Проект ,как метод обучения
Воспитатель
Гбоу Сош№814
СП детсад№672
Минина Тамара Васильевна
- Среди различных видов самостоятельных работ воспитанников ближе всего к проектам стоят доклады, рефераты и исследования. Возможно, поэтому их часто путают не только дети, но и взрослые. Прежде чем говорить о проекте как методе обучения, давайте внесём ясность.
- Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы воспитанников , но только как способов достижения результата проекта
Что такое проект?
Мотивация
Проблема проекта
Почему?
Зачем?
Целеполагание
Цель проекта
Что делаем?
Постановка задачи
Задачи проекта
Типология учебных проектов
- Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования:
- 1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
- 2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
- 3. По характеру участия ребенка в проекте: заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
- 4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
- 5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
- 6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
.
Исследовательский проект. Цель; Формирование познавательной активности и самостоятельности ,доказательство или опровержение гипотезы. Результат; Новое знание Ценность ;благодаря проекту формируется новое знание, развиваются аналитические способности ,критическое мышление ,освоение логических способов восприятия и обработки информации Структура; Создание проблемной ситуации-выдвижение гипотезы-проверка каждой гипотезы, либо выбор одной и ее исследование-исследовательская деятельность-представление результатов-рефлексия(осознание трудностей) Форма продукта ;Модель, схема, календарь. Форма презентации ;Доклад Оценка ; оценивается оригинальность гипотез, способы их проверки, самостоятельность в исследовательской деятельности Старшая группа «Откуда в дом пришла вода» Подготовительная «Секреты комнатных растений» «свет в жизни растений»
Творческий проект. Цель; Создание творческого продукта и привлечение интереса публики к проблеме проекта. Результат; Творческий продукт Ценность ;благодаря проекту формируется умение планировать предстоящую работу и действовать в соответствии с планом. Формируются предпосылки универсальных учебных действий . Развитие творческих способностей ,связанных с получением обратной связи с публикой Структура; Создание проблемной ситуации-выдвижение гипотезы- определение предполагаемого творческого продукта, - разделение на группы- планирование по созданию продукта- практическая деятельность -представление результатов-рефлексия(осознание трудностей) Форма продукта ; Концерт, утренник, произведение(стихи ,песни ,сказки )кукольный спектакль, коллаж ,макет, книга ,газета ,выставка изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Форма презентации ;Выставка ,утренник ,спектакль. Оценка ; оценивается деятельность по созданию продукта и оригинальность продукта.
Младшая группа; «Украсим группу к празднику», «Снежные постройки»
Старшая группа «Книжки -малышки» , «Концерт для мам» Подготовительная «Снимаем кино» , Заколдованный театр» «свет в жизни растений»
Ролевой или игровой проект. Цель; Решение проблемных ситуаций в игре. Результат; Осознание проблем в игровой ситуации. Ценность ; Ребенок проживает предполагаемую ситуацию в игре. Развиваются коммуникативные навыки
Структура; Создание проблемной ситуации- распределение ролей – игра-представление результатов Форма продукта Игра, состязание, викторина, экскурсия и…
Форма презентации ; Фильм, альбом, портфолио. Оценка ; оценивается деятельность в соответствии с принятой1 ролью.
Подготовительная «Школа» , «Час самоуправления»
Информационный проект. Цель; Сбор ,оформление и предоставление информации. Результат; Полная и достаточно необходимая информация . Ценность ; Формирование умения работать с разными источниками ,самостоятельно добывать информацию и доносить ее до сверстников в полном объёме.
Структура; Создание проблемной ситуации-выдвижение гипотезы по разрешению проблемы-определение путей поиска информации ( индивидуально или по группам)-распределение на группы-поиск информации-представление результатов-рефлексия( рассказ о процессе поиска информации)
Форма продукта Книга,альбом,доклад,фотографии,макет,коллаж,игра,газета,стенд,журнал,календарь.мини-музей…….
Форма презентации ; Доклад, экскурсия, утренник. Оценка ; оценивается самостоятельность в поиске информации, полнота и достаточность предоставления информации.
Младшая группа; «Динозаврики»
Старшая группа «История крашенного яичка» , «История моего города» Подготовительная «История транспорта» , «Реликвии нашей семьи» «Улицы нашего города»
Проектно-ориентированный проект. Цель; Решение социальных задач , отражающих интересы участников проекта Результат; Четко обозначенный результат деятельности, который может быть использован в жизни группы, детского сада. Ценность ;благодаря проекту формируется новое знание,умения и навыки практической деятельности в определенных областях Структура; Создание проблемно-ориентированной ситуации-выдвижение гипотезы по решению проблемы –распределение на группы- практическое решение проблемы -представление результатов Форма продукта ;Модель, макеты, инструкции , памятка, альбом, рисунки детей. Форма презентации ;Доклад Оценка ; оценивается оригинальность гипотез и практическое решение проблемы использования в жизни группы, детского сада. Младшая группа «Развивающие игрушки для малышей»
Средняя группа «Самый веселый участок»
Старшая группа «Почему в группе холодно» Подготовительная «Почему во время дождя образуются лужи»