СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к школе детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Недостатки школьной готовности у детей с умственной отсталостью. Основные цели, задачи и направления работы по подготовке к школе детей. Особенности работы психолога.  

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к школе детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)»

Подготовка к школе детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) Разработала: педагог-психолог Хасаншина Л.А.

Подготовка к школе детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)

Разработала:

педагог-психолог

Хасаншина Л.А.

СОДЕРЖАНИЕ Недостатки школьной готовности у детей с умственной отсталостью  Основные цели, задачи и направления работы по подготовке к школе детей с УО  Особенности работы психолога

СОДЕРЖАНИЕ

  • Недостатки школьной готовности у детей с умственной отсталостью
  • Основные цели, задачи и направления работы по подготовке к школе детей с УО
  • Особенности работы психолога
Недостатки школьной готовности у детей с умственной отсталостью Умственно отсталые дети характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению. Наблюдается сниженная мотивация к интеллектуальной деятельности. Моторная сфера отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.

Недостатки школьной готовности у детей с умственной отсталостью

  • Умственно отсталые дети характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению. Наблюдается сниженная мотивация к интеллектуальной деятельности.
  • Моторная сфера отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.
 Восприятие    У умственно отсталых детей чаще имеют место нарушения ощущений различной модальности и соответственно восприятия объектов и ситуаций. Наблюдается недостаточная дифференцированность восприятия (обнаруживается в неточном распознании объектов и изображений).Слабое развитие осязательного и как следствие нарушение пространственной ориентировки.
  • Восприятие

У умственно отсталых детей чаще имеют место нарушения ощущений различной модальности и соответственно восприятия объектов и ситуаций. Наблюдается недостаточная дифференцированность восприятия (обнаруживается в неточном распознании объектов и изображений).Слабое развитие осязательного и как следствие нарушение пространственной ориентировки.

 Внимание   Преимущественно непроизвольно. Характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, трудностью переключения. Не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать не отвлекаясь.  Память   Большие трудности вызывает необходимость припоминания воспринятого материала. Объем запоминания существенно меньше, чем у нормы. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала низкие. Воспроизводя, многое пропускают, переставляют местами, допускают повторы, привносят новые элементы.
  • Внимание

Преимущественно непроизвольно. Характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, трудностью переключения. Не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать не отвлекаясь.

  • Память

Большие трудности вызывает необходимость припоминания воспринятого материала. Объем запоминания существенно меньше, чем у нормы. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала низкие. Воспроизводя, многое пропускают, переставляют местами, допускают повторы, привносят новые элементы.

 Мышление   Наглядно-действенное мышление наиболее доступно умственно отсталым детям. Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают еще большие трудности. Не могут сохранять в памяти образы и действуют ошибочно. Наиболее трудными для детей оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении.   Наиболее нарушены такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
  • Мышление

Наглядно-действенное мышление наиболее доступно умственно отсталым детям. Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают еще большие трудности. Не могут сохранять в памяти образы и действуют ошибочно. Наиболее трудными для детей оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении.

Наиболее нарушены такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

 Речь   Часто встречаются нарушения произношения. Словарный запас беден, состоит преимущественно из имен существительных и глаголов. Свойственно существенное преобладание пассивного словаря над активным. Предложения являются преимущественно простыми, состоящими из 1-4 слов. Построены они бывают не только примитивно, но и часто неправильно. Трудности овладения грамотой, наблюдается при осуществлении звуко-буквенного анализа слов, в ошибках их написания, в составлении отдельных предложений и пересказов.
  • Речь

Часто встречаются нарушения произношения. Словарный запас беден, состоит преимущественно из имен существительных и глаголов. Свойственно существенное преобладание пассивного словаря над активным. Предложения являются преимущественно простыми, состоящими из 1-4 слов. Построены они бывают не только примитивно, но и часто неправильно. Трудности овладения грамотой, наблюдается при осуществлении звуко-буквенного анализа слов, в ошибках их написания, в составлении отдельных предложений и пересказов.

Цель и задачи Основная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств. Решаются следующие блоки задач:  диагностические, воспитательные, коррекционно-развивающие образовательные.

Цель и задачи

  • Основная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.
  • Решаются следующие блоки задач:
  • диагностические,
  • воспитательные,
  • коррекционно-развивающие
  • образовательные.
Направления работы Диагностическое  Ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Направления работы

  • Диагностическое

Ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.

