СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Преемственность в работе дошкольных и школьных учителей - логопедов."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья поможет понять , как происходит преемственность в работе дошкольных и школьных звеньев, в работе учителей-логопедов.

Просмотр содержимого документа
«"Преемственность в работе дошкольных и школьных учителей - логопедов."»

Преемственность в работе учителей–логопедов дошкольных и школьных образовательных учреждений.


Учитель-логопед: Латышева В.Н.

Цель преемственности в работе – это создание системы непрерывного развивающего образования детей от 3-х до 10 лет. Преемственность с позиции школы – это опора на имеющиеся знания, навыки и умения, у детей. Организация работы в школе происходит с учетом дошкольного уровня развития ребенка.

Преемственность является двусторонним процессом. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка. С другой – школа-преемник подхватывает достижения ребёнка и развивает накопленный им потенциал.

Для того чтобы осуществить комплексный подход к коррекции речевых нарушений, имеющихся у детей, необходима действенная преемственность в работе двух очень важных звеньев – дошкольной и школьной логопедических служб. Их тесное взаимодействие помогает логопедам дошкольных образовательных организаций, более четко представить трудности, возникающие у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе. А также познакомиться с направлениями и методами коррекционной работы на школьном логопункте, чтобы наиболее целесообразно и целенаправленно построить свою работу, для предупреждения этих трудностей.


Взаимосвязь и преемственность между звеньями логопедических служб:

Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры.

Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом.

В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольной образовательной организации и школе.

В-четвертых, на начальном этапе, то есть при поступлении в речевую группу детского сада или логопедический пункт, логопеду ДОО необходимо своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, это дает возможность не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.


Существуют требования школы к речевым навыкам первоклассника, они выглядят так:

  • ясное произношение всех звуков родного языка;

  • полная сформированность фонематических процессов;

  • умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка;

  • готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи;

  • умение ребенка говорить, меняя динамику и темп речи;

  • использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;

  • должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;

  • ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;

  • уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.


Но, к сожалению речевое развитие первокласника зачастую далеко от идеала, и нам встречаются такие нарушения как:

- несформированность звуковой стороны речи,

- бедность словарного запаса,

- нарушение в грамматическом оформлении речи,

  • ситуативный характер речи, преимущественно в форме диалога;

  • низкий уровень операций обобщения, способности выделять существенные признаки предметов и явлений;

  • слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.

Исходя из того, что речевое развитие ребёнка начинается до школы, в его коррекции участвует учитель - логопед ДОУ .


Целью деятельности учителя-логопеда ДОУ является: оказание своевременной помощи детям, имеющим нарушения в развитии устной речи.


Задачами учителя-логопеда ДОУ являются:

  • Своевременное выявление нарушений развития речи детей. Определение уровня и характера нарушения;

  • Обеспечить систему средств и условий для устранения у детей речевых недостатков;

  • Устранить дефекты звукопроизношения и развивать фонематический слух;

  • Развивать навыки звукового анализа и синтеза (формирующего предпосылки к овладению письма и чтения);

  • Уточнить, расширить и обогатить лексический запас;

  • Сформировать грамматический строй речи;

  • Развить связную речь.


Диагностическое направление: комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, что позволяет провести качественную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.


Логопедическое обследование является структурным компонентом системы работы по развитию

звукопроизносительной стороны речи:

  • установление контакта с ребёнком;

  • сбор информации об особенностях раннего речевого развития;

  • диагностику уровня развития ВПФ;

  • разработку перспективного плана индивидуальной коррекционной работы;

  • отслеживание динамики в состоянии произносительной стороны речи.


Коррекционно- развивающее направление учителя-логопеда:

Основная организационная форма коррекционной работы учителя-логопеда – индивидуальные занятия. Они дают наилучший эффект.

Групповые занятия организуются на определенных этапах логопедической работы (комплектуются по возрасту сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения)


Результат совместной работы логопедов ДОО и школы:

  • возможность отслеживания логопедами ДОО результатов обучения детей-логопатов в школе с целью совершенствования коррекционной работы;

  • прогноз уровня усвоения учебного материала учениками-логопатами по результатам диагностики, составление плана сопровождения детей с особыми педагогическими потребностями в области логопедии.

  • сформированное позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку;

  • достижение необходимого уровня читательской компетенции и общего речевого развития;

  • овладение чтением как видом коммуникативной деятельности.


Работа по организации преемственности, должна проводиться педагогическими коллективами совместно и системно.

Таким образом период подготовки детей с ФФНР и ОНР к школе, мы создаем коррекционно-педагогические условия для полного общего развития ребенка с учетом его особенностей и потребностей. Благодаря этому наши выпускники оказываются полностью адаптированными и подготовленными к школьному обучению.