СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Планирование по предмету "Рисование"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование по предмету "Рисование"

Просмотр содержимого документа
«Планирование по предмету "Рисование"»

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Воронежская школа № 31 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»





РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО Зам. директора по УВР Директора КОУ ВО « ВШ №31»

учителей КОУ ВО «ВШ№31» _______ Г.А.Япринцева __________Н.И.Коновалова

Руководители: «____»__________2019г. Приказ №

_________О. В. Нестерова «___»_____________2019г

_________М.В.Терещенко

Протокол

№___от_______2019г.









Программа

учебного предмета «Рисование»

для 1 - 5 классов

вариант 1











г. Воронеж

2019 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:


1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273,

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599,

3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта,одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (прокол от 22.12.2015 г. № 4/15),

4.Устав КОУ ВО «ВШ № 31»,

5.Учебный план школы.


Цель обучения предмету «Рисование»

Цель обучения предмету «Рисования в 1 – 4 классах состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

Уроки обучения изобразительному искусству в 1–4 классах направлены на:

- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),

- развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

- развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

К основным задачам изучения предмета относятся:

- формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;

- развитие художественного вкуса: умения отличать красивое от некрасивого; понимание красоты как ценности;

- воспитание потребности в художественном творчестве.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Рисование состоит из пяти разделов: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Предмет «Рисование» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушениями интеллекта.

В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.


Описание места учебного предмета в годовом учебном плане


Учебный предмет «Рисование» входит в предметную область «Искусство» и изучается с 1 по 4 класс в объеме 136 учебных часов за 4 года обучения.


Программа предназначена для 1 класса и рассчитана на 34часа, по 1 часу в неделю.

Программа предназначена для 2 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Программа предназначена для 3 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.

Программа предназначена для 4 класса и рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.


Предметная область

Учебный предмет

Количество часов за год

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

Искусство

Рисование

34

34

34

34

Итого:

34

34

34

34


Личностные и предметные результаты


В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В любом случае, при оценке итоговых предмет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетен­ций.

Планируемые личностным результаты:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире;

2) овладение начальными навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

3) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося;

5) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

6) воспитание эстетических потребностей и чувств;

7) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, сопереживания к другим людям;

8) сформированность установки на безопасный здоровый образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Планируемые предметные результаты:

Минимальный уровень:

1) знание названий художественных материалов, инструментов, правил хранения, обращения с ними и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

2) знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предметов;

3) знание некоторых выразительных средств: «точка», «линия», «штриховка», «цвет»;

4) пользование материалами для рисования;

5) знание названий предметов, подлежащих рисованию;

6) знание некоторых народных промыслов (2 – 3), изготавливающих игрушки;

7) организация рабочего места в зависимости от вида деятельности;

8) следование при выполнении работы инструкции учителя;

9) рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению предметов несложной формы, передача в рисунке содержание несложного произведения;

10) применение приемов работы карандашом, гуашью;

11) ориентировка в пространстве листа (верх, низ, край, середина);

12) адекватная передача цвета изображаемого объекта;

13) узнавание в книжных иллюстрациях и репродукциях картин знакомых предметов и действий.

Достаточный уровень:

1) знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт);

2) знание названий некоторых народных промыслов (Дымково, Хохлома, Гжель и др.);

3) знание выразительных средств изобразительного искусства («изобразительная поверхность», «точка», «линия», «контур», «пятно», «цвет», «объём» и др.);

4) знание правил цветоведения, правила построения орнамента;

5) следование при выполнении работы инструкции учителя или инструкции, представленной в другом информационном источнике (технологическая карта, таблица);

6) оценка результатов собственной изобразительной деятельности и работ одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

7) рисование с натуры и по памяти, после предварительного наблюдения, передача признаков и свойств изображаемого объекта, рисование по воображению;

8) передача в рисунке своего эмоционального отношения к природе, человеку, персонажу сказки.


Содержание программы

Распределение учебных часов в течение года по разделам программы показано в таблице.


Раздел программы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Подготовительный период обучения

2

2

1

0

Обучение композиционной деятельности

9

9

10

10

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

10

10

10

10

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

10

10

10

10

Обучение восприятию произведений искусства

3

3

3

4


Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения, умение правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы, размеров предметов; узнавание и показ основных геометрических фигур, узнавание и называние основных цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование навыка произвольной регуляции направления движения, нажима; прекращения движения в нужной точке.


Обучение композиционной деятельности

Обучение умению размещать рисунок (готовое вырезанное изображение) на листе. В связи с этим – работа над понятиями «середина листа», «край листа».

Формирование умения учитывать:

- горизонтальное или вертикальное расположение листа бумаги в зависимости от содержания рисунка или особенности формы изображаемого предмета;

- размеры рисунка в зависимости от величины листа бумаги.

Формирования умения организовывать предметы в группы по смыслу.

Обучение умению повторять и чередовать элементы узора (развивать чувство ритма).

Использование шаблонов при рисовании по памяти и по представлению.


Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «деталь», «часть», «узор», «аппликация» и т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

. Виды орнаментов по форме: в полосе, в круге, в квадрате, в прямоугольнике; по содержанию: геометрический, растительный. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, прямоугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.


Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке

Понятия: «цвет», «спектр» и т.д.

Цвета солнечного спектра, теплые и холодные цвета, цвета ахроматического ряда (чёрный, серый, белый).

Различение и обозначение словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.


