / «Отгадайте слово» / «Интеллектуальная разминка», который развивает у детей быстроту реакции, внимание и сосредоточенность.
Для формирования личностного интереса к получению новой информации на этапе постановки учебной задачи я беру на вооружение приём «Знаю - Не знаю - Хочу знать», который побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы.
Формированию регулятивных УУД способствует метод «Почтовый ящик» или «Дерево ожиданий», который дает ученику уверенность в своих силах и умениях, мотивирует на дальнейшую работу, а учителю - наглядно увидеть, чего опасаются ученики, чего они ждут от урока. Ребята на приготовленных карточках «лимон» и «яблоко» пишут свои ожидания и опасения и опускают в две коробки. Ответы мы зачитываем и анализируем на этапе рефлексия.
На этапе актуализации учебного материала, я использую приём «Вызов» в рамках приёма «Подводящий диалог», а именно, веду беседу, направленную на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. В итоге, диалог сводится к тому, о чем обучающиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Таким образом, вывожу на ситуацию, в которой возникает потребность в дополнительных исследованиях или действиях. На этом этапе и ставится цель.
Приёмы «Согласен - не согласен», «За и против», Игра «Верите ли вы, что …», которые становятся для меня незаменимыми помощниками на этапе актуализации знаний, способствуют развитию личностных УУД, таких как самоопределение и смыслообразование, поскольку помогают учащимся в предлагаемых ситуациях формировать свои идеи, оценки и убеждения, независимо от остальных, и аргументировать их, и развивают самостоятельность к решению задач при обмене мнениями.
С целью развития контрольно-оценочной самостоятельности учеников я использую прием «Лови ошибку» или «Скрытая ошибка», когда учащимся предлагаю для проверки задания, содержащие различные виды ошибок (содержательные, орфографические, грамматические и т.д.). У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки и мотивация на успех. Прием позволяет проверить знание фактического материала предыдущего урока, а ребенку осознать важность внимания.
Нравится моим ученикам приём «Исключение» или «Цепочка признаков», который призван развивать у детей логическое мышление, умение осуществлять анализ и синтез, когда по наводящим вопросам учителя ребята определяют, что объединяет слова, какое слово является лишним в этом ряду, по каким критериям они это определили.
Развитию познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД способствует приём «Жокей и лошадь», который одинаково применим не только на этапе актуализации знаний, но также на уроках изучения нового материала и на этапе контроля знаний. Группа делится на две части: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
На этапе изучения нового материала для формирования личностных УУД (самопределения) и познавательных УУД (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний) можно использовать таблицу «Знаю – Узнал - Хочу знать».
Большое значение мною отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами, которые являются основной движущей силой мышления. Прием «Тонкие и толстые вопросы» может быть использован на любом этапе урока. Тонкие вопросы: Кто? Где? Когда? Что? Согласны ли? Было ли? Будет ли? и т.д. Толстые вопросы: Почему вы так думаете? В чем разница? Что, если? Объясните, почему и т.д. На этапе решения учебных задач школьники учатся задавать вопросы в рамках приёма «Карусель», который скрашивает монотонность тренировочных упражнений, способствует формированию коммуникативных УУД и проходит на «бис». Школьники становятся в два круга напротив друг друга. Через каждые 20 секунд по хлопку учителя происходит смена партнеров. За это время ребята, находящиеся во внешнем круге должны задать вопрос и получить на него ответ. Когда первоначальные партнеры снова встречаются, происходит смена позиций и заданий. От учителя требуется подготовить необходимый раздаточный материал.
Всесторонне и глубоко проработать новый материал большого объема помогают приёмы «Ажурная пила» и «Зигзаг», которые способствует формированию познавательных УУД, в том числе, овладению навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами. Стратегии используется для групповой работы.
Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетентности. На этапе решения учебных задач (репродуктивного и продуктивного воспроизведения знаний) реализовать планирование учебного сотрудничества, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением партнера мне помогают приемы: «Парная работа», «Мини-проекты», «Мини-исследование», «Ситуационные задачи», «Кластер», «Работа в группах». При использовании этих приёмов я создаю условия, когда школьники поощряются за инициативу, за высказывание своей точки зрения, предлагаю необходимые языковые и речевые средства, оказываю любую необходимую помощь, чтобы школьники почувствовали свою успешность.
В рамках этих приемов я предлагаю детям интересные формы работы с помощью приёмов «Броуновское движение» (предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме); «Дерево решений» / «Автобусная остановка» (предполагает работу в малых группах с целью обсуждения вопроса, проблемы и презентации совокупного результата).
Эти приёмы стимулируют школьников быть деятельными, развивают у них интерес к английскому языку, воображение, творческое мышление и самостоятельность. Они всегда воспринимаются с удовольствием и интересом.
