Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Покровская средняя общеобразовательная школа»
Алтайский край, Локтевский район
Рассмотрено Утверждаю
на заседании Директор МКОУ
педагогического совета «Покровская СОШ»
протокол №____ _______Тарасенко Ю.Н.
от_______2020г.
Прика№ __от_____20г.
Положение
Об участиях и порядке привлечения
обучающихся МКОУ «Покровская СОШ»
к труду и общественным делам не предусмотренным
образовательной программой
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует порядок привлечения обучающихся к общественно-полезному труду и общественным делам в МКОУ «Покровская СОШ»
1.2. Общественные дела и общественно-полезный труд – сфера социального становления и развития личности через организацию совместной преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде, формирующая отношение к труду, чувство долга и ответственности.
Общественные дела и общественно-полезный труд имеет постоянный характер, регулярность, периодичность, сплачивает коллектив, приносит реальную пользу классу, школы.
1.3. Положение разработано на основании:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- постановления Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
- приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказа Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказа Минобрнауки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- постановления Минтруда РФ от 07.04.1999 № 7 «Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную»;
- приказа Минпроса СССР от 11.05.1985 № 81 «Об утверждении Положения об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ»;
- СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
- письма Минобрнауки России от 30.03.2017 № 08-621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» (вместе с "Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся");
- Устава школы.
1.4. Общественные дела и общественно-полезный труд представлен в школе индивидуальными, групповыми, массовыми формами организации деятельности. Все виды общественно-полезного труда должны быть организованы в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями с соблюдением правил техники безопасности.
1.5. Трудовое воспитание обучающихся является одним из направлений образовательной деятельности школы, предусмотренной образовательной программой. Участие обучающихся в труде, предусмотренном образовательной программой, является обязательным.
Привлечение обучающихся к труду может быть предусмотрено образовательной программой в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой (после получения основного общего образования).
Привлечение к такому труду является для обучающихся обязательным и не требует их согласия, а также согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
1.6. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, реализуется в соответствии с принципом добровольности с учетом возраста и состояния здоровья обучающегося. Нарушение данного принципа является нарушением права обучающегося на защиту от принудительного труда.
Лица, из числа педагогических и иных работников школы, виновные в организации принудительного труда обучающихся, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Общественно-полезный труд обучающихся организуется в течение учебного года. Работы проводятся не чаще одного раза в неделю продолжительностью: для обучающихся 1-4 классов – не более 30 мин.,
5-11 классов – не более 40 минут.
1.7. Обучающиеся могут быть освобождены от труда на основании медицинских справок и иных уважительных причин. В качестве альтернативы им может быть предложен интеллектуальный труд, выполнение разовых легких поручений по согласованию с родителями.
При наличии у обучающихся противопоказаний к физическому труду они могут привлекаться к интеллектуальному труду.
1.8. В школе запрещается привлекать обучающихся без их согласия к общественно-полезному труду, не предусмотренному образовательной программой, и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей).
Привлечение к общественно-полезному труду обучающихся осуществляется с письменного согласия родителей (законных представителей) обучающихся (Приложение № 1).
Отказ обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, оформляется в письменном виде и фиксируется подписью одного из родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося.
1.9. Школа не предоставляет преимуществ в процессе реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования обучающимся, выразившим согласие на участие в труде.
Недопустимо учитывать отказ обучающегося или родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой: при выставлении отметок текущей, промежуточной и итоговой аттестации; при принятии решения о награждении (поощрении) обучающегося.
За отказ обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося от привлечения к труду, не предусмотренному образовательной программой, к обучающемуся не могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, а также меры педагогического воздействия.
1.10. Реализация трудовой практики в период летних каникул может осуществляться в пределах части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в рамках организации факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого школой (после получения основного общего образования).
В период летних каникул обучающиеся 5-10 классов занимаются озеленением и благоустройством территории школы, уборкой в учебных кабинетах.
Сроки и порядок прохождения трудовой практики обучающихся в период летних каникул определяются ежегодно приказом директора за 2 недели до начала летних каникул.