Обучение восприятию произведений искусства

Формирование умения рассматривать репродукцию картины иллюстрацию, предмет народного творчества, узнавать и называть в репродукциях картин известных художников, в книжных иллюстрациях предметы, животных, растения, изображенные действия, признаки предметов. Для демонстрации используются репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, натюрмортов В. Ван Гога, П. Кончаловского и др., доступные пониманию учащихся; иллюстрации к детским книгам, предметы декоративно-прикладного творчества и их изображения.


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс

п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1.

Подготовительный период обучения.

2

Знакомятся с материалами и инструментами для изобразительной деятельности, учатся ими пользоваться. Учатся организовывать свое рабочее место, правильно размещать на парте художественные материалы и инструменты, аккуратно убирать их после работы. Выполняют упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти, пространственного ориентирования, цветовосприятия; учатся проводить линии разной формы и направления. Овладевают начальными навыками адаптации в школьной среде

2

Обучение композиционной деятельности

9

Учатся размещать рисунок (в аппликации – готовое вырезанное изображение) на листе бумаги; работают над понятиями «середина листа», «край листа». Учитывают горизонтальное и вертикальное расположения рисунка в зависимости от содержания рисунка или формы изображаемого предмета, а также размеры рисунка в зависимости от размера листа бумаги. Организуют изображаемые предметы в группы по смыслу. Чередуют и повторяют элементы узора (развивают чувство ритма) при рисовании или аппликации в готовой геометрической форме. Используют шаблоны при рисовании по памяти и по представлению. Приобретают начальные навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

3

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

10

Анализируют объект изображения, выделяют основные части конструкции, их форму. Сравнивают особенности предметов, величину пропорции частей, конструкцию. Изображают несложные предметы с выраженными особенностями формы, выполняя задания в определенной последовательности: лепка, составление изображения в виде аппликации (составление из частей целого), изображение предмета с демонстрацией этапов выполнения действий на доске, самостоятельное изображение предмета, сходного с образцом, равного и отличающегося по величине. Учатся создавать графические образы дерева, дома, животного, человека, соблюдая пропорции частей изображения, их пространственное расположение. Изучают приемы лепки (отщипывание, разминание, размазывание, раскатывание, сплющивание и др.), приемы работы с подвижной аппликацией (складывание целого изображения из деталей, размещение деталей на листе в соответствующих пространственных положениях, приемы наклеивания их на изобразительную поверхность, рисуют твердыми материалами (карандашом, фломастером), обводят шаблоны геометрических фигур, реальных предметов несложных форм.Развивают навыки коммуникации, чувство доброжелательности к окружающим.

4

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в

живописи

10

Учатся приемам штриховки цветными карандашами внутри контурного изображения предметов (овощи, фрукты, листья и др.). Упражняются в узнавании и назывании локального цвета предметов в пределах солнечного спектра и цветов ахроматического ряда (черный, серый, белый). Изучают и применяют простейшие приемы работы кистью и красками (работа кончиком кисти и всей поверхностью, примакивание, трафаретная печать, рисование пальцами). Расписывают силуэтные изображения игрушек по мотивам и с помощью приемов, используемых в народной росписи. Осмысливают социальное окружение, свою социальную роль обучающегося.

5

Обучение восприятию произведений искусства

3

Рассматривают изображения и предметы декоративного народного творчества, репродукции картин известных художников, доступные пониманию учащихся, книжные иллюстрации. Узнают и называют предметы, животных, растения, персонажей сказок, изображенные действия, признаки предметов. Развивают эстетические потребности и чувства.


Всего

34



Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

2 класс

п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1.

Подготовительный период обучения.

2

Знакомятся с материалами и инструментами для изобразительной деятельности, учатся ими пользоваться. Учатся организовывать свое рабочее место, правильно размещать на парте художественные материалы и инструменты, аккуратно убирать их после работы. Выполняют упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти, пространственного ориентирования, цветовосприятия; закрепляют умение проводить линии разной формы, толщины и направления. Развивают начальные навыки адаптации в школьной среде.

2

Обучение композиционной деятельности

9

Закрепляют умение размещать рисунок (в аппликации – готовые вырезанные изображения) на изобразительной плоскости. Продолжают работать над понятиями «середина листа», «край листа» (верхний, нижний, левый, правый). Учитывают расположение листа бумаги (вертикальное или горизонтальное) в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета, размер рисунка в зависимости от формата листа. Учатся способам построения рисунка (многопредметное, фризовое). Вырезают силуэты предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Составляют узоры в полосе с соблюдением чередования формы и цвета элементов. Учатся планировать деятельность (в лепке, процессе работы над аппликацией, при рисовании с натуры, в декоративной работе), выделяя этапы очередности. Развивают начальные навыки сотрудничества с учителем и сверстниками

3

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

10

Учатся проводить сначала по опорным точкам, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также вертикальные, горизонтальные и наклонные линии). Изображают с помощью опорных точек, а затем от руки геометрические формы (возможно использование приема дорисовывания. Лепят простые объемные изображения животных, человека в одежде (после демонстрации образцов народной игрушки).Составляют аппликации (целое изображение из заранее вырезанных частей – геометрических форм). Развивают умение анализировать форму изображаемого объекта. Рисуют с натуры, по памяти и по представлению городской дом, деревья, вылепленную фигуру и др. Развивают навыки коммуникации, чувство доброжелательности к окружающим.

4

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

10

Совершенствуют умение узнавать и называть цвета предметов, работать цветными карандашами и краской. Учатся приемам работы с акварелью (разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской; закрепляют прием «примакивание». Составляют на палитре дополнительные цвета: зеленый, оранжевый, коричневый. Расписывают силуэты игрушек, вырезанных из бумаги по мотивам народной росписи. Раскрашивают нарисованные с натуры фрукты, овощи, листья несложной формы. Рисуют сразу кистью деревья, волны в море, тучи и др., используя тонированную бумагу. Учатся бережно относиться к материальным ценностям.

