Подготовка к школе детей с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)
Разработала:
педагог-психолог
Хасаншина Л.А.
СОДЕРЖАНИЕ
- Недостатки школьной готовности у детей с умственной отсталостью
- Основные цели, задачи и направления работы по подготовке к школе детей с УО
- Особенности работы психолога
Недостатки школьной готовности у детей с умственной отсталостью
- Умственно отсталые дети характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению. Наблюдается сниженная мотивация к интеллектуальной деятельности.
- Моторная сфера отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью.
У умственно отсталых детей чаще имеют место нарушения ощущений различной модальности и соответственно восприятия объектов и ситуаций. Наблюдается недостаточная дифференцированность восприятия (обнаруживается в неточном распознании объектов и изображений).Слабое развитие осязательного и как следствие нарушение пространственной ориентировки.
Преимущественно непроизвольно. Характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, трудностью переключения. Не могут в должной мере сосредоточиться на выполняемой деятельности, работать не отвлекаясь.
Большие трудности вызывает необходимость припоминания воспринятого материала. Объем запоминания существенно меньше, чем у нормы. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала низкие. Воспроизводя, многое пропускают, переставляют местами, допускают повторы, привносят новые элементы.
Наглядно-действенное мышление наиболее доступно умственно отсталым детям. Задания, требующие наглядно-образного мышления, вызывают еще большие трудности. Не могут сохранять в памяти образы и действуют ошибочно. Наиболее трудными для детей оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно-логическом мышлении.
Наиболее нарушены такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Часто встречаются нарушения произношения. Словарный запас беден, состоит преимущественно из имен существительных и глаголов. Свойственно существенное преобладание пассивного словаря над активным. Предложения являются преимущественно простыми, состоящими из 1-4 слов. Построены они бывают не только примитивно, но и часто неправильно. Трудности овладения грамотой, наблюдается при осуществлении звуко-буквенного анализа слов, в ошибках их написания, в составлении отдельных предложений и пересказов.
Цель и задачи
- Основная цель дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств.
- Решаются следующие блоки задач:
- диагностические,
- воспитательные,
- коррекционно-развивающие
- образовательные.
Направления работы
Ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.
Направления работы
Коррекционно-развивающее
- Блок воспитательных задач
- Блок задач организации коррекционной работы
- Блок образовательных задач
Блок воспитательных задач
- направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Блок задач организации коррекционной работы
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка,
- Преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
- При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
- Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
Блок образовательных задач
Направлен на
- обучение детей способам усвоения общественного опыта,
- развитие их познавательной активности,
- формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода.
- Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
«Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Программа по своей структуре состоит из пояснительной записки и 6 разделов:
- «Здоровье»,
- «Социальное развитие»,
- «Физическое воспитание и физическое развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Формирование деятельности»,
- «Эстетическое развитие».
I. Раздел «Здоровье»
- В данном разделе рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка. Определены задачи формирования предпосылок и конкретных способов здорового образа жизни ребенка, перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на овладение детьми приемами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания внимательного отношения к своему здоровью.
II. Раздел «Социальное развитие»
- Программа данного раздела охватывает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми:
- формирование у ребенка с ограниченными возможностями здоровья представлений о самом себе, воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе (концентр «Я сам»);
II. Раздел «Социальное развитие»
- формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ экологического мироощущения, нравственного отношения к национальным традициям и общечеловеческим ценностям (концентр «Я и окружающий мир»).
- формирование сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности (концентр «Я и другие»);
II. Раздел «Социальное развитие»
- Основополагающим содержанием в данном разделе является формирование сотрудничества ребенка со взрослым и научение ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта .
- Таким образом, социальное развитие проблемного ребенка подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде, способствуя при этом становлению навыков социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе и подготавливает ребенка к условиям школьного обучения
III. Раздел «Физическое воспитание и физическое развитие»
- Направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка,
- полноценное развитие основных движений,
- разнообразных двигательных навыков,
- совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации, что необходимо при научении письма.
IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 1. Развитие внимания
- Является одной из важнейших предпосылок для успешного усвоения ребенком доступного для него объема навыков, умений, представлений и знаний в дальнейшей учебной деятельности
- На начальном периоде обучения имеющееся у проблемного ребенка непроизвольное внимание привлекается к новому яркому предмету, движению, звуку. Далее под непосредственным руководством взрослого ребенок научается сосредотачиваться на предмете более длительное время и с большей продуктивностью — так формируются элементы произвольного внимания.
- При этом степень произвольности в деятельности детей носит сугубо индивидуальный характер, который учитывается при организации коррекционно-развивающей работы с ребенком.
IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 2. Развитие тонкой ручной моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации
- Проводится на специальных занятиях.
- На начальном этапе обучения большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию хватания, согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки и развитию согласованности обеих рук. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движений пальцами и кистями обеих рук.
- Развитие всех видов ручной моторики и зрительно-двигательной координации служит основой для становления типичных видов детской деятельности, является предпосылкой для становления устной и письменной речи, а также способствует повышению познавательной активности детей.
IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 3. Сенсорное воспитание и развитие ориентировочной деятельности
Направлено на
- Формирование у детей перцептивных действий (действия рассматривания, выслушивания, ощупывания), а также обеспечение освоения систем сенсорных эталонов.
- Своевременное и правильное соединение сенсорного опыта ребенка со словом. Это соединение делает образы более четкими, систематизированными и обобщенными.
- Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их свойств, отношений к их восприятию цельного образа предмета, а затем и к фиксации образа в слове, т. е. к появлению образа-представления.
- Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие зрительного, слухового внимания и восприятия, развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия.
IV. Раздел «Познавательное развитие»
4. Развитие различных видов памяти
- Развитию различных видов памяти также уделяется внимание на всех занятиях с ребенком. У проблемного ребенка также наблюдается предпочтительное развитие тех или иных видов памяти и разная степень их включенности в ту или иную деятельность. Педагогу и родителю необходимо быть внимательным наблюдателем, чтобы увидеть преобладающие виды памяти и с учетом этого включать в деятельность ребенка те задания, которые сначала строятся на ведущем виде памяти, а затем развивают и другие ее виды.
- Работа по развитию памяти позволяет сформировать и закрепить у ребенка достаточно адекватные образы восприятия предметов окружающей действительности.
IV. Раздел «Познавательное развитие»
5. Формирование мыслительной деятельности
- Содержание работы по формированию мышления направлено на развитие ориентировочной деятельности и познавательной активности, на укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.
- Занятия по формированию мышления проводятся по следующим направлениям: формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и элементов логического мышления.
IV. Раздел «Познавательное развитие»
6. Ознакомление с окружающим
- В этом разделе основная задача — сформировать у детей целостное восприятие и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также дать представление о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека и его взаимоотношениях в социуме, прививая ребенку первые понятия начального опыта об общечеловеческих ценностях.
- Кроме того, в ходе ознакомления с окружающим у детей формируются представления о предметном мире, созданном руками человека. Ознакомление с окружающим может также обогатить чувственный опыт ребенка — научить его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущениями, восприятием, возникающими на их основе представлениями.
- Таким образом мы создаем чувственную основу и понимание значения слова, и подготавливаем к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений.
IV. Раздел «Познавательное развитие»
- 7. Формирование элементарных математических представлений Содержание этого подраздела программы имеет важное значение как вклад в систему знаний ребенка, так и как средство развиия познавательных процессов — восприятия и мышления. В основе развития математических представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Эти отношения могут быть поняты детьми только тогда, когда они научатся сравнивать, сопоставлять между собой предметы и группы предметов (множества).
- Кроме того, в раздел математических представлений включена работа по формированию временных представлений, ориентировки во времени, с тем, чтобы дети начинали осознавать значимость структурирования собственной деятельности, а также овладели первоначальными навыками контроля и соотнесения темпа своей деятельности с временными понятиями.
IV. Раздел «Познавательное развитие»
8. Развитие основных компонентов речевой деятельности
- Овладение родным языком как средством и способом специфически человеческого общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
- На специальных занятиях по развитию речи систематизируется и обобщается речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, активизируется связная речь. Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи: формируются основные функции речи – фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная, а также осуществляется работа по коррекции звукопроизношения у детей.
IV. Раздел «Познавательное развитие»
9. Подготовка к обучению грамоте
- Данный вид занятий проводится в подготовительной к школе группе и в семье на седьмом году жизни ребенка. У детей формируют элементарные представления о звукобуквенном анализе, с ними проводятся занятия по подготовке руки к письму. Эти занятия способствуют развитию у детей интереса к знаково-символической деятельности, формируют умение ориентироваться и работать на листе бумаги.
- В ходе занятий по подготовке к грамоте дети переходят на новый уровень общения — элементарно-деловой — при контактах со взрослым и с коллективом сверстников.
V. Раздел «Формирование деятельности»
Следующие направления:
- формирование предметной деятельности;
- становление игровой деятельности;
- формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);
- формирование элементов трудовой деятельности
- Детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитывают уважение к труду взрослых. Практическая же деятельность детей состоит в освоении навыков самообслуживания, ручного труда, хозяйственно-бытового труда и труда в природе.
VI. Раздел «Эстетическое развитие»
Следующие виды эстетического воспитания:
- музыкальное воспитание и ритмика;
- изобразительное искусство;
- ознакомление с художественной литературой;
- театрализованная деятельность.
Музыкальное воспитание и ритмика
- Музыкальное воспитание имеет разностороннюю коррекционную направленность. С детьми проводятся музыкально-ритмические занятия, имеющие целью развитие сенсорных процессов и формирование адекватных реакций на звучание музыки.
- Происходит развитие слухового внимания и слухового восприятия, развитие голоса, динамически ритмичных движений и ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве.
Изобразительное искусство
- На занятиях, проводимых воспитателем, у детей развиваются элементы личностного отношения как к воспринимаемому произведению искусства, так и к создаваемому им самим изображению. Занятия по данному разделу программы проводятся в подготовительной группе детского сада
Ознакомление с художественной литературой
- В процессе ознакомления детей с художественной литературой начинается формирование восприятия художественного текста.
Особенности работы психолога
Педагогический коллектив совместно с психологом должны
- Составлять перспективный план работы.
- Проводить совместное изучение детей.
- Проводить подготовку к праздникам.
- Проводить работу с родителями.
Список литературы:
- Специальная психология. Под. Ред. В.И Лубовского.- М.: 2005 г
- Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие Е.А. Стребелевой, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: издат. Центр «Академия», 2002. – 312с.
- Катаева Е.Е. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М. 1998
- Степанова О. «Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов» справочное пособие М.: «Творческий центр СФЕРА», 2008
- Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Вочпитание и обучение умственно отсталых школьников, М., 2008