СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по физики "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассматривается значение здровоьесберегающих технологий , их виды, нормы использования.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по физики "Здоровьесберегающие технологии на уроках физики"»

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики Автор: Скороходова С.Н. 2013– 2014 учебный год

Здоровьесберегающие технологии на уроках физики

Автор: Скороходова С.Н.

2013– 2014 учебный год

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».  В.А.Сухомлинский .

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».

В.А.Сухомлинский .

Здоровьесберегающие  образовательные технологии .  Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии .

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребенок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признает основные общечеловеческие ценности.

Факторы,влияющие на здоровье школьников : 1 группа –это факторы,не поддающиеся нашему управлению(экология,традиции ЗОЖ в семье); 2 группа – это управляемые факторы,с использованием здоровьесберегающих тех-нологий.  щи

Факторы,влияющие на здоровье школьников :

  • 1 группа –это факторы,не поддающиеся нашему управлению(экология,традиции ЗОЖ в семье);
  • 2 группа – это управляемые факторы,с использованием здоровьесберегающих тех-нологий.

щи

Здоровьесберегающие технологии включают в себя : 1.Технологии,обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;(обста-новка и гигиен.условия в классе,поза учащихся и ее смена) 2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; 3.Психолого-педагогические технологии,используемые на уроках и во внеклассной деятельности (снятие эмоц.напряжения,создание благоприятного псих.климата,личностно-ориентированные технологии)

Здоровьесберегающие технологии включают в себя :

  • 1.Технологии,обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;(обста-новка и гигиен.условия в классе,поза учащихся и ее смена)
  • 2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  • 3.Психолого-педагогические технологии,используемые на уроках и во внеклассной деятельности (снятие эмоц.напряжения,создание благоприятного псих.климата,личностно-ориентированные технологии)

Задачи здоровьесберегающих технологий на уроках физики: 1.Снятие учебных перегрузок школьников,приводящих их к состоянию переутомления; 2.Охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов,распространение вредных привычек,зависимостей); 3.формирование культуры здоровья школьников.

Задачи здоровьесберегающих технологий на уроках физики:

  • 1.Снятие учебных перегрузок школьников,приводящих их к состоянию переутомления;
  • 2.Охрана и укрепление психического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов,распространение вредных привычек,зависимостей);
  • 3.формирование культуры здоровья школьников.

Принципы здоровьесберегающих технологий:  1.Возрастные особенности познавательной деятельно  2.обучение на оптимальном уровне сложности;  3.вариативность методов и форм обучения;  4.оптимальное сочитание двигательных и статических  нагрузок;  5.создание эмоц.-благоприятной атмо  сферы.         

Принципы здоровьесберегающих технологий:

1.Возрастные особенности познавательной деятельно

2.обучение на оптимальном уровне сложности;

3.вариативность методов и форм обучения;

4.оптимальное сочитание двигательных и статических

нагрузок;

5.создание эмоц.-благоприятной атмо

сферы.

        

Требования к уроку с позиции здоровьесбережения: Критерии з.сбережения  1.Обстановка и гигиени- Ческие условия в классе 2.Количество видов учебной деятельности 3.Средняя продолжи- Тельность и частота ви- Дов деятельности 4.Количество видов пре- Подавания и их чередо- вание  Характеристика  Озеленение,освещение,режим проветривания, Температурный режим,чистота Опрос,письмо,рассказ,чтение,слушание,реше- Ние задач,игры и т.д. Смена вида занятий через 7-10 мин,которых должно быть в течение урока от4 до 7  Виды:словесный,наглядный,самостоятельная Работа,аудиовизуальный,практическая работа

Требования к уроку с позиции здоровьесбережения:

Критерии з.сбережения

1.Обстановка и гигиени-

Ческие условия в классе

2.Количество видов учебной деятельности

3.Средняя продолжи-

Тельность и частота ви-

Дов деятельности

4.Количество видов пре-

Подавания и их чередо-

вание

Характеристика

Озеленение,освещение,режим проветривания,

Температурный режим,чистота

Опрос,письмо,рассказ,чтение,слушание,реше-

Ние задач,игры и т.д.

