Коллективная творческая деятельность на уроках литературного чтения
Презентацию подготовила Пономарёва С.Ю.
“ Великая цель образования - это не знания, а действия”
Герберт Спенсер
Доля усвоения знаний в зависимости от формы
Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие
Как учить?
обновление
средств
обучения
(обновление
методики )
Ради чего учить? ценности образования (обновление цели )
Чему учить?
обновление
содержания
Умение учиться в начальной школе – это умение осуществлять учебное сотрудничество.
Умение ученика вступать в отношения - условие формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности , способного к самообразованию и самовоспитанию.
Формы учебного сотрудничества:
1. Сотрудничество со сверстниками
2. Сотрудничество с учителем
3. Сотрудничество с самим собой
Совместная учебная работа учащихся предполагает:
- непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью;
- помощь товарищу;
- умение формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов;
- способность строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров;
- инициативу;
- способность добывать недостающую информацию;
- готовность к составлению плана совместной деятельности;
- уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия.
При учебном сотрудничестве со сверстниками прямая помощь учителя вредна, так как он берёт на себя рефлексивную часть работы.
Основные формы организации учебного сотрудничества – работа в парах, группах постоянного и сменного состава, коллективное взаимодействие.
Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:
• дать учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку;
• дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях;
• дать каждому учащемуся опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);
• дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения.
Некоторые примеры КТД на уроках литературного чтения:
Сочинение загадок РЫСЬ
Какая?
На что похожа?
Кто еще такой же?
Усатая
Желтоглазая
Прыгучая
Короткохвостая
как кошка
как сова
как белка
как заяц
ВОЛНА
Что делает?
На что (кого) похожа?
Кто еще такой же?
Плещется
Шелестит
Поднимает
Ластится
как утка
как листья на ветру
как богатырь
как котенок
СНЕГ
Какой?
На что (кого) похож?
Белый
Пушистый
как мука
Что делает?
как кот
Чем отличается?
летает
Тополиный пух
да пирогов не испечь
да руки замерзнут гладить
да зимой
Сравнение как изобразительное средство
Главное слово
Сравнения
Солнце
Причина сходства
Подсолнух
Бабушка
Такое же яркое, жёлтое круглое.
Такое же теплое, ласковое
Составьте предложение со словом солнце и сравнением. Используй слова-помощники: как, словно, будто, точно…
На безоблачном небе сияло солнышко, ярко-жёлтое и круглое, как подсолнух в нашем саду.
Солнце гладило мою спину такими теплыми ласковыми лучами, словно бабушкины ладошки.
Создание художественного образа
Коллективный этюд (решение общей творческой задачи)
Индивидуальная письменная работа - классное или домашнее сочинение (работа в позиции автора-художника)
Обсуждение детских сочинений (работа в позиции читателя-критика)
Проектная задача
Проектная задача – задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Отличие проекта в том, что при его реализации не задаётся порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.