Направления работы Коррекционно-развивающее  Блок воспитательных задач Блок задач организации коррекционной работы Блок образовательных задач

Направления работы

Коррекционно-развивающее

  • Блок воспитательных задач
  • Блок задач организации коррекционной работы
  • Блок образовательных задач
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.

Блок воспитательных задач

  • направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Блок задач организации коррекционной работы   Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, Преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Блок задач организации коррекционной работы

  • Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка,
  • Преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
  • При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
  • Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
Блок образовательных задач Направлен на обучение детей спо­собам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности,  формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Блок образовательных задач

Направлен на

  • обучение детей спо­собам усвоения общественного опыта,
  • развитие их познавательной активности,
  • формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
  • Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
«Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»   Программа по своей структуре состоит из пояснительной записки и 6 разделов: «Здоровье», «Социальное развитие», «Физическое воспитание и физическое развитие», «Познавательное развитие», «Формирование деятельности», «Эстетическое развитие».

«Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Программа по своей структуре состоит из пояснительной записки и 6 разделов:

  • «Здоровье»,
  • «Социальное развитие»,
  • «Физическое воспитание и физическое развитие»,
  • «Познавательное развитие»,
  • «Формирование деятельности»,
  • «Эстетическое развитие».
I. Раздел «Здоровье» В данном разделе рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. Определены задачи формирования предпосылок и конкретных способов здорового образа жизни ребенка, перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направлен­ные на овладение детьми приемами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания внимательного отношения к своему здоровью.

I. Раздел «Здоровье»

  • В данном разделе рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. Определены задачи формирования предпосылок и конкретных способов здорового образа жизни ребенка, перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направлен­ные на овладение детьми приемами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания внимательного отношения к своему здоровью.
II. Раздел «Социальное развитие» Программа данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми: формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлений о самом себе, воспитание элементарных на­выков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);

II. Раздел «Социальное развитие»

  • Программа данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:
  • формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлений о самом себе, воспитание элементарных на­выков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);
II. Раздел «Социальное развитие» формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка пер­воначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»). формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);

II. Раздел «Социальное развитие»

  • формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка пер­воначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).
  • формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);
II. Раздел «Социальное развитие» Основополагающим содержанием в данном разделе является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта . Таким образом, социальное развитие проблемного ребенка под­готавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемле­мого поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе и подготавливает ребенка к условиям школьного обучения

II. Раздел «Социальное развитие»

  • Основополагающим содержанием в данном разделе является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта .
  • Таким образом, социальное развитие проблемного ребенка под­готавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемле­мого поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе и подготавливает ребенка к условиям школьного обучения
III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»  Направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, полноценное развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации, что необходимо при научении письма.

III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»

  • Направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка,
  • полноценное развитие основных движений,
  • разнообразных двигательных навыков,
  • совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации, что необходимо при научении письма.
IV. Раздел «Познавательное развитие» 1.  Развитие внимания Является одной из важнейших предпосылок для успешного усвоения ребенком доступного для него объема навыков, умений, представлений и знаний в дальнейшей учебной деятельности На начальном периоде обучения имеющееся у проблемного ребенка непроизвольное внимание привлекается к новому яркому предмету, движению, звуку. Далее под непосредственным руководством взрослого ребенок научается сосредотачиваться на предмете более длительное время и с большей продуктивностью — так формируются элементы произвольного внимания. При этом степень произвольности в деятельности детей носит сугубо индивидуальный характер, который учитывается при организации коррекционно-развивающей работы с ребенком.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

  • 1. Развитие внимания
  • Является одной из важнейших предпосылок для успешного усвоения ребенком доступного для него объема навыков, умений, представлений и знаний в дальнейшей учебной деятельности
  • На начальном периоде обучения имеющееся у проблемного ребенка непроизвольное внимание привлекается к новому яркому предмету, движению, звуку. Далее под непосредственным руководством взрослого ребенок научается сосредотачиваться на предмете более длительное время и с большей продуктивностью — так формируются элементы произвольного внимания.
  • При этом степень произвольности в деятельности детей носит сугубо индивидуальный характер, который учитывается при организации коррекционно-развивающей работы с ребенком.
IV. Раздел «Познавательное развитие» 2.  Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации Проводится на специальных занятиях. На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию хватания, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и развитию согласованности обеих рук. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук. Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой для становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

  • 2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
  • Проводится на специальных занятиях.
  • На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию хватания, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и развитию согласованности обеих рук. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук.
  • Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой для становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.
IV. Раздел «Познавательное развитие» 3. Сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности   Направлено на Формирование у детей перцептивных действий (действия рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также обеспечение освоения систем сенсорных эталонов. Своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Это соединение делает образы более четкими, систематизированными и обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию цельного образа предмета, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления. Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зри­тельного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