Мои ученики обожают составлять кластеры. Благодаря приёму «Кластер» у учащихся формируются познавательные УУД (моделирование; структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы; умение работать с опорными схемами). А мне этот приём позволяет вовлечь учеников в процесс поиска нужной идеи, направить их мысль в исследовательское, критическое русло. Я использую его на разных этапах урока. В начале урока – с целью стимулировать мыслительную деятельность учащихся; на этапе изучения нового материала – с целью структурирования учебного материала; на этапе рефлексии – с целью установления соответствия полученного результата поставленной цели. Этот приём дает возможность каждому ученику систематизировать в виде опорных схем ассоциации, возникающие в связи с каким-то понятием, определить «свое личное знание», возможность дополнить имеющиеся знания новыми, определить основные цели. Прием хорош именно на уроках английского языка, так как может быть использован как при работе с лексическими, так и грамматическими явлениями.
На этапе репродуктивного воспроизведения знаний на своих уроках с целью развития критического мышления я также использую приём «Составление таблиц»: «Сравнительная таблица» (“Conceptual table”), «Сводная таблица» (“Summary table”) и различные «Графики» (“Charts”): «Story Frame», «Story Pyramid», “Outlining”.
В трудный момент, чтобы растворить скуку однообразия, на помощь приходит прием «Игровая цель» / «Игра-тренинг», который очень нравится школьникам младшего и среднего звена. Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, на развитие саморегуляции, на формирование умения работать в команде, умения слушать и слышать друг друга. Сущность приёма в том, что команде или группе учащихся предлагается в игровой форме выполнить ряд однотипных заданий на скорость и правильность. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.
На этапе решения учебных задач (продуктивного воспроизведения знаний) логическим завершением чтения на моих уроках может стать прием «Реставратор» / метод «Деформированный текст», когда учащимся предлагаю восстановить намеренно «поврежденный» текстовый фрагмент или правильную последовательность смысловых частей предложенного текста. Например, ученики получают листок бумаги с одним предложением из определенного рассказа, которое они должны запомнить в течение 1 минуты. Затем каждый в соответствии с логической последовательностью по очереди называет свое предложение, выходя к доске.
Приёмы «Мини-проекты», «Мини-исследование» является важным инструментом формирования познавательных УУД и общеучебных универсальных действий, таких как поиск информации; фиксация и структурирование информации, её организация; создание презентаций; построение простейших моделей объектов и процессов.
На этапе контроля знаний (обратной связи) формированию регулятивных УУД на уроке английского языка способствуют приемы самопроверки («Тест», «Компьютерное тестирование», «Блиц-контрольная», «Опрос по цепочке», «Показательный ответ», «Жокей и лошадь», «Рюкзак») и взаимопроверки заданий («Взаимоопрос»), которые я часто использую помимо того, что многие УМК по английскому языку имеют уже готовые тексты работ для самопроверки. Эти приемы позволяют самостоятельно каждому ребенку определить свои плюсы и минусы по пройденному материалу. Приём «Взаимоопрос» способствует еще и развитию коммуникативных навыков.
Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию познавательной и личностной рефлексии. У учащихся формируются все виды универсальных учебных действий. Например, приём «Интеллектуальная рефлексия» способствует осмыслению помех и затруднений, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. Приёмы «Незаконченное предложение», «Рюкзак» и «Рейтинг» формируют умения анализировать свою деятельность на уроке, дают возможность учащимся зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Приём «Синквейн» способствует развитию творческих способностей школьников. С целью рефлексии настроения и эмоционального состояния детей я пользуюсь приёмами «Рисуем настроение», «Дерево творчества», «Лесенка «Мое состояние», «Телеграмма».
Формированию универсальных учебных действий способствуют домашние задания творческого характера: составление кроссвордов, загадок, тестов по пройденной лексике или грамматике, подготовка мнения, рекламного плаката.
Систематически используя активные и интерактивные приёмы обучения на протяжении почти двух лет, мне удалось добиться некоторых результатов. И хотя, многие ребята ещё испытывают разного рода затруднения в обучении, для меня совершенно очевидна положительная динамика каждого школьника в совершенствование УУД в своем индивидуальном темпе. Таким образом, можно говорить об эффективности использованных мною педагогических приёмов. (см. Приложение 3)
Я сталкивалась со следующими проблемами: большие издержки (требуется время на организационные моменты; для некоторых учеников работа в команде – только способ ничего не делать; доминирование мнения одного в группе) и нехватка времени для интенсивной подготовки.
Однако, главное в том, что применение активных и интерактивных методов обучения обеспечивает формирование положительной учебной мотивации и развитие у обучающихся универсальных учебных навыков, которые являются тем единственным мощным механизмом, способным обеспечить качественное овладение английским языком как средством межкультурного общения и взаимодействия в более широких контекстах в социальных практиках.
Список использованной литературы:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М: Народное образование, 1998 г.
Лазарев Т.В. «Образовательные технологии новых стандартов. Часть1 Технология АМО» - Петрозаводск: “VERSO”, 2012 г.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя - М.: Просвещение, 2010 г.
Козлов В.В., Кондаков А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования - М.: Просвещение, 2014 г.