5

Обучение восприятию произведений искусства

3

Рассматривают произведения живописи и книжной графики: репродукции картин И. Левитана, А. Саврасова, И. Шишкина, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, Е. Рачева и др., доступные пониманию учащихся. Слушают объяснение учителя. В процессе беседы отвечают на вопросы: 1. Кто написал картину? 2. Что изображено на картине? 3. Нравится ли вам картина? Объясните почему. 4. Какое настроение (грустное, веселое, спокойное) создает картина? Развивают эстетически потребности и чувства.


Всего

34



Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

3 класс

п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1.

Подготовительный период обучения.

1

Знакомятся с материалами и инструментами для изобразительной деятельности, учатся ими пользоваться. Учатся организовывать свое рабочее место, правильно размещать на парте художественные материалы и инструменты, аккуратно убирать их после работы. Выполняют упражнения игрового характера на развитие внимания, зрительной памяти, пространственного ориентирования, цветовосприятия; учатся проводить линии разной формы и направления. Развивают начальные навыки адаптации в школьной среде.

2

Обучение композиционной деятельности

10

Закрепляют умение размещать рисунок на изобразительной плоскости в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета, соотносить размер рисунка с размерами листа бумаги. Развивают пространственные представления. Изучают понятия: перед, за, рядом, с, далеко от, посередине, справа от, слева от. Учатся изображать предметы, соблюдая их пространственные отношения: ближние – ниже, дальние – выше; использовать прием загораживания одних предметов другими. Выполняют декоративные работы с различными вариантами композиции (вертикальный и горизонтальный формат). Передают ритм в полосе узора, соблюдая очередность формы и цвета элементов. По возможности самостоятельно пытаются планировать свою работу (лепку, аппликацию, рисование). Развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

3

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

10

Проводят анализ предмета с целью его изображения, используя метод сравнения и определенной последовательности выполнения работ (лепка, аппликация, рисование). Учатся соотносить форму предмета с геометрическими фигурами: круг, овал, квадрат и др. Изучают строение тела некоторых животных и способы изображения их в лепке и аппликации с опорой на образцы народных игрушек. Учатся передавать в рисунке движение: человек бежит, дерево на ветру, флаг развевается. Получают элементарные представления о симметрии в природе: изображают бабочек, жуков, стрекоз. Составляют узоры в квадрате с учетом центральной симметрии в аппликации и рисовании. Развивают навыки коммуникации, чувство доброжелательности к окружающим.

4

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

10

Совершенствуют технические навыки работы с красками. Расширяют представления о цвете и красках (основные и составные цвета). Рисуют с натуры или по представлению предметы, которые можно окрасить составными цветами (оранжевый апельсин, серый волк, фиолетовая туча). Изучают приемы осветления цвета с помощью воды и белил; используют осветленные краски в декоративном рисовании, в рисовании с натуры и по представлению. Используют расширенные знания о цвете, выполняя работы на темы «Осень. Птицы улетают», «Летом в деревне» и т.п.Учатся бережно относиться к материальным ценностям.

5

Обучение восприятию произведений искусства

3

Получают элементарные представления о работе художника. Рассматривают репродукции картин И. Левитана, И. Шишкина, А. Куинджи, А. Пластова и др., произведения декоративно-прикладного искусства: изделия Городца, Дымкова, Хохломы и др. Беседы по плану: 1.Как художник наблюдает природу? 2. Как он рассматривает предметы? 3. Какие краски использует художник, изображая деревья в разные времена года? 4. Что использует художник, придумывая узоры для тканей, посуды? Развивают эстетически потребности и чувства.


Всего

34



Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

4 класс

п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды учебной деятельности


1
























2

Обучение композиционной деятельности

10

Совершенствуют умение передавать глубину пространства с помощью уменьшения величины удаленных предметов по сравнению с расположенными вблизи и загораживания одних предметов другими. Строят декоративную композицию в прямоугольнике с учетом центральной симметрии. Учатся приему изображения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения ее частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости. Используют при рисовании, лепке и аппликации выразительные средства сказочного изображения (избушка на курьих ножках, волшебный цветок, сказочная птица и т.п.). Развивают начальные навыки адаптации в школьной среде.


Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию


10



Обследуют предметы с целью их изображения. Изображают предметы с натуры и по памяти, стараясь правильно передавать их форму, конструкцию и пропорции. В процессе лепки, работы над аппликацией, рисовании используют поэтапный показ последовательности выполнения задания. Изображают деревья в состоянии покоя и в ветреную погоду. С помощью учителя рисуют фигуру человека в статике и динамике, портрет человека. Формируют умение передавать форму, пропорции фигуры животного в лепке, аппликации и рисовании. Составляют узоры в круге и овале с учетом центральной симметрии (элемента узора – геометрические и стилизованные природные формы). Выполняют различные виды и приемы работ (отрывная аппликация, аппликация с дорисовыванием, лепка на плоскости и объемная, рисование с натуры и по памяти простым карандашом и др.).

Развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных социальных ситуациях.


3

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

10

Работают цветными карандашами и красками, закрепляя представления о красках и цвете. Закрепляют приемы смешивания красок для получения дополнительных цветов, для осветления и затемнения цвета. Подбирают (с помощью учителя) цветовые сочетания при изображении красок осени, зимы, лета, при создании сказочных образов (добрый – злой). Рисуют кистью или по нарисованному карандашом рисунку. Используют технику «по мокрому» и «по сухому». Рисуют элементы мотивов народной росписи ( Гжель, Хохлома). Развивают навыки коммуникации, чувство доброжелательности к окружающим, сопереживания.