  • 3. Сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности

Направлено на

  • Формирование у детей перцептивных действий (действия рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также обеспечение освоения систем сенсорных эталонов.
  • Своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Это соединение делает образы более четкими, систематизированными и обобщенными.
  • Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию цельного образа предмета, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.
  • Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зри­тельного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.
IV. Раздел «Познавательное развитие»  4. Развитие различных видов памяти Развитию различных видов памяти также уделяется внимание на всех занятиях с ребенком. У проблемного ребенка также наблюдается предпочтительное развитие тех или иных видов памяти и разная степень их включенности в ту или иную деятельность. Педагогу и родителю необходимо быть внимательным наблюдателем, чтобы увидеть преобладающие виды памяти и с учетом этого включать в деятельность ребенка те задания, которые сначала строятся на ведущем виде памяти, а затем развивают и другие ее виды. Работа по развитию памяти позволяет сформировать и закрепить у ребенка достаточно адекватные образы восприятия предметов окружающей действительности.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

4. Развитие различных видов памяти

  • Развитию различных видов памяти также уделяется внимание на всех занятиях с ребенком. У проблемного ребенка также наблюдается предпочтительное развитие тех или иных видов памяти и разная степень их включенности в ту или иную деятельность. Педагогу и родителю необходимо быть внимательным наблюдателем, чтобы увидеть преобладающие виды памяти и с учетом этого включать в деятельность ребенка те задания, которые сначала строятся на ведущем виде памяти, а затем развивают и другие ее виды.
  • Работа по развитию памяти позволяет сформировать и закрепить у ребенка достаточно адекватные образы восприятия предметов окружающей действительности.
IV. Раздел «Познавательное развитие»  5. Формирование мыслительной деятельности Содержание работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности и познавательной активности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом. Занятия по формированию мышления проводятся по следующим направлениям: формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

5. Формирование мыслительной деятельности

  • Содержание работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности и познавательной активности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
  • Занятия по формированию мышления проводятся по следующим направлениям: формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

6. Ознакомление с окружающим

  • В этом разделе основная задача — сформировать у детей целостное восприятие и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме, прививая ребенку первые понятия начального опыта об общечеловеческих ценностях.
  • Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей формируются представления о предметном мире, созданном руками человека. Ознакомление с окружающим может также обогатить чувственный опыт ребенка — научить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущениями, восприятием, возникающими на их основе представлениями.
  • Таким образом мы создаем чувственную основу и понимание значения слова, и подготавливаем к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений.
IV. Раздел «Познавательное развитие» 7. Формирование элементарных математических представлений  Содержание этого подраздела программы имеет важное значение как вклад в систему знаний ребенка, так и как средство разви­ия познавательных процессов — восприятия и мышления. В основе развития математических представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми только тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества). Кроме того, в раздел математических представлений включена работа по формированию временных представлений, ориентировки во времени, с тем, чтобы дети начинали осознавать значимость структурирования собственной деятельности, а также овладели первоначальными навыками контроля и соотнесения темпа своей деятельности с временными понятиями.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

  • 7. Формирование элементарных математических представлений Содержание этого подраздела программы имеет важное значение как вклад в систему знаний ребенка, так и как средство разви­ия познавательных процессов — восприятия и мышления. В основе развития математических представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми только тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества).
  • Кроме того, в раздел математических представлений включена работа по формированию временных представлений, ориентировки во времени, с тем, чтобы дети начинали осознавать значимость структурирования собственной деятельности, а также овладели первоначальными навыками контроля и соотнесения темпа своей деятельности с временными понятиями.
IV. Раздел «Познавательное развитие»   8. Развитие основных компонентов речевой деятельности Овладение родным языком как средством и способом специфически человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. На специальных занятиях по развитию речи систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процес­се других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи – фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная, а также осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

8. Развитие основных компонентов речевой деятельности

  • Овладение родным языком как средством и способом специфически человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
  • На специальных занятиях по развитию речи систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процес­се других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи – фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная, а также осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.
IV. Раздел «Познавательное развитие»   9. Подготовка к обучению грамоте Данный вид занятий проводится в подготовительной к школе группе и в семье на седьмом году жизни ребенка. У детей формируют элементарные представления о звукобуквенном анализе, с ними проводятся занятия по подготовке руки к письму. Эти заня­тия способствуют развитию у детей интереса к знаково-символической деятельности, формируют умение ориентироваться и работать на листе бумаги. В ходе занятий по подготовке к грамоте дети переходят на новый уровень общения — элементарно-деловой — при контактах со взрослым и с коллективом сверстников.