Смена вида занятий через 7-10 мин,которых должно быть в течение урока от4 до 7

Виды:словесный,наглядный,самостоятельная

Работа,аудиовизуальный,практическая работа

5.Наличие и место методов Способствующих активиза- Ции познавательной дея- Тельности    6.Место и длительность Применения ТСО 7.Поза учащегося и ее чере Дование 8.Наличие,место,содержа- Ние и продолжительность Оздоровительных момен- Тов на уроке 9.Психологический климат На уроке  10.Эмоц.разрядки. 11.Темп окончания урока  Метод свободного выбора:свободная беседа,исследовательская работа,поисковая работа или беседа,выбор способа действия ,т.д. Активные методы:ученик в роли учителя,иссле- Дователя;деловая игра,методы,направленные на самопознание и развитие интеллекта, само- Оценки,взаимооценки. ТСО как средство для дискуссии,беседы,обсуж- Дения Правильная посадка ученика,смена видов дея- Тельности требует смены позы. Физкультминутка проводится начиная с 3 урока По 2-3 мин,чаще всего на 15-25мин урока   Комфорт,сотрудничество,учет возрастных осо- Бенностей,дружелюбие,заинтересованность, Активность. Шутки,улыбки,поговорки,муз.минутки. Спокойным,провести рефлексию на уроке  12.11.23

5.Наличие и место методов

Способствующих активиза-

Ции познавательной дея-

Тельности

6.Место и длительность

Применения ТСО

7.Поза учащегося и ее чере

Дование

8.Наличие,место,содержа-

Ние и продолжительность

Оздоровительных момен-

Тов на уроке

9.Психологический климат

На уроке

10.Эмоц.разрядки.

11.Темп окончания урока

Метод свободного выбора:свободная беседа,исследовательская работа,поисковая работа или беседа,выбор способа действия ,т.д.

Активные методы:ученик в роли учителя,иссле-

Дователя;деловая игра,методы,направленные на самопознание и развитие интеллекта, само-

Оценки,взаимооценки.

ТСО как средство для дискуссии,беседы,обсуж-

Дения

Правильная посадка ученика,смена видов дея-

Тельности требует смены позы.

Физкультминутка проводится начиная с 3 урока

По 2-3 мин,чаще всего на 15-25мин урока

Комфорт,сотрудничество,учет возрастных осо-

Бенностей,дружелюбие,заинтересованность,

Активность.

Шутки,улыбки,поговорки,муз.минутки.

Спокойным,провести рефлексию на уроке

12.11.23

Виды здоровьесберегающих уроков по физике:  - урок,в который включены элементы здоровьесбережения; Тема урока Вопросы здоровьесбережения Инерция Переход улицы,правильное приземление во время прыжков,правила безопасного спуска с горок на санках. Сила Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочек,мальчиков,взрослого Линзы Профилактика близорукости Электромагнитные явления О роли полей в живых организмах,Электричес-кие и магн явления в медицине.Техника безопас-ности и охрана труда при использовании эл.обо-рудования.

Виды здоровьесберегающих уроков по физике:

- урок,в который включены элементы здоровьесбережения;

Тема урока

Вопросы здоровьесбережения

Инерция

Переход улицы,правильное приземление во время прыжков,правила безопасного спуска с горок на санках.

Сила

Предельно допустимая нагрузка поднимаемой тяжести для девочек,мальчиков,взрослого

Линзы

Профилактика близорукости

Электромагнитные явления

О роли полей в живых организмах,Электричес-кие и магн явления в медицине.Техника безопас-ности и охрана труда при использовании эл.обо-рудования.