4

Обучение восприятию произведений искусства

4

Получают представление о работе художников, скульптуров, мастеров народных промыслов. Рассматривают демонстрируемые репродукции картин И. Остроухова, В. Поленова, И. Левитана, М. Сарьяна и других художников; скульптуры В. Ватагина, В. Мухиной и др.; изображения инструментов художников и скульптуров. Участвуют в беседах на темы: 1. Как и о чем создаются картины. Жанры живописи. Материалы, используемые художником (карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь и др.). 2. Как и о чем создаются скульптуры. Виды скульптурных изображений. Материалы, используемые скульптуром (гранит, мрамор, металл, дерево, гипс и др.). Развивают эстетические чувства и потребности.


Всего

34


Тематическое планирование

1 класс

№ п/п

Содержание программного

материала

Кол-во

часов

1

Организация рабочего места. Знакомство с материалами и инструментами для изобразительной деятельности

1

2

Игровые упражнения на проведение линий разной толщины, формы и направлений, игры на развитие внимания, цветовосприятия и пространственного восприятия

1

3

Лепка фруктов (налеп из пластилина)

1

4

Аппликация «Осенние заготовки»

1

5

Раскрашивание овощей и фруктов

1

6

Лепка «Грибы на пенечке» (коллективная работа)

1

7

Отрывная аппликация «Грибы»

1

8

Рисование грибов

1

9

Рисование на тему «Осеннее дерево»

1

10

Беседа «Животные в иллюстрациях детских книг»

1

11

Аппликация «Зайка»

1

12

Рисование «Коврик для кота» (узор в квадрате)

1

13

Изготовление елочных украшений

1

14

Рисование елочных игрушек

1

15

Аппликация «Нарядная елка»

1

16

Рисование на тему «Зима»

1

17

Аппликация «Шарфик для зайки»

1

18

Аппликация с элементами рисования «Снегири на ветке»

1

19

Аппликация с элементами рисования «Снежинки»

1

20

Рисование на тему «Снеговик»

1

21

Лепка «Морковка для зайцев»

1

22

Аппликация с элементами рисования «Цветы в вазе»

1

23

Беседа о народной игрушке. Рассматривание образцов филимоновской и дымковской игрушек и их изображений

1

24

Раскрашивание силуэтов филимоновской и дымковской игрушек

1

25

Аппликация «Магазин игрушек» («Зайка», «Мишка»)

1

26

Лепка дерева на плоскости

1

27

Рисование на тему «Весенний лес»

1

28

Лепка домика на плоскости

1

29

Рисование на тему «Домик в деревне»

1

30

Рисование многоэтажного дома

1

31

Рисование цветов методом примакивания

1

32

Аппликация «Жуки на листьях» (коллективная работа)

1

33

Рисование «Одуванчики на поляне»

1

34

Раскрашивание силуэта бабочки

1


Всего

34 часа


Тематическое планирование

2 класс

№ пп

Содержание программного

материала

Кол-во

часов

1

Организация рабочего места при работе карандашами. Упражнения на проведение линий, выполнение штриховки, игры на развитие внимания и цветовосприятия

1

2

Организация рабочего места при работе красками, приемы работы кистью, техника безопасности. Игры на развитие пространственного восприятия

1

3

Рисование с натуры овощей и фруктов различной формы и цвета

1

4

Составление композиции из природных материалов в геометрической форме. Аппликация

1

5

Рисование осенних листьев

1

6

Лепка из пластилина или соленого теста «Яблоко на тарелке»

1

7

Беседа о народном декоративно-прикладном творчестве (дымковская и филимоновская игрушки)

1

8

Роспись силуэтных изображений игрушек, вырезанных из бумаги, по мотивам народного творчества

1

9

Аппликация «Осенний букет»

1

10

Работа красками в сравнении (белое облако – солнышко светит, серая туча – идет дождь)

1

11

Рисование на тему «Осеннее дерево на ветру» (силуэты различных деревьев)

1

12

Беседа «Образ лисы и других животных в иллюстрациях детских книг»

1

13

Барельеф из соленого теста «Хоровод елочек»

1

14

Рисование на тему «Елка зимой в лесу»

1

15

Аппликация с элементами рисования «Елочные игрушки»

1

16

Беседа «Пейзаж в русской живописи» по картинам И. Шишкина, И. Левитана и др. Рисование на тему «Зима»

1

17

Рисование на тему «Зимующие птицы»

1

18

Аппликация «Многоэтажный дом» с элементами рисования

1

19

Оформление открытки к 23 февраля

1

20

Аппликация с элементами рисования «Машина с грузом»

1

21

Рисование с натуры игрушки рыбки

1

22

Рисование на тему «Рыбки в аквариуме»

1

23

Рисование узора в полосе из чередующихся элементов

1

24

Рисование узора для шапочки, шарфика

1

25

Рисование дорожного знака «Впереди опасность!»