IV. Раздел «Познавательное развитие»

9. Подготовка к обучению грамоте

  • Данный вид занятий проводится в подготовительной к школе группе и в семье на седьмом году жизни ребенка. У детей формируют элементарные представления о звукобуквенном анализе, с ними проводятся занятия по подготовке руки к письму. Эти заня­тия способствуют развитию у детей интереса к знаково-символической деятельности, формируют умение ориентироваться и работать на листе бумаги.
  • В ходе занятий по подготовке к грамоте дети переходят на новый уровень общения — элементарно-деловой — при контактах со взрослым и с коллективом сверстников.
V. Раздел «Формирование деятельности»  Следующие направления:  формирование предметной деятельности; становление игровой деятельности; формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд); формирование элементов трудовой деятельности Детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывают уважение к труду взрослых. Практическая же деятельность детей состоит в освоении навыков самообслуживания, ручного труда, хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

V. Раздел «Формирование деятельности»

Следующие направления:

  • формирование предметной деятельности;
  • становление игровой деятельности;
  • формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);
  • формирование элементов трудовой деятельности
  • Детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывают уважение к труду взрослых. Практическая же деятельность детей состоит в освоении навыков самообслуживания, ручного труда, хозяйственно-бытового труда и труда в природе.
VI. Раздел «Эстетическое развитие»  Следующие виды эстетического воспитания:  музыкальное воспитание и ритмика; изобразительное искусство; ознакомление с художественной литературой; театрализованная деятельность.

VI. Раздел «Эстетическое развитие»

Следующие виды эстетического воспитания:

  • музыкальное воспитание и ритмика;
  • изобразительное искусство;
  • ознакомление с художественной литературой;
  • театрализованная деятельность.
Музыкальное воспитание и ритмика Музыкальное воспитание имеет разностороннюю коррекционную направленность. С детьми проводятся музыкально-ритмические занятия, имеющие целью развитие сенсорных процессов и формирование адекватных реакций на звучание музыки. Происходит развитие слухового внимания и слухового восприятия, развитие голоса, динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве.

Музыкальное воспитание и ритмика

  • Музыкальное воспитание имеет разностороннюю коррекционную направленность. С детьми проводятся музыкально-ритмические занятия, имеющие целью развитие сенсорных процессов и формирование адекватных реакций на звучание музыки.
  • Происходит развитие слухового внимания и слухового восприятия, развитие голоса, динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве.
Изобразительное искусство На занятиях, проводимых воспитателем, у детей развиваются элементы личностного отношения как к воспринимаемому произведению искусства, так и к создаваемому им самим изображению. Занятия по данному разделу программы проводятся в подготовительной группе детского сада

Изобразительное искусство

  • На занятиях, проводимых воспитателем, у детей развиваются элементы личностного отношения как к воспринимаемому произведению искусства, так и к создаваемому им самим изображению. Занятия по данному разделу программы проводятся в подготовительной группе детского сада
Ознакомление с художественной литературой В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста.

Ознакомление с художественной литературой

  • В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста.
Особенности работы психолога   Педагогический коллектив совместно с психологом должны Составлять перспективный план работы. Проводить совместное изучение детей. Проводить подготовку к праздникам. Проводить работу с родителями.

Особенности работы психолога

Педагогический коллектив совместно с психологом должны

  • Составлять перспективный план работы.
  • Проводить совместное изучение детей.
  • Проводить подготовку к праздникам.
  • Проводить работу с родителями.
Список литературы: Специальная психология. Под. Ред. В.И Лубовского.- М.: 2005 г Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие Е.А. Стребелевой, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: издат. Центр «Академия», 2002. – 312с. Катаева Е.Е. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М. 1998 Степанова О. «Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов» справочное пособие М.: «Творческий центр СФЕРА», 2008  Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Вочпитание и обучение умственно отсталых школьников, М., 2008

Список литературы:

  • Специальная психология. Под. Ред. В.И Лубовского.- М.: 2005 г
  • Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие Е.А. Стребелевой, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: издат. Центр «Академия», 2002. – 312с.
  • Катаева Е.Е. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М. 1998
  • Степанова О. «Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов» справочное пособие М.: «Творческий центр СФЕРА», 2008
  • Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Вочпитание и обучение умственно отсталых школьников, М., 2008