Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».»
Практическая работа по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».
Наблюдение над текстом: как изображены герои обстановка в каждой из частей?
Групповая работа:
Группа 1. Иван Васильевич на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:
Основание для сопоставления | Бал | После бала |
Портрет | | |
Психологическое состояние | | |
Художественные детали | | |
Сделайте выводы о том, как изображён Иван Васильевич на балу и после бала. Какое значение имеют художественные детали, связанные с образом Ивана Васильевича?
Группа 2. Полковник на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:
Основание для сопоставления | Бал | После бала |
Портрет | | |
Психологическое состояние | | |
Художественные детали | | |
Сделайте выводы о том, что изменяется в образе полковника после бала, а что остаётся неизменным.
Группа 3. Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы. Составление цитатной таблицы:
Основание для сопоставления | Бал | После бала |
Интерьер и пейзаж | | |
Звуковые образы | | |
Цветовые образы | | |
Определите, как соотносятся описание обстановки бала с описанием поля (интерьер и пейзаж), в звуковых и цветовых образах на балу и после бала.
Ответы.
Группа 1. Иван Васильевич на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:
Основание для сопоставления | Бал | После бала |
Портрет | «Танцевал я хорошо и был не безобразен» | «Я, не снимая мундира… надел шинель» |
Психологическое состояние | «Без вина был пьян любовью, с восторженным умилением смотрел на них, я обнимал… весь мир своей любовью» | «Мне было до такой степени стыдно… как будто я был уличён в самом постыдном поступке. На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска… мне казалось, что… меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища» |
Художественные детали | «Заезжал к парикмахеру и за перчатками, пёрышко от веера» | «Пошёл к приятелю и напился с ним совсем пьян, не мог поступить в военную службу, а любовь так и сошла на нет» |
Сделайте выводы о том, как изображён Иван Васильевич на балу и после бала. Какое значение имеют художественные детали, связанные с образом Ивана Васильевича?
Группа 2. Полковник на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:
Основание для сопоставления | Бал | После бала |
Портрет | Высокая статная фигура… полковника с серебряными эполетами; очень красивый, статный, высокий и свежий старик; лицо очень румяное, с белыми… подвитыми усами | Шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами; втягивал в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу |
Психологическое состояние | Ласково улыбаясь; он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне | Твёрдым шагом; высокая, статная фигура полковника; делая вид, что он не знает меня; грозно и злобно нахмурившись; поспешно отвернулся |
Художественные детали | Натянув замшевую перчатку на правую руку; хорошие опойковые сапоги, но не модные; ему надо завтра рано вставать | Он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата; будешь мазать; подать свежих шпицрутенов |
Сделайте выводы о том, что изменяется в образе полковника после бала, а что остаётся неизменным.
Группа 3. Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы. Составление цитатной таблицы:
Основание для сопоставления | Бал | После бала |
Интерьер и пейзаж | Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами… буфет великолепный и разливанное море шампанского | Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало; и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлёпавшие в огромных сапогах подле возов… |
Звуковые образы | Музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя; и кадрили, и вальсы, и польки; музыканты… подхватывали всё тот же мотив мазурки; слышу её милый голос | Звуки флейты и барабана; в душе у меня всё время пело, и изредка слышался мотив мазурки; это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка; барабанщик и флейтщик… не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию; били барабаны и свистела флейта; гневный голос; всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?» |
Цветовые образы | В белом платье, в белых перчатках, в белых атласных башмачках; с белыми усами, белыми… бакенбардами; белый… веер | Что-то большое, чёрное; я из-за тумана стал различать много чёрных людей; солдаты в чёрных мундирах; оскаливая белые зубы; это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека; красная спина татарина |