Фамилия __________________________________ Имя ________________________
Полугодовая контрольная работа по чтению, 4 класс «____»
Вариант – 1
Прочитай текст и выполни задания. Если возникнут затруднения, перечитай текст.
КАК ОБРАЗУЮТСЯ ЛЕДНИКИ
Ледники зарождаются в областях, где снег держится целый год. Нижняя граница области вечных снегов называется снеговой линией. В полярных районах снеговая линия совпадает с уровнем моря. Чем ближе к экватору, тем выше располагается снеговая линия. Однако своего максимума, около шести тысяч метров, эта линия достигает, не доходя до экватора в тропических широтах, в тридцати градусах к югу и к северу от него.
Широта и другие климатические условия влияют на накопление и таяние снегов. Бывает, что в очень холодных, но сухих районах имеются крупные ледники.
Мы уже упомянули слово «рекристаллизация». Когда накапливается много снега, этот процесс проходит несколько стадий. Вначале хлопья снега, упавшие на поверхность, подвергаются таянию, частично испаряются и вновь отвердевают, пока не образуется пористая масса, состоящая из мелких льдинок. Эта масса называется нефом.
Процесс образования нефа из снега обычен для всех районов, в которых происходит снегопад. Однако в ледниках неф под силой собственного веса с каждым годом опускается всё глубже. Достигнув значительной глубины, масса льдинок вновь подвергается попеременно таянию и кристаллизации и уплотняется под тяжестью верхних слоёв.
Воздух из нефа постепенно вытесняется и образуется сплошной кристаллический лёд.
Когда толщина нефа и льда превышает определённую величину, лёд, находящийся внизу, приходит в медленное движение, подобно вязкому дёгтю или патоке. Обычный лёд представляет собой хрупкую кристаллическую субстанцию, но под большим давлением он приобретает пластичность и текучесть. Образуется поток текущего, хотя и очень медленно, льда. Толщина, при которой он становится текущим, зависит от наклона поверхности, температуры самого льда и прочих климатических факторов. Однако небольшое течение наблюдается при толщине льда, составляющей всего двадцать метров.
Если ледник опускается ниже снеговой линии, потеря льда происходит просто из-за таяния и испарения, если же ледник опускается в море, он расходится в виде айсбергов, которые, откалываясь от основной массы, падают в море и уплывают.
Скорость движения ледника очень мала, и чтобы точно её измерить, требуется длительное время.
Максимальная известная скорость движения ледника – более 50 метров в день.
Часть 1
А1. Определи жанр текста:
научная статья; учебная литература; художественный рассказ.
А2. Закончи предложение:
Нижняя граница области вечных снегов называется …
ледниковой линией; снеговой линией; полярной линией.
А3. Закончи предложение:
Чем ближе к экватору, тем …
снеговая линия располагается выше;
снеговая линия располагается ниже;
ледниковая линия располагается выше.
А4. Закончи предложение: Пористая масса, состоящая из мелких льдинок, называется …
рекристаллизацией; нефтью; нефом.
А5. Закончи предложение: Если ледник опускается в море, он расходится в виде …
льдин; айсбергов; снега.
А6. Выбери максимальную скорость движения ледника.
50 м в час; 50 км в час; 50 метров в день.
А7. В каких районах обычен процесс образования нефа из снега?
в районах, в которых происходят снегопады;
районах, в которых идут проливные дожди;
районах, в которых выпадает град.
А8. Где снеговая линия совпадает с уровнем моря?
в тропических широтах; в полярных широтах; у экватора.
А9. Закончи предложение: Течение льда наблюдается при толщине льда …
в 50 метров; 30 метров; 20 метров.
А10. Выбери одно из условий накопления и таяния снегов, о котором говорится в тексте:
долгота; широта; влажность.
Часть 2
В1. Выпиши из текста, что происходит, когда толщина нефа и льда превышает определённую величину.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
В2. Опиши стадии процесса «рекристаллизации» .
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
В3. Пользуюсь текстом, ответь на вопросы:
Что представляет собой обычный лёд?
Какие свойства приобретает лёд под давлением?
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Часть 3
С1. Заполни таблицу, воспользовавшись справочной литературой.