1

26

Раскрашивание силуэта русской матрешки

1

27

Аппликация «Ракета на старте»

1

28

Составление и рисование узора в полосе из цветов и листьев

1

29

Рисование на тему «Кораблики плывут по воде»

1

30

Рисование на тему «Весна»

1

31

Рисование на тему «Праздничный салют»

1

32

Лепка цветов из соленого теста (тюльпаны)

1

33

Объемная аппликация «Незабудки»

1

34

Рисование с натуры весенних цветов

1


Всего

34 часа


Тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Содержание программного

материала

Кол-во

часов

1

Организация рабочего места, материалы и инструменты, техника безопасности на уроках ИЗО

1

2

Рисование с натуры овощей и фруктов разной формы в вазе и на тарелке

1

3

Рисование с натуры 3-х шаров основных цветов. Понятие о теплых и холодных цветах

1

4

Рисование с натуры осенних листьев (смешивание красок, получение дополнительных оттенков)

1

5

Беседа по картинам, изображающим времена года

1

6

Рисование на тему «Осень. Птицы улетают»

1

7

Лепка пирамидки из кружков

1

8

Рисование сигнальных флажков (3 – 4 флажка на одном листе)

1

9

Аппликация с элементами рисования «Многоэтажный дом»

1

10

Рисование геометрического орнамента в квадрате (крышка коробки)

1

11

Иллюстрация к прочитанному произведению (отрывку)

1

12

Беседа о декоративно-прикладном творчестве (Гжель, Хохлома и др.)

1

13

Раскрашивание тарелки по мотивам гжельской росписи (прием осветления цвета)

1

14

Рисование узора из снежинок и веточек ели

1

15

Рисование на тему «Нарядная елка

1

16

Беседа по картинам на тему «Зима» (Шишкин, Юон и др.). Рисование на тему «Зимний лес»

1

17, 18

Рисование на тему «Птицы зимой»

2

19

Рисование узора для рукавички

1

20

Раскрашивание нарисованных с натуры предметов (зимние вещи, кубики или др.)

1

21

Рисование с натуры молотка

1

22

Рисование на тему «День защитника Отечества»

1

23

Рисование на тему «Весенний букет в подарок маме»

1

24

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала

1

25

Лепка «Мой любимый сказочный герой»

1

26

Лепка человека в динамике (стоит, идет, бежит)

1

27

Рисование на тему «Весна. Прилет птиц»

1

28

Аппликация «Ракета на старте»

1

29

Лепка по мотивам дымковских игрушек («Гусь», «Зайка», «Лошадка» или др.)

1

30

Рисование «Гуси на лугу»

1

31

Рисование на тему «Праздник Победы» (праздничный салют)

1

32

Лепка цветов из соленого теста

1

33

Аппликация «Весенний букет» с вырезанием цветов из сложенной цветной бумаги

1

34

Рисование на тему «Лето в деревне», «Лето на даче» по выбору учащегося

1


Всего

34 часа


Тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Содержание программного

материала

Кол-во

часов

1

Рисование с натуры листьев разной формы и цвета

1

2

Аппликация «Фрукты на тарелке

1

3

Рисование с натуры ветки рябины

1

4

Отрывная аппликация «Деревья» (с кроной разной формы)

1

5

Лепка барельефа на картоне

1

6

Рисование на тему «Деревья в осеннем убранстве (техника «по мокрому»)

1

7

Беседа о декоративно-прикладном творчестве «Золотая Хохлома», «Голубая Гжель»

1

8

Декоративное рисование: узоры в полосе из растительных элементов

1

9

Рисование с натуры игрушки-грузовика

1

10

Рисование на тему «Грузовик и автобус едут по улице города»

1

11

Аппликация из треугольников «Самолет»

1

12

Беседа о декоративно-прикладном творчестве (вышивка, резьба по дереву)

1

13

Рисование геометрического орнамента в квадрате (красивое сочетание цветов)

1

14

Лепка барельефа на пластине «Избушка Бабы-Яги»

1

15

Рисование на тему «Новогодняя елка в лесу» (подбор цветовых сочетаний для изображения красок зимы)


16

Рисование на тему «Дети катаются с горки»

1

17

Аппликация с дорисовыванием «Магазин игрушек»

1

18

Лепка игрушек «Зайка», «Котик», «Лошадка» по выбору учащегося

1

19

Беседа на тему «Как и о чем создаются картины. Портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетная картина. Материалы, используемые художником

1

20

Раскрашивание красками работ, нарисованных карандашом

1

21

Рисование на тему «Волшебный цветок»

1

22

Рисование на тему «День защитника Отечества»

1

23

Рисование с натуры распустившейся ветки в вазе

1

24

Аппликация «Весенний букет в подарок маме»

1

25

Аппликация «Сказочная птица»

1

26

Лепка барельефа на пластине «Птица»

1

27

Лепка «Портрет человека» (головы) на пластине

1

28

Рисование звездного неба на темной бумаге светлой гуашью

1

29

Украшение пасхального яйца

1

30

Беседа на тему «Как и о чем создаются скульптуры. Виды скульптурных изображений. Материалы, используемые скульптуром

1

31

Лепка человека в статичной позе

1

32

Рисование на тему «Праздничный салют»

1

33

Рисование на тему «Весна. Прилет птиц»

1

34

Лепка весенних цветов из соленого теста

1


Всего

34 часа


Описание материально-технического обеспечения


Литература

  1. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 212 с.

  2. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс. – ВАКО, 2011. – 144 с.

  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 95 с.

  4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой. – М., 1994.- 142 с.

  5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: «Просвещение», 2011. – 208 с.

  6. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для учителей спец. Коррекционных школ и студентов дефектолог. ф-тов педвузов. – М.– М., 2001. – 224 с.

  7. Грошенков И.А. Эстетическое воспитание учащихся во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов// Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 172 с.

  8. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми по программе «Радуга». М.: Просвещение, 2003. – 192 с.

  9. Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.

