Портфолио педагога как условие его профессионального становления
Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи – это те черты современного мира, которые должны отобразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога [Демакова, 2006, с.145-156].
В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление – это длительный, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных этапах педагогической деятельности. Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом. Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития» [Ильина, 2006, с.136-142].
Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма [Новикова, 2006, с.109-128].
Выделяют 4 уровня профессионального становления педагога:
Стадия формирования профессиональных намерений, что определяет осознанный выбор профессии;
Стадия профессиональной подготовки-освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;
Стадия профессионализации-адаптации в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности [Голуб, 2005, с.181-196];
Мастерство (профессионализм) - качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности [Голуб, 2005, с.181-196].
Проведённый психолого-педагогический анализ исследования профессионального становления учителя позволил выявить следующие характеристики данного процесса: неразрывная связь процесса профессионального становления с развитием и формированием личности; индивидуальное развитие социально-значимых психологических, нравственных качеств личности, а также взглядов и убеждений; систематизация и обобщение профессиональных умений и знаний в процессе практической педагогической деятельности [Загвоздкин, 2004, с.251-260].
Рассматривая периодизацию процесса профессионального становления личности, многие учёные (С.Г. Вершловский, Т.В. Кудрявцев, Т.В. Зеер, Е.А. Климов, Э.Н. Гусинский, Ю.Н. Турчанинова, О.Ю. Ильина, Л.Н.Лесохина, А.С. Нордзельская, Е.И. Рогов, К.М. Левитан) выделяют этапы, которые проходит, в том числе, и учитель в своем профессиональном продвижении [Новикова, 2006, с.109-128].
Исследуя в данной работе начальный период профессионального становления молодого учителя (первые 5 лет пребывания в профессии), установлены следующие этапы:
– первый этап (от 0 до 1 года) – адаптация: освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, приспособление молодого учителя к профессиональным требованиям, овладение необходимыми навыками и умениями;
– второй этап (1-2 года) – самоутверждение: развитие индивидуального стиля способов выполнения деятельности, формирование профессионально значимых педагогических качеств и способностей, приобретение педагогической компетентности;
– третий этап (3-5 лет) – самореализация: идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная позиция, обобщение профессиональных представлений, активизация профессионально-ценностных ориентаций, развитие доминирующих мотивов, возрастание компетентности [Захарченко, 2006, с.29-31].
В ходе исследования выявлено, что процесс профессионализации непосредственно связан с личностным становлением, которое способствует становлению статусному (внешнему), и характеризуется изменением взаимоотношений с социумом, формированием профессионального самоопределения и социально-профессиональной позиции, становлением профессионального мировоззрения [Копылова, 2006, с.31-33].
Профессиональное становление учителя определяют факторы, которые рассматриваются как совокупность существующих условий и обстоятельств, влияющих на протекание определённого процесса (С.Г. Вершловский, Л.Н. Лесохина, Е.И. Рогов, А.Л. Мацкевич, Л.М. Митина, М.-И.Я. Педаяс, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин, Р.А. Порфирьева, В.Г. Зайцев, А.П. Тарабрин, С.Ю. Рубцова). Определение факторов (макро-, мезо-, микрофакторов) профессионального становления учителя проводится с целью выявления педагогических условий, поддающихся регулированию в муниципальном образовательном пространстве и характеризующих его специфику [Голуб, 2005, с.181-196].
Одним из условий является реализация муниципальной целевой программы, обеспечивающей целостность и устойчивость муниципального образовательного пространства, интеграцию и широту взаимодействия его субъектов. С целью совершенствования практики межведомственного взаимодействия органично включены субъекты муниципального административного территориального образования в выполнение программных мероприятий, решение наиболее актуальных и сложных проблем [Лобода, 2005, с.71-80].
Следующим условием профессионального становления учителя является развитие положительной мотивации к повышению уровня профессионализма посредством использования ресурсов управленческого воздействия руководителя муниципального образовательного учреждения. Мотивация является одним из важнейших компонентов педагогической деятельности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций (Л.И. Божович, Л.Г. Борисова, С.Г. Вершловский, И.Д. Лушников, А.Г. Мороз, С.В. Овдей, А.П. Тарабрин). В основе мотивов выделены два определяющих компонента: побуждение к действию, выражение потребностей [Макарова, Макаров, 2005, с.56-62].
Современные исследователи (Н.Н. Михайлов, Г.Н. Загородникова) рассматривают выражение потребностей личности как составляющую мотивов. Вместе с тем выявлено, что мотив не только выражает потребность, но и, придавая смысл поведению, направляет его на объекты, в которых потребность находит удовлетворение [Макарова, Макаров, 2005, с.56-62].
Профессиональное становление учителя невозможно без определённых усилий и умений в деятельности руководителя, направленных на обеспечение условий и помощи учителям, развитие их профессионально-личностной мотивации [Новикова, 2006, с.109-128].
