План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей в доу»
Актуальность темы:
Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Вместе с детьми наблюдать, анализировать, внести свой вклад в сохранение природы. Наблюдения на прогулках, опыты, развивающие занятия помогут детям в доступной форме понять связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника своего Отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель:
- формирование начал экологической культуры детей;
- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;
- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
- осознание ребенком себя как части природы;
- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;
- экологическое просвещение.
Форма самообразования: индивидуальная
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников экологии;
- творческая активность воспитанников.
Форма отчётности:
- сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
- провести анкетирование родителей;
- изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;
- составить конспекты занятий, развлечений;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
- создание и внедрение проекта «экология наших сердец».
№п/п | Тема | Сроки | Форма распространения опыта |
1 этап: Информационно-аналитический Изучение психолого–педагогической, методической литературы по теме самообразования |
1. | С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». 2002г. | Сентябрь- октябрь | Составление перспективного плана работы |
2. | Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры: . Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г. А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г. ?» Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста». О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду» В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду» | В течение года | При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников. Подбор методической литературы. Обмен опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми. Изучение уровня экологических знаний детей. |
3. | Проект с родителями с детьми: «Вечная слава воде» . | Январь-май | Составление конспектов занятий, развлечений. Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология наших сердец» с детьми дошкольного возраста. |
4. | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Март-апрель | Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности. |
5. | Разработать карты мониторинга. Разработать анкеты опроса родителей. | В течение года | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников. |
6. | " Дары Земли матушки и осени красавицы". | Июнь, июль, август | Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов. |
II. ЭТАП — внедрение в практику Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса |
1. | Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ | Сентябрь-май | Календарно – тематическое планирование |
2. | Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей. | Сентябрь-май | Наглядный материал |
4. | Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье». Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей. | Апрель | Подготовка иллюстраций, анкет, памяток, рекомендаций для родителей и детей. |
5. | Экологический проект: «Царица- водица». | Май | Подбор методического оснащения. Пополнение методической копилки. Составление перспективного плана работы. |
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме |
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. |
2. | Подготовка материалов для публикации на интернет сайтах | Сентябрь | Конспект НОД «Экскурсия в осенний парк» Конспект НОД «Человек- часть природы» |
IV. Работа с семьёй |
1. | Наглядная агитация | В течение года | 1. Оформление родительских уголков по теме "ВРЕМЕНА ГОДА»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д. 2. Оформление папок-передвижек на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие», « О чем говорят деревья», «Природа-это жизнь» |
2. | Анкетирование | В течение года | «Все, что хочется сказать детсаду!», «Что необходимо знать о подготовке ребенка к школе?» |
3. | Выставка | В течение года | Семейных проект «Почему воду надо беречь» Фотовыставки: «Мой личный вклад в сохранение природы», «Любимые места семейного отдыха», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья» |
4. | Групповое родительские собрания | Раз в квартал | По плану работы с родителями Анкетирование по экологическому воспитанию. |
5. | День открытых дверей | Ноябрь Апрель | «Заходите к нам на огонек» |
6. | Акции | Апрель | Субботник «Поможем земле легко дышать», Трудовая деятельность «Посади свое дерево.» «Поможем пернатым друзьям » |
7. | Круглый стол | Май | «Художественные произведения, средство экологической культуры родителей» |
V. Мероприятия для детей |
1. | «Дары осени» | Сентябрь | Выставка поделок из природного материала и овощей |
2. | «Животные и растения нашего края» «Береги природу» «Елочка-красавица, всем ребятам нравится» «Подарок Деду Морозу» | Октябрь Ноябрь Декабрь | Выставка детских рисунков. Выставка поделок из бросового материала |
3. | "Земля - наш дом родной" | Январь | Экологическое мероприятие |
4. | «День земли» «День птиц»; «В гостях у Капитошки» конкурс стенгазет «Земля –наш общий дом», «Времени года». | Февраль Март Апрель | Развлекательные мероприятия и познавательные викторины по экологии, конкурсы. |
5. | «То, что раньше не видали» | Апрель | Экологическая игра-наблюдение |
6. | «Как спасти природу?» Дидактическая игра «Урожайные грядки» «Чей это след» и др. | В течение года | Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа. |
7. | Акции: «Сохраним природу чистой», «Зеленый патруль», «Птичий переполох» | В течение года | Оформление газет для защиты экологии; Конкурс на лучшую кормушку |
8. | «Твои новые впечатления от природы вокруг»; «Зимняя сказка»; «Деревья, большие и маленькие»; «Лекарственные травы» | В течение года | Тематические прогулки |
9. | «Осень», «Зима» | В течение года | Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок |
10. | «О тебе земля, слагаю песни», «Добрые дела», «Двенадцать месяцев» | Май В течение года | Чтение стихов Театральное представление; Театральное представление. |