  10. Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.- сост. Т.А. Николкина. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 149 с.

  11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.

  12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 96 с.

  13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.

  14. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». = М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 144 с.

  15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

  16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

  17. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М. – Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 144 с.

  18. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. / Под редакцией А.А. Грибовской. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

  19. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития / авт.-сост. Л.В. Афанасьева, Т.Н. Гордеюк. – Волгоград: Учитель, 2011. – 92 с.

  20. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. /Авторы Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Москва. – «Просвещение», 2005. – 182 с.


Материально-технические средства обучения

1. Аудиторная доска.

2. Интерактивная доска.

3. Персональный компьютер.

4. Аудиозаписи музыкальных произведений.

5. Видеозаписи (пальчиковая гимнастика, развивающие игры и др.).

6. Репродукции картин русских художников.

7. Иллюстрации к детским книгам, изображения персонажей русских

сказок.

8. Учебные таблицы, плакаты, технологические карты, рисунки с

Правильным и неправильным изображением.

9. Изделия декоративно-прикладного творчества и их изображения.

10.Тематические наборы: «Времена года», «Транспорт», «Птицы»,

«Деревья», «Цветы», «Жанры живописи» «Декоративно- прикладное

искусство» и др.

11.Муляжи овощей и фруктов.

12.Постановочные предметы для рисования с натуры (посуда, керамика,

объемные предметы геометрической формы, игрушки, кубики и др.).

13.Наборы плоских фигур и шаблонов для рисования и «подвижной

аппликации».

14.Наборы для дидактических игр и упражнений на развитие мелкой

моторики, цветовосприятия, мышления, умения ориентироваться

на плоскости и др.

15.Инструменты и материалы для изобразительной деятельности

(карандаши, краски, кисточки и др.).

Оборудование класса

1. Учебные столы двухместные с комплектом стульев.

2. Шкафы встроенные для хранения учебно-методической литературы,

дидактических материалов, наглядных пособий, материалов и

инструментов для изобразительной деятельности.

3. Настенная доска для демонстрации иллюстративного материала и

пособий.

4. Настенная доска для выставления ученических работ.
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Рисование» составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:


1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273,

2.Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599,

3.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ), разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (прокол от 22.12.2015 г. № 4/15),

4.Устав КОУ ВО «ВШ № 31»,

5.Учебный план школы.


Цель обучения предмету «Рисование»

Цель обучения предмету «Рисования в 5 классе состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

Уроки обучения изобразительному искусству в 5 классе направлены на:

- всестороннее развитие личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве;

- формирование элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации),

- развитие зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке;

- развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

К основным задачам изучения предмета относятся:

- формирование умений и навыков изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач;

- развитие художественного вкуса: умения отличать красивое от некрасивого; понимание красоты как ценности;

- воспитание потребности в художественном творчестве.


Общая характеристика учебного предмета «Рисование»

Учебный предмет «Рисование состоит из пяти разделов: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Предмет «Рисование» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушениями интеллекта.

В процессе обучения изобразительной деятельности, в процессе эстетического познания и художественного отражения окружающей действительности в продуктах деятельности ребенок с интеллектуальными нарушениями развивается многосторонне: формируются его познавательная, речевая, эмоционально-волевая, двигательная сферы деятельности.

Описание места учебного предмета в годовом учебном плане

Предмет «Рисование» входит в предметную область «Искусство» и изучается в 5 классе в объеме 68 учебных часов за один год обучения.


Программа предназначена для 5 класса и рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю


Предметная

область

Учебный предмет

Количество часов за год

5 кл

Искусство

Рисование

34

Итого:

34


Личностные и предметные результаты

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (ин­теллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные ре­зуль­та­ты.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

В любом случае, при оценке итоговых предмет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетен­ций.

Планируемые личностные результаты:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.


Планируемые предметные результаты:

Минимальный уровень:

- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- пользование материалами для рисования;

- знание названий предметов, подлежащих рисованию;

-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании;

- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.


Содержание предмета

Содержание программы отражено в четырех разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».


Обучение композиционной деятельности

Знакомство учащихся с выразительными средствами композиции при рисовании с натуры, сюжетном и декоративном рисовании и использование их в своих работах.

Формирование умения размещать предметы на листе бумаги при рисовании натюрморта из 2 – 3 предметов. Развитие умения выделять предметы в композиции с помощью фона.

Формирование умения использовать увеличенный формат изобразительной плоскости при выполнении тематической композиции.

Для достижения учащимися результативного использования указанных средств выразительности при объяснении учебного материала используются следующие методические приемы:

- показ правильного и ошибочного изображения;

- использование «подвижной аппликации»;

- демонстрация приемов изображения;

- использование наглядности в виде аналогичного успешного решения изобразительной задачи в детских рисунках и в репродукциях работ известных мастеров.


Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Совершенствование умения проводить анализ предмета с целью его изображения, понимать конструкцию и определять пропорции.

При разработке тематики этого раздела ставится цель формирования у учащихся по возможности более широкий круг представлений об окружающем их предметном мире.

Формирование в представлении учащихся подробные, структурированные образы объектов, пригодные для их изображения.

Использование для этой цели разных видов изобразительной деятельности (лепки и рисования с натуры, по памяти, по воображению, аппликации), приема стилизации формы в декоративном изображении.

Совершенствование навыков передачи пропорций фигуры человека и ее особенностей.

Обучение приемам изображения относительно сложных по конструкции предметов. Детализация в рисунке.


Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке.