Следовательно, развитие положительной мотивации к повышению уровня профессионализма посредством использования ресурсов управленческого воздействия руководителя муниципального образовательного учреждения является важным условием профессионального становления учителя, которое поддаётся регулированию в муниципальном образовательном пространстве [Михайловский, 2006, с.19-23].
В числе условий, способствующих профессиональному становлению учителя, нами рассматривается использование портфолио как форма презентации индивидуальных профессиональных результатов педагогической деятельности, демонстрирующих умение учителя решать профессиональные задачи, практически применять полученные знания в процессе образования и самообразования, выбирать стратегию и тактику профессионального поведения [Голуб, 2005, с.181-196].
В контексте оценки качества профессиональное портфолио позволяет обеспечить отслеживание личностного профессионального роста педагога, выполняя следующие функции: диагностическую, целеполагающую, мотивационную, содержательную, развивающую, рейтинговую [Новикова, 2005, с.3].
Стандартного образца портфолио учителя или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, на данный момент не существует по причине недостаточной разработанности проблемы, поэтому в рамках настоящего исследования разработан примерный образец портфолио педагога как инструмент самооценки педагогической деятельности и оценки профессиональных достижений учителя муниципальной общественностью [Новикова, 2006, с.109-128].
Особой заботы и внимания со стороны руководителей педагогов и методистов требует индивидуализация и дифференциация методического сопровождения педагогической деятельности учителя на основе интеграции школьной и муниципальной методических служб, рассматриваемое нами как одно из условий его профессионального становления [Демакова, 2006, с.145-156].
Перспектива и стратегия методической работы с учителями подразумевает удовлетворение интересов и потребностей педагогов посредством совершенствования организационных, содержательных, психологических аспектов с учётом индивидуализации и дифференциации методического сопровождения на основе интеграции школьной и муниципальной методических служб, как условия профессионального становления учителя [Ильина, 2006, с.136-142].
Портфолио-визитная карточка, т.е. совокупность сведений о человеке, организации; досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста [Захарченко, 2006, с.29-31].
Портфолио учителя-индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его учеников, вклад педагога в развитие системы образования России за определенный период времени [Новикова, 2006, с.109-128].
Основной смысл-«показать всё, на что ты способен».
Основная цель портфолио-проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах воспитательной, творческой, самообразовательной деятельности, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя.
Педагогическая философия портфолио предполагает:
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– смещение акцента на достижение, успех;
– перенос акцента на самооценку [Копылова, 2006, с.31-33].
Портфолио позволяет учитывать все многообразные достижения, фиксировать промежуточные и конечные результаты в самых разных видах деятельности: образовательной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи:
1. Поддерживать высокий уровень мотивации;
2. Поощрять активность и самостоятельность;
3. Расширять возможности обучения и самообучения;
4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности [Новикова, 2006, с.109-128].
Портфолио обеспечивает накопление информации, необходимой для:
– повышения или подтверждения квалификационной категории учителя, а также объявления ему поощрений и представления к наградам и денежным премиям по итогам учебного года;
– своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
Поскольку указанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности достижений конкретного субъекта, правомерно применить его и как форму представления индивидуальных достижений учителя [Лобода, 2005, с.71-80].
Портфолио учителя обычно оформляется в папке-накопителей с файлами. Каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться. Состав портфолио зависит от конкретных задач, которые ставит перед собой сам учитель или администратор [Новикова, 2006, с.109-128].
Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности посредством портфолио позволит
Учителю:
– реально представить результаты своего труда;
– увидеть свои резервы;
– иметь стимул к самосовершенствованию;
– освоить технологию работы с портфолио с позиции учащегося для более качественного ведения портфолио ученика.
Администрации:
– осуществлять непрерывную диагностику результатов труда педагогов;
– способствовать развитию профессиональной карьеры педагога;
– развивать навыки рефлексивной деятельности педагогов;
– поддерживать и стимулировать мотивацию педагогов к саморазвитию.
Типы портфолио:
– Папка достижений;
– Рефлексивное портфолио;
– Проблемно-исследовательское;
– Тематическое портфолио;
– Портфолио-презентация.
Варианты использования портфолио:
– как инструмент при обсуждении результатов деятельности;
– как возможность рефлексии собственной работы;
– как документ, в котором отражено развитие учителя.
Основные части портфолио: обязательные документы и дополнительные документы (вариативная часть).
Обязательная часть:
– личная карточка (основные сведения об учителе),
– копия диплома (других документов об образовании),
– копия аттестационного листа,
– копия документа о повышении квалификации,
– копии наградных документов,
– копия результатов аттестационного обследования ОУ по предмету.
Вариативная часть:
+ результативность педагогической деятельности:
– справки о результатах мониторинга качества обучения по предмету (результаты итоговой аттестации учащихся; ВШК; мониторинг регионального, общероссийского, международного уровней),
– справки, подтверждающие участие в работе экспертных комиссий и жюри (олимпиад, конкурсов для учащихся и учителей) различного уровня,
– копии наград учащихся,
– перечень публикаций.