Продолжительность общественно-полезного труда обучающихся во время летних каникул:
Класс | Количество дней | Количество часов работы в день |
5 | 5 | 2,5 |
6 | 5 | 3 |
7 | 5 | 3 |
8 | 5 | 3 |
9 | 5 | 3,5 |
10 | 5 | 3,5 |
Цели и задачи общественно полезного труда
2.1. Целями и задачами общественно полезного труда являются:
- организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций; улучшение экологического состояния окружающей среды;
- формирование нравственных и деловых качеств человека;
- психологическая и практическая подготовка обучающихся к трудовой деятельности;
- формирование понимания роли труда в жизни человека, уважения к людям труда;
- включение обучающихся в волонтерское движение, забота о людях пожилого возраста;
- формирование способности и умения коллективно трудиться, творчески относиться к различным видам общественно полезного труда.
2.2. Педагоги школы осуществляют педагогическое руководство трудовой деятельностью обучающихся, обеспечивают связь с общеобразовательной подготовкой, воспитательную направленность (экологическое и трудовое воспитание).
Организация и функционирование общественно-полезного труда
3.1. Общественно полезный труд представлен следующими блоками:
- самообслуживание;
- экологические акции;
- социально значимые практики.
Формы организации труда обучающихся различны и зависят от его содержания и объема, постоянного или временного характера работы, возраста обучающихся.
Основной является коллективная (бригадная) форма: трудовые объединения обучающихся могут быть постоянными или временными, одновозрастными или разновозрастными.
3.2. При организации общественно-полезного труда необходимо строго руководствоваться правилами и нормами охраны труда, проводить необходимые инструктажи по правилам техники безопасности перед началом работы (в соответствии с видом деятельности).
Обучающиеся допускаются к участию в общественно-полезном труде при удовлетворительном состоянии здоровья, а также обучения безопасным приемам труда и проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.
3.3. При несчастных случаях, происшедших с обучающимися в процессе общественно-полезного труда, им оказывается первая медицинская помощь. Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты меры к предотвращению подобных случаев в дальнейшем.
3.4. Запрещается:
- привлечение обучающихся к работам, противопоказанным их возрасту,
- привлечение к опасным работам в эпидемиологическом отношении,
- привлечение в ночное время, в праздничные дни, к работам, связанным с применением ядохимикатов,
- привлечение к работам с подъемом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков.
3.5. Контроль над обеспечением здоровых и безопасных условий общественно полезного труда обучающихся осуществляют педагоги и администрация школы.
3.6. Общественно-полезный труд в форме самообслуживания, экологических акций, социальных практик проводится на добровольной основе.
3.7. Организация труда обучающихся, не предусмотренного образовательной программой, возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе, в классе - на классного руководителя.
Рабочая группа под руководством заместителя директора разрабатывает ежегодно план воспитательных мероприятий, включающий общественно-полезный труд.
3.8. Самообслуживание представлено следующими видами:
3.8.1. Дежурство по школе:
- дежурным классом по школе назначаются коллективы 5-11-х классов, - все дежурные 5-11-х должны иметь бейджик дежурного;
- руководит дежурством класса по школе классный руководитель дежурного класса;
- дежурство начинается в 8.00, заканчивается в 17.00;
- ученики класса, дежурного по школе, на центральном входе, у раздевалок контролируют дисциплину, чистоту и порядок на всех этажах перед началом и после уроков, наличие чистой сменной обуви;
- в обязанности дежурных входит контроль за сохранностью имущества школы во время дежурства и своевременное информирование об его порче;
- результаты дежурства за неделю фиксируются в журнале дежурства, в последний день дежурства дежурный класс передает полномочия следующему дежурному классу по школе.
3.8.2. Самообслуживание в столовой:
- обучающиеся 1-11-х классов соблюдают правила гигиены и этикета в столовой школы;
- не допускается выносить пищу из столовой;
- обучающиеся после приема пищи убирают за собой посуду;
- до и после приема пищи моют руки.
3.8.3. Самообслуживание в классе (сухая уборка мусора, классной доски, полив цветов, наведение порядка на рабочем месте).
3.9. Экологические акции, работа на территории школы:
- "Чистый школьный двор" - уборка и благоустройством территории школы (сентябрь, май);
- уход за насаждениями, уборка на пришкольной территории в осенний и весенний период (уборка мусора, листвы, мелкая обрезка кустарника; побелка, окапывание деревьев, посадка растений, рыхление почвы, прополка, полив и т.д.);
- озеленение внутренних помещений школы (выращивание рассады, посадка и пересадка комнатных растений, полив, опрыскивание, подкормка);
- акции по пропаганде экологических знаний: составление, оформление и распространение листовок, памяток, блиц-опросов, видеороликов;
- участие в экологических акциях сельского и иных уровней;
- работа экологического патруля: уход за растениями, за цветочными клумбами;
- изготовление игрушек, карнавальных украшений для школьной елки.