Узнавание и различение цветов солнечного спектра и цветов ахроматического ряда, теплые и холодные цвета, различение и обозначение словом смешанных и некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Совершенствование приемов работы с красками и использование этих приемов в сюжетных рисунках и в декоративном рисовании и рисовании с натуры.

Развитие умения использовать различный цвет фона для большей выразительности рисунка.

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, разнообразия красок природы в разные времена года и время суток.

Обучение восприятию произведений искусства

Формирование у учащихся представлений о видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное творчество графика, плакат и др.), о жанрах живописи, о материалах и инструментах, используемых в изобразительном творчестве.

Формирование умения рассматривать произведение искусства, рассказать содержание несложной картины, высказать свое отношение к изображаемому.

Для демонстрации используются репродукции картин И .Левитана, И. Шишкина, А. Саврасова, В. Васнецова и др.; скульптурные изображения «Медный всадник» Э. Фальконе, «Рабочий и колхозница» В. Мухиной, известные скульптуры родного города, образцы малой скульптуры.

При изучении народного декоративно-прикладного творчества демонстрируются предметы и изображения посуды Гжели, Хохломы, народной игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская и др.).

Знакомство с книжной (иллюстрации, оформление книг), промышленной графикой (упаковочные коробки, бумага, этикетки и др.), плакатом.

В 5 классе для бесед об изобразительном искусстве отводятся специальные уроки (по 2 урока в четверть).


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

5 класс

п/п

Разделы учебного предмета

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

1

Обучение композиционной деятельности

20

Знакомятся с выразительными средствами композиции в рисунке с натуры, сюжетном и декоративном изображении: величинный и светлотный контраст. Закрепляют умение создавать равновесие в композиции с помощью симметричного построения. Учатся размещать предметы на листе бумаги при рисовании натюрморта из 2-3 предметов с учетом эффекта загораживания. При рисовании и выполнении аппликации выделяют предметы в композиции с помощью фона. Составляют декоративные композиции в различных геометрических формах с соблюдением центральной симметрии. Учатся использовать увеличенный формат изобразительной плоскости при выполнении тематической композиции. Развитие навыков коммуникации, принятых нормами социального взаимодействия.

2

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

20

Проводят анализ предмета с целью его изображения (размеры, конструкцию, пропорции, взаиморасположение частей). Учатся способам изображения предметов округлой формы в условиях перспективы. Рисуют предметы цилиндрической и конической формы, объемные предметы, состоящие из отдельных геометрических форм. Используют светотень для передачи объема. Выполняют лепку с натуры, аппликацию с дорисовыванием, рисунки с натуры, по представлению и после наблюдения, совершенствуя навыки передачи пропорций человека, животных, используя графические средства для передачи особенностей объекта. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

3

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи

20

Продолжают совершенствовать приемы работы с красками: смешивают на палитре, получают различные оттенки цвета, используют в рисунках приемы работы «по - сухому», «по –мокрому». Выделяют форму предмета с помощью фона. Передают образы человека и животных живописными средствами (цвет волос, одежды, окраска шерсти, оперения и т.п.). Учатся создавать с помощью цвета радостное или грустное настроение в композиции на увеличенном формате. Развитие установки на здоровый и безопасный образ жизни, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.

4

Обучение восприятию произведений искусства

8

Рассматривают произведения изобразительного искусства (живописью, скульптурой, архитектурой, графикой) и декоративно- прикладным творчеством, находят их отличия. Закрепляют знания об отличительных чертах жанров живописи (портрет, пейзаж, натюрморт и сюжетное изображение). Расширяют представления о работе художника-живописца, скульптора, художника иллюстратора, графика, мастеров народных промыслов; о материалах и инструментах; узнают новые слова и термины. Рассказывают о содержании картины или другого произведения искусства, определяют эмоциональное состояние изображенных персонажей, высказывают свое отношение к произведению искусства, свое мнение о нем, отвечают на вопросы учителя. Развитие эстетических потребностей и чувств.


Всего

68



Тематическое планирование

5 класс

№ п/п

Содержание программного

материала

Кол-во

часов

1

Рисование на тему «Летние каникулы»

1

2

Рисование с натуры листьев (дуба, рябины, березы, акации и других деревьев)

1

3

Составление декоративной композиции, узора с соблюдением центральной симметрии из природного материала - листьев

1

4

Лепка рельефа на плоскости (растительный орнамент) по образцу

1

5

Беседа на тему «Живопись. Жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж»

1

6

Рисование портрета любимого учителя

1

7

Аппликация «Фрукты в вазе»

1

8

Рисование натюрморта из фруктов

1

9

Рисование натюрморта из овощей

1

10, 11

Рисование на тему «Осенний лес»

2

12

Беседа на тему «Декоративно- прикладное искусство» (Гжель, Хохлома, жостовская роспись и др.)

1

13

Рисование на тему «Волшебный цветок»

1

14

Аппликация «Декоративный поднос»

1

15

Рисование сказочного персонажа («Змей-Горыныч, «Дракон» или др.)

1

16

Рисование с натуры игрушки (трактор, пожарная машина или др.)

