СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая работа.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».»

Практическая работа по рассказу Л. Н. Толстого «После бала».

Наблюдение над текстом: как изображены герои обстановка в каждой из частей?

Групповая работа:


Группа 1. Иван Васильевич на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:

Основание для сопоставления

Бал

После бала

Портрет



Психологическое состояние



Художественные детали




Сделайте выводы о том, как изображён Иван Васильевич на балу и после бала. Какое значение имеют художественные детали, связанные с образом Ивана Васильевича?



Группа 2. Полковник на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:

Основание для сопоставления

Бал

После бала

Портрет



Психологическое состояние



Художественные детали



Сделайте выводы о том, что изменяется в образе полковника после бала, а что остаётся неизменным.



Группа 3. Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы. Составление цитатной таблицы:

Основание для сопоставления

Бал

После бала

Интерьер и пейзаж



Звуковые образы



Цветовые образы




Определите, как соотносятся описание обстановки бала с описанием поля (интерьер и пейзаж), в звуковых и цветовых образах на балу и после бала.















Ответы.

Группа 1. Иван Васильевич на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:

Основание для сопоставления

Бал

После бала

Портрет

«Танцевал я хорошо

и был не безобразен»

«Я, не снимая мундира… надел шинель»

Психологическое состояние

«Без вина был пьян любовью, с восторженным умилением смотрел на них, я обнимал… весь мир своей любовью»

«Мне было до такой степени стыдно… как будто я был уличён в самом постыдном поступке. На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска… мне казалось, что… меня вырвет всем тем ужасом, который вошёл в меня от этого зрелища»

Художественные детали

«Заезжал к парикмахеру и за перчатками, пёрышко от веера»

«Пошёл к приятелю и напился с ним совсем пьян, не мог поступить в военную службу, а любовь так и сошла на нет»


Сделайте выводы о том, как изображён Иван Васильевич на балу и после бала. Какое значение имеют художественные детали, связанные с образом Ивана Васильевича?

Группа 2. Полковник на балу и после бала. Составление цитатной таблицы:

Основание для сопоставления

Бал

После бала

Портрет

Высокая статная фигура… полковника с серебряными эполетами; очень красивый, статный, высокий и свежий старик; лицо очень румяное, с белыми… подвитыми усами

Шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами; втягивал в себя воздух, раздувая

щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу

Психологическое состояние

Ласково улыбаясь; он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне

Твёрдым шагом; высокая, статная фигура полковника; делая вид, что он не знает меня; грозно и злобно нахмурившись; поспешно отвернулся

Художественные детали

Натянув замшевую перчатку на правую руку; хорошие опойковые сапоги, но не модные; ему надо завтра рано вставать

Он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата; будешь мазать; подать свежих шпицрутенов

Сделайте выводы о том, что изменяется в образе полковника после бала, а что остаётся неизменным.

Группа 3. Обстановка бала и описание поля (интерьер и пейзаж), звуковые и цветовые образы. Составление цитатной таблицы:

Основание для сопоставления

Бал

После бала

Интерьер и пейзаж

Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами… буфет великолепный и разливанное море шампанского

Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало; и лошади, равномерно покачивающие под глянцевитыми дугами мокрыми головами, и покрытые рогожками извозчики, шлёпавшие в огромных сапогах подле возов…

Звуковые образы

Музыканты — знаменитые в то время крепостные помещика-любителя; и кадрили, и вальсы, и польки; музыканты… подхватывали всё тот же мотив мазурки; слышу её милый голос

Звуки флейты и барабана; в душе у меня всё время пело, и изредка слышался мотив мазурки; это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка; барабанщик и флейтщик… не переставая повторяли всё ту же неприятную, визгливую мелодию; били барабаны и свистела флейта; гневный голос; всю дорогу в ушах у меня то била барабанная дробь и свистела флейта, то слышались слова: «Братцы, помилосердуйте», то я слышал самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»

Цветовые образы

В белом платье, в белых перчатках, в белых атласных башмачках; с белыми усами, белыми… бакенбардами; белый… веер

Что-то большое, чёрное; я из-за тумана стал различать много чёрных людей; солдаты в чёрных мундирах; оскаливая белые зубы; это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека; красная спина татарина