3.10. Экологические акции, работа за пределами территории школы:
- посадка саженцев;
- поделка кормушек и гнездовий для птиц;
- участие в акции «Чистое село»;
- собирание коллекций местного природного материала для поделок.
3.11. Социальные практики:
3.11.1. Работа в ученическом самоуправлении:
- участие в волонтерских движениях различной направленности;
- в рамках патроната совместное с социальными работниками осуществление посильной помощи социально незащищенным слоям населения села (престарелым, инвалидам и ветеранам в учреждениях социальной защиты населения и на дому, многодетным семьям);
3.11.2. Художественный и прикладной труд:
- оформление общешкольных праздничных мероприятий.
3.12. Организация общественно-полезного труда обучающихся возлагается на заместителей директора, педагогов-организаторов по направлениям деятельности, в классе - на классного руководителя.
3.13. Экологические акции на школьной и пришкольной территории, проводятся по приказу директора школы.
3.14. Охрана жизни и здоровья обучающихся при проведении экологических акций, социальных практик, самообслуживания возлагается на классных руководителей, педагогов, ответственных за данные виды деятельности.
3.15. Обучающиеся 1-11-х классов соблюдают правила этикета и уважительного отношения к старшим, правила внутреннего распорядка школы, исполняют требования к школьной одежде.
3.16. По итогам данных видов деятельности ответственными лицами проводится мониторинг участия классных коллективов, индивидуального участия обучающихся в общественно полезном труде и фиксируется им в рейтинге класса.
Обучающиеся школы, активно и добросовестно участвующие в общественно-полезном труде, организаторы и руководители трудовой и экологической деятельности обучающихся могут поощряться в установленном порядке.
Приложение № 1
Согласие
на привлечение обучающегося к труду, не предусмотренному образовательной программой
Я,___________________________________________________________________,
(ФИО родителя (законного представителя)
мать, отец, законный представитель (нужное подчеркнуть) обучающегося ____________ класса МКОУ «Покровская СОШ»; ___________________________________________________________,
(ФИО несовершеннолетнего обучающегося)
в соответствии с ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» даю согласие МКОУ «Покровская СОШ» на привлечение моего ребенка
_____________________________________________________________________
(ФИО несовершеннолетнего обучающегося, дата рождения)
к труду, не предусмотренному образовательной программой, на безвозмездной основе, в соответствии с локальными нормативными актами МКОУ «Покровская СОШ» (далее – школа):
- разовые и периодические работы по уборке помещений, благоустройству и озеленению территории школы (подготовка цветников, посадка, прополка зеленых насаждений, выращивание и полив растений);
- участие в волонтерской деятельности, экологических акциях;
- дежурство по школе;
- самообслуживание в учебном кабинете и в столовой;
- участие в субботниках (уборка листвы, природного и бытового мусора на территории школы и прилегающей территории, уборка учебных кабинетов);
- коллективные работы по охране природы (изготовление и размещение кормушек для птиц, сбор вторсырья);
- работа вожатым;
- оказание помощи работникам школы в выполнении работ по сохранению библиотечного фонда, поддержанию в исправном состоянии учебного оборудования и мебели;
- другие виды общественно-полезного труда в соответствии с локальными нормативными актами школы.
Мой ребёнок может участвовать в общественно-полезном труде, организованном школой,
на следующих условиях:
- соответствие трудовой нагрузки возрастным, функциональным и физиологическим возможностям организма ребёнка;
- отсутствие неблагоприятного влияния труда на рост, развитие и состояние физического, психического, нравственного здоровья ребёнка;
- исключение повышенной опасности травматизма для самого ребёнка и окружающих;
- учёт повышенной чувствительности организма ребенка к действию факторов производственной среды.
- дополнительные условия, обозначенные родителями (законными представителями): _________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Срок действия настоящего Согласия: весь период обучения ребёнка в МКОУ «Покровская СОШ»
Подпись родителя (законного представителя):
/ ___________________________________________________
(Подпись) (И.О. Фамилия)
«_____» ________________ 2020 г.