Доклад учителя истории и обществознания
МБОУ СОШ №1 Насоновой Л.А.
на заседании ГПОУ август 2019 г.
Проектная деятельность учащихся на уроках истории и обществознания.
В современном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. Но, к сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что дети не хотят учиться. Мы понимает при этом, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интересах к учению.
Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащихся приобретаются в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов. Это принципиально новый метод в педагогических технологиях XXI века. Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая ученика самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.
Так при использовании данной технологии могут быть достигнуты следующие цели:
1-повышение личной уверенности каждого ученика, его самореализация, что достигается через:
проживание ситуации успеха на уроке;
осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.
2-развитие умений совместной деятельности, коллективной работы.
3-развитие исследовательских умений: анализировать проблемную ситуацию, осуществлять сбор необходимого материала, проводить наблюдение.
4-повышение интереса к предмету.
Основными условиями применения метода проекта являются:
Существование значимой проблемы, требующей решения путём исследовательского поиска и применения интегрированного знания.
Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная).
Применение исследовательских методов при проектировании.
Структурирование этапов выполнения работ.
Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Урок проектной деятельности содержит примерно одинаковые этапы:
организационный;
формулирование темя и целей;
подготовительный;
собственной практической деятельности;
практического применения;
самоанализ;
подведение итогов.
Ожидаемый результат при внедрении метода проекта видится в следующем: это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуацию своего учения, вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;
-это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность;
-это личность, умеющая работать с информацией, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и ее результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями , с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что будет в конечной итоге способствовать ее самореализации.
Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение.
Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных технологий; инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий. В своей практике я использую метод проектов. В этом большую помощь мне оказывают учебники, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. В них уже предлагаются темы проектов, который учащиеся могут выполнять, изучая тот или иной раздел. На самом деле выполнение учащимися проекта способствуют формированию у них тех умений, о которых я говорила выше. Остановлюсь на некоторых примерах.
6 класс. История. Тема «Средневековые города. Развитие торговли» (отрабатывается работа с картой, изучается история происхождения европейских городов, место их расположения на современной карте). Демонстрация выполненных учащимися проектов по данной теме.
7 класс. Обществознание. Тема «Охрана окружающей среды». Информация из опыта работы по созданию проектов по данной теме и их демонстрация.
Я убедилась в том, что мы, порой, не просто недооцениваем мыслительные способности наших учеников, но просто может их не знать. 7 класс. Обществознание. Тема «Экономика». (Видео фрагменты урока на тему «Предпринимательство»).
В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества: развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
- развивает творческие способности и самостоятельность;
- он ориентирован на самостоятельную деятельность, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, прогнозирования;
- позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.