+ учебно-методическая работа
– используемые рабочие программы и УМК,
– основные направления учебно-методической работы,
– материалы об использовании педагогических технологий,
– авторские разработки планирования учебных занятий и внеклассных мероприятий,
– дидактические материалы.
+ научно-методическая работа
– тема самообразования и этапы ее реализации,
– накопленный материал в соответствии с темой самообразования,
– список используемых источников информации,
– сведения об участии в методической работе (дата, уровень, тема, степень участия).
+ общественно-педагогическая деятельность
– сведения об участии в работе общественных организаций (профсоюз, выборные комиссии, педагогические ассоциации, союзы, клубы и т.п.),
– копии материалов, подтверждающих степень участия в их работе,
– копии наградных материалов [Приказ Министерства Просвещения РФ Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность от 24.08.2023].
Анализ материалов использования технологии «Портфолио» показал, что сегодня используются различные модели и варианты, но встречаются ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии «Портфолио» и привести к педагогическим «сбоям» [Новикова, 2006, с.109-128].
Ожидаемые результаты:
1. Повышение качества школьного образования.
2. Позитивная динамика в изменениях отношений «учитель-ученик-родители».
3. Повышение качества образовательного процесса и труда педагогического коллектива.
4. Повышение профессионального уровня учителей.
5. Повышение уровня деятельности школы по всем направлениям.
Анализ литературы, посвященной применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, т.е. для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного общества. Хотя утверждение, что школа 21 века-это «школа портфолио», т.е. когда портфолио выступает, как некая панацея, которая должна перевернуть всё традиционное образование, явно преувеличено, освоение метода портфолио в российской школе может стать одним из важнейших направлений модернизации, но только при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами [Михайловский, 2006, с.19-23].
Единых требований к содержанию и моделированию портфолио учителя в настоящее время пока не существует. Вместе с тем уже есть накопленный опыт учёных, методистов и педагогов-практиков во многих регионах России. Опираясь на имеющийся опыт, можно предложить некий алгоритм формирования методической папки (портфолио) учителя:
1. Портфолио-пакет работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности.
2. Накопительная функция:
а) Набор теоретических документов:
– фиксированных достижений учителя;
– грамоты и сертификаты;
– документы, подтверждающие повышение квалификации;
– банк методических разработок, текстов выступлений, научных статей, публикаций;
– классификаторы и другие материалы.
б) Набор рабочих материалов:
– рабочие программы учителя и тематическое планирование учебных курсов (для каждой параллели класса по преподаваемым предметам);
– авторские или индивидуальные образовательные программы, рекомендованные (сертифицированные, утверждённые) различными органами управления образованием или структурами образовательного учреждения;
опорные конспекты уроков;
– конспекты открытых уроков и мастер-классов;
– тексты тестовых заданий; контрольных, лабораторных или практических работ;
– дифференцированные задания для учащихся, карточками с заданиями и т.д.
3. Модельная функция:
– отражает динамику развития учителя;
– показывает результаты самореализации;
– демонстрирует стиль преподавания и уровень компетенций учителя;
– помогает проводить рефлексию и спланировать деятельность учителя.
4. В содержание портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:
– динамика (анализ результатов диагностики) уровней психологического развития классного коллектива и отдельных личностей, обученности учащихся их достижений, эффективности использования современных информационно– коммуникационных и здоровьесберегающих технологий и т.д.;
– результаты проверочных (контрольных, «срезовых») работ учащихся;
– отзывы и рецензии коллег, сотрудников муниципальных органов управления образованием и региональных (областных, краевых, республиканских);
– отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) учащихся сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
– проекты и творческие работы учащихся;
– аудио- и видеоматериалы, фотографии и т.д.
5. Условная структура портфолио учителя:
– портфолио документов;
– портфолио работ;
– портфолио отзывов.
6. Портфель сертифицированных (документированных) достижений:
– представить информацию об авторе;
– дать представление о результатах деятельности;
– отобразить особенности личности автора портфолио.
Таким образом, диагностика профессиональной деятельности педагога позволяет:
а) учителю:
– реально представить результаты своего труда;
– увидеть свои резервы;
– иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.
б) администрации:
– осуществлять непрерывную диагностику результатов труда учителя.
Научно-методические требования к методической папке (портфолио учителя):
– высокий уровень теоретической и научно-методической подготовки;
– актуальность;
– общественная и практическая значимость;
– возможность разработки учителем избранной темы;
– учёт своего опыта, особенностей, условий работы;
– анализ и оценка качества знаний;
– эффективность и устойчивость результатов;
– оригинальность, творчество, новаторство;
– обобщение опыта работы, выводы [Загвоздкин, 2004, с.251-260].