1

17

Беседа «Декоративно-прикладное искусство родного края»

1

18

Составление и рисование растительного орнамента в квадрате с соблюдением осей симметрии

1

19

Рисование геометрического орнамента в квадрате по образцу

1

20

Лепка геометрического и (или) растительного рельефа на плоскости

1

21

Рисование с натуры «Керамическая ваза и фрукты»

1

22

Рисование животных и птиц

1

23

Рисование на тему «Подводный мир»

1

24, 25

Рисование на тему «Белые лебеди плавают на пруду зоопарка»

2

26

Рисование сказочного персонажа «Жар-птица»

1

27, 28

Изготовление елочных игрушек

2

29

Беседа «Виды изобразительного искусства: графика, книжная графика, дизайн»

1

30

Оформление новогоднего пригласительного билета, пакета для подарка, декоративной подарочной бумаги

1

31, 32

Лепка из соленого теста на плоскости «Зимний пейзаж»

2

33, 34

Рисование на тему «Лес зимой»

2

35

Рисование домашних животных

1

36

Рисование человека в движении (позирующий ученик)

1

37

Рисование портрета товарища, папы, дедушки (по выбору учащегося)

1

38

Рисование на тему «Зимние развлечения»

1

39

Рисование после наблюдения: упражнение превращения круга в овал и в прямую линию в зависимости от угла зрения

1

40

Рисование с натуры кружки, кастрюли или другой посуды цилиндрической формы

1

41

Рисование объемного предмета симметричной формы (пирамидка)

1

42, 43

Изображение звездного неба в технике «граттаж»

2

44

Беседа о декоративно-прикладном творчестве (народная игрушка)

1

45

Рисование сказочных персонажей (доброго и злого)

1

46, 47

Рисование на тему «Военные корабли в море»

2

48

Беседа «Виды изобразительного искусства: архитектура, скульптура»

1

49

Аппликация с элементами дорисовывания «Замок принцессы»

1

50

Рисование на тему «Улица города»

1

51

Лепка птиц из соленого теста

1

52

Лепка рельефа на плоскости (изображение растительного элемента и животного или птицы)

1

53

Рисование с натуры игрушки (вертолет, башенный кран)

1

54

Аппликация с дорисовыванием «Улица города с многоэтажными домами»

1

55

Беседа на тему «Виды изобразительного искусства. Их отличие друг от друга» (закрепление изученного)

1

56

Иллюстрация к отрывку из литературного произведения

1

57

Лепка персонажей басни «Слон и Моська» или др.

1

58

Рисование с натуры вазы с весенними цветами

1

59

Украшение пасхального яйца

1

60, 61

Рисование на тему «Праздник в городе. Салют»

2

62

Беседа на тему «Виды декоративно-прикладного искусства и их отличие друг от друга» (закрепление изученного)

1

63

Аппликация «Весенний букет»

1

64, 65

Лепка цветов из соленого теста

2

66

Отрывная аппликация «Цветок и бабочка»

1

67

Рисование с натуры цветов несложной формы

1

68

Рисование на тему «Весна», «Одуванчики на поляне» или другие рисунки на весеннюю тему

1


Всего

68


Описание материально-технического обеспечения


Литература

  1. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс. – М.: ВАКО, 2008. – 212 с.

  2. Бушкова Л.Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс. – ВАКО, 2011. – 144 с.

  3. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 95 с.

  4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В.В.Воронковой. – М., 1994.- 142 с.

  5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Программа для дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Б.М. Неменского. – М.: «Просвещение», 2011. – 208 с.

  6. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для учителей спец. Коррекционных школ и студентов дефектолог. ф-тов педвузов. – М.– М., 2001. – 224 с.

  7. Грошенков И.А. Эстетическое воспитание учащихся во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов// Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994. – 172 с.

  8. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми по программе «Радуга». М.: Просвещение, 2003. – 192 с.

  9. Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 202 с.

  10. Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.- сост. Т.А. Николкина. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 149 с.

  11. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 112 с.

  12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 96 с.

  13. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 128 с.

  14. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». = М.: ИД «Цветной мир», 2011. – 144 с.

  15. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

  16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012. – 144 с.

  17. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М. – Издательский дом «Цветной мир», 2011. – 144 с.

  18. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. / Под редакцией А.А. Грибовской. М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

  19. Особенности образовательного процесса в классах коррекции: технологии, уроки развития / авт.-сост. Л.В. Афанасьева, Т.Н. Гордеюк. – Волгоград: Учитель, 2011. – 92 с.

  20. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. /Авторы Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Москва. – «Просвещение», 2005. – 182 с.


Материально-технические средства обучения

1. Аудиторная доска.

2. Интерактивная доска.

3. Персональный компьютер.

4. Аудиозаписи музыкальных произведений.

5. Видеозаписи (пальчиковая гимнастика, развивающие игры и др.).

6. Репродукции картин русских художников.

7. Иллюстрации к детским книгам, изображения персонажей русских

сказок.

8. Учебные таблицы, плакаты, технологические карты, рисунки с

Правильным и неправильным изображением.

9. Изделия декоративно-прикладного творчества и их изображения.

10.Тематические наборы: «Времена года», «Транспорт», «Птицы»,

«Деревья», «Цветы», «Жанры живописи» «Декоративно- прикладное

искусство» и др.

11.Муляжи овощей и фруктов.

12.Постановочные предметы для рисования с натуры (посуда, керамика,

объемные предметы геометрической формы, игрушки, кубики и др.).

13.Наборы плоских фигур и шаблонов для рисования и «подвижной

аппликации».

14.Наборы для дидактических игр и упражнений на развитие мелкой

моторики, цветовосприятия, мышления, умения ориентироваться

на плоскости и др.

15.Инструменты и материалы для изобразительной деятельности

(карандаши, краски, кисточки и др.).


Оборудование класса

1.Учебные столы двухместные с комплектом стульев.

2.Шкафы встроенные для хранения учебно-методической литературы,

дидактических материалов, наглядных пособий, материалов и

инструментов для изобразительной деятельности.

3.Настенная доска для демонстрации иллюстративного материала и

пособий.

4.Настенная доска для выставления ученических работ.