Незнакомое слово | Значение слова |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Фамилия __________________________________ Имя ________________________
Полугодовая контрольная работа по чтению, 4 класс «____»
Вариант – 2
Прочитай текст и выполни задания. Если возникнут затруднения, перечитай текст.
ЛЕДНИКИ ДЕЛЯТСЯ НА ТРИ ТИПА
Ледники – это крупные скопления льда, образованные снегом, подвергнутым так называемой рекристаллизации. Размеры ледников очень непостоянны, они зависят от многих процессов накопления и расходования льда. Ледники образуются, когда зимой снега накапливается больше, чем тает, а это возможно только в высокогорных и полярных районах земли. И вот когда накопление превышает таяние, ледники приходят в движение.
Они занимают площадь более 18 миллионов квадратных километров, что составляет около десяти процентов всей поверхности суши – область, равную всей Южной Америке. 95 процентов всех ледников сосредоточены в Антарктиде и Гренландии. Оставшиеся более или менее равномерно распределены между всеми континентами, исключая Австралию. Точный объём льда, содержащегося в ледниках, учёным неизвестен, однако его достаточно, чтобы покрыть всю землю сплошным слоем толщиной в 50 метров! Если все ледники внезапно растают, уровень воды в океане повысится на 70 метров.
Ледники делятся на три типа.
Наиболее распространены гигантские пласты льда, или ледяные шапки, в некоторых местах покрывающие целые горные цепи за исключением высочайших вершин. Практически вся Антарктида, площадью более 15 миллионов квадратных километров, покрыта пластом льда, толщиной, местами превышающей три километра. Ледяной пласт Гренландии занимает почти миллион квадратных километров. Максимальная измеренная толщина – четыре с половиной километра. Менее крупные ледяные пласты имеются в Исландии, на Шпицбергене и в некоторых районах Арктики. Небольшие ледяные пласты сохраняются в высокогорных районах Норвегии.
Долинные ледники – второй тип – это потоки льда, медленно текущие по горным долинам. Во всех высокогорных массивах – Альпах, Гималаях, Скалистых и других – имеется множество долинных ледников. Самые мелкие из них представляют собой просто полоски льда, размером меньше квадратного километра. Самый крупный, ледник Бердмора, находится в Антарктиде, занимает участок 200 километров в длину и 35 километров в ширину. Толщина льда во многих крупных долинных ледниках превышает километр.
Пьемонтские ледники составляют третий, наиболее редкий, тип. Они представляют собой нечто среднее между долинными ледниками и ледяными пластами. В сущности это долинные ледники, чей ледяной поток, опускаясь к подножию горной гряды, растекается по равнине или плоскогорью.
Часть 1
А1. Определи жанр текста:
научная статья; учебная литература; художественный рассказ.
А2. Какую площадь занимают все ледники?
50 млн кв. км.; 18 млн кв. км.; 18 кв. км.
А3. Где сосредоточены 95 % всех ледников?
в Антарктиде и Гренландии; Арктике и Гренландии; Исландии и Австралии.
А4. Третий тип ледника - это …
долинные ледники; ледяные пласты; пьемонтские ледники.
А5. Какой материк практически покрыт пластом льда?
Гренландия; Арктика; Антарктида.
А6. Наиболее редким типом ледников являются …
пьемонтские ледники; долинные ледники; ледяные пласты.
А7. Опираясь на информацию в тексте, ответь на вопрос: Что случится, если все ледники внезапно растают?
затопит все материки;
уровень воды в океане повысится на 70 метров;
ничего не произойдёт.
А8. На каком острове ледяной пласт занимает почти миллион квадратных километров?
Шпицберген; Исландия; Гренландия.
А9. Какие высокогорные массивы покрыты ледниками второго типа?
Альпы, Уральские горы; Альпы, Гималаи; Уральские и Кавказские горы.
А10. Максимальная измеренная толщина ледяного пласта Гренландии -
четыре с половиной километра; три километра; один километр.
Часть 2
В1. Составь план для краткого пересказа данного текста.
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
В2. Пользуясь текстом, ответь на вопрос: Что такое ледники?
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
В3. Опиши второй тип ледников по плану:
Название второго типа.
Где встречается.
Самый крупный ледник.
Где находится.
Его размеры.
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3
С1. Заполни таблицу, воспользовавшись справочной литературой.
Незнакомое слово | Значение слова |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |