ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
РЕЗЕПОВОЙ СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.
И.Песталоцци
Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.
Пан самообразования
Методическая тема школьного МО: «Обеспечение качественного обучения и воспитания младших школьников в свете ФГОС НОО»
Моя методическая тема: «Проектная деятельность как развитие УУД младших школьников».
Срок реализации: 2021-2023 гг.
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологий
Задачи:
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
разработка учебных, методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
изучение психолого-педагогической литературы;
разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
проектная и исследовательская деятельность;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО;
формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
повышение качества преподаваемых предметов;
постоянное действие персонального сайта;
разработка и апробация дидактических материалов, тестов, создание электронного комплекта педагогических разработок;
участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
умение оказать практическую помощь коллегам;
обобщение опыта.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Источники самообразования
курсы повышения квалификации;
семинары, конференции, вебинары;
мастер-классы;
периодические издания;
мероприятия по обмену опытом;
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
интернет.
Ожидаемые результаты: повышение качества обучения; рост мотивации и творческого потенциала обучающихся; разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение имеющегося опыта и литературы по проблеме | | Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации» Изучение ФГОС начального общего образования. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через периодические издания, специальную литературу, Интернет. Курсы повышения квалификации. Изучение психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г. Асмолова) |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов | | Участие в тренинге личностного роста и семинарах для учителей начальных классов. Работа в группе учителей школы по теме «Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС» |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. | | Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. Участие в вебинарах Выступление на педсовете Выступления на заседаниях ШМО Проведение открытых уроков, круглого стола для родителей. Участие в олимпиадах, конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. | | Участие в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Портфолио учителя. Оформление результатов работы. Издание буклета по теме самообразования. |
Внедренческий | Распространение опыта работы | | Обобщение и распространение опыта работы по теме самообразования Участие в различных интернет-сообществах Открытые уроки на школьном, районном, городском уровне. Консультативная помощь учителям и учащимся, родителям. Публикации на сайтах «Педсовет.орг», интернет-портал "ProШколу.ru" "Банк интернет-портфолио учителей", Всероссийский педагогический портал «ЗАВУЧ.инфо», InfoUrok.ru». |
Список литературы:
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Издательство Учебная литература 2008.
Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. /Учебно-методическое пособие – М.; Интеллект-центр, 2014.
Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под редакцией А.Г.Асмолова.-М:Просвещение, 2010.
Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. /Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования – М.; Педагогическое общество России, 2015.
Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006
Сальникова Т.П. Педагогические технологии., М.Творческий центр 2007.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./ МО и Н Российской Федерации – М.: Просвещение, 2010.
Форма представления результатов работы
Основные направления | Содержание деятельности | Сроки | Результат |
Профессиональное | 1. Изучить нормативные документы, программы и учебники, уяснить их особенности и требования. | регулярно | Аннотации к прочитанным работам |
2. Ознакомление с новыми педагогическими технологиями через периодические издания и Интернет. | регулярно | Внедрение в работу |
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов | 1 раз в 3 года | Документ о прохождении курсов. |
4. Разработать рабочие программы по учебным предметам УМК «Планета знаний" | Ежегодно | Рабочие программы по предметам |
5. Участвовать в различных профессиональных конкурсах | Регулярно | Участие и результат |
6. Участвовать в научно-практических конференциях | По плану | Участие и выступление |
7. Распространение опыта работы по теме самообразования. Оформление результатов работы. Издание буклета по теме самообразования. | 2021-2023 | Обобщение и распространение опыта работы |
8. Ведение портфолио учителя. | Регулярно | Пополнение материала, представление результатов работы |
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики: 1) участие в мастер-классах 2) тренингах и семинарах 3) консультации психолога | Регулярно | участие |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. | Регулярно | Применение |
3. Принимать активное участие в работе школьного МО, РМО и Республиканских семинарах учителей начальных классов: | Регулярно | Выступление |
4.Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах, творческих работ, олимпиадах: 1) школьные конкурсы и олимпиады 2) региональный этап Всероссийской олимпиады 3) Всероссийские и Международные очные и дистанционные олимпиады и конкурсы | Ежегодно регулярно 2014-2018гг. | Результаты участия учащихся в конкурсах и других творческих мероприятиях |
5. Изучать опыт работы лучших учителей школы, района, региона через семинары и интернет | Регулярно | Обмен опытом |
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. | Регулярно | Обмен опытом |
7. Периодически проводить рефлексию профессиональной деятельности. | Регулярно | Разработанные материалы, разработка уроков. |
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий. | Регулярно |
9. Проводить мастер-классы для учителей | Один раз в год |
10. Показать открытые уроки, внеклассные мероприятия | Один раз в год | Разработка уроков |
11. Участие в педсоветах | Регулярно | Выступление |
12. Участие в сетевых сообществах, публикации | Постоянно | Свительства,сертификаты |
Информационно-технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. | Регулярно | Внедрение |
2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному образованию, педагогике и психологии | Регулярно | Применение |
3. Участие в вебинарах | Регулярно | Участие |
Охрана здоровья | 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Регулярно | Внедрение в работу |
2. Соблюдать санитарные нормы при использовании ИКТ на уроках в начальной школе по требованию СанПиН |
3. Соблюдать требования СанПиН к режиму образовательного процесса |
4. Формировать культуру здоровья участников образовательного процесса |