Физика атома и атомного ядра Экологические проблемы,связанные с использование радиоактивных элементов,и пути их преодоления.дозиметры.Биологически допустимая доза облучения.Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий,аварии в Японии.Влияние излучений на живые организмы.Ионизирующая радиация и здоровье. Световые явления Вопросы зрения.Роль освещения в производствен-ных и домашних условиях .Световое и цветовое оформление реклам,витрин,декораций.Негативное влияние на организм человека сокрашение светового дня на Севере. .

Физика атома и атомного ядра

Экологические проблемы,связанные с использование радиоактивных элементов,и пути их преодоления.дозиметры.Биологически допустимая доза облучения.Последствия Чернобыльской и Челябинской аварий,аварии в Японии.Влияние излучений на живые организмы.Ионизирующая радиация и здоровье.

Световые явления

Вопросы зрения.Роль освещения в производствен-ных и домашних условиях .Световое и цветовое оформление реклам,витрин,декораций.Негативное влияние на организм человека сокрашение светового дня на Севере.

.

-»Урок здоровья »    Физика и экология Экологические проблемы и охрана окружающей среды.Влияние работы тепловых двигателей на экологичес-кие процессы.Разрушение озонового слоя атмосферы и ее последствия.Международное сотруд-ничество в решении экологич.пробл. Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки.Проблемы воздействия челове-ка на биосферу. Физика температур Влияние темп.условий на жизнь человека.Насыщенный и ненасыще-пар и их роль в жизни человека.Роль влажностии ее регулирование.Влаж-ность и погода.

-»Урок здоровья »

Физика и экология

Экологические проблемы и охрана окружающей среды.Влияние работы тепловых двигателей на экологичес-кие процессы.Разрушение озонового слоя атмосферы и ее последствия.Международное сотруд-ничество в решении экологич.пробл.

Правила и средства гигиены и косметики с точки зрения науки.Проблемы воздействия челове-ка на биосферу.

Физика температур

Влияние темп.условий на жизнь человека.Насыщенный и ненасыще-пар и их роль в жизни человека.Роль влажностии ее регулирование.Влаж-ность и погода.

- стандартный хорошо продуманный методически урок физики Полноценно выполнить учебную программу; Формировать у учащихся интерес к своему предмету; Установить с учащимися доверительные ,партнер-ские отношения; Продумать урок максимального умственного,пси- хологического и нравственного комфорта;  учесть индивидуальные особенности учащихся

- стандартный хорошо продуманный методически урок физики

  • Полноценно выполнить учебную программу;
  • Формировать у учащихся интерес к своему предмету;
  • Установить с учащимися доверительные ,партнер-ские отношения;
  • Продумать урок максимального умственного,пси-

хологического и нравственного комфорта;

учесть индивидуальные особенности учащихся

На уроках физики учитель формирует здоровье обучающихся

На уроках физики учитель формирует

здоровье обучающихся

Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала устно пообсуждали какое-либо физическое явление, потом законспектировали в тетрадь, затем послушали учителя и т.д. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке физики.

Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала устно пообсуждали какое-либо физическое явление, потом законспектировали в тетрадь, затем послушали учителя и т.д. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен, пестр по содержанию. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке физики.

 физкультминутка Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность. Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

физкультминутка

  • Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, и их результативность.
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата.
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
  • Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

Очень физику мы любим! Шеей влево вправо крутим. Воздух-это атмосфера, Если правда -топай смело. В атмосфере есть азот, Делай влево поворот. Так же есть и кислород, Делай вправо поворот,воздух обладает массой Мы попрагаем по классу. Найдем давление, На месте быстро шагом марш! Чем выше вверх,тем воздух реже, Друг другу улыбнулись нежно! При изучении темы «Строение в-ва» 1 группа детей изображает поведение Молекул в твердых телах(берутся за руки и хоатически колеблются); 2 группа – строение жидкостей; 3 группа –строение газов. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА Лист зеленой бумаги ,за которым нужно следить только глазами(снима-ет напряжение глаз)

Очень физику мы любим!

Шеей влево вправо крутим.

Воздух-это атмосфера,

Если правда -топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай влево поворот.

Так же есть и кислород,

Делай вправо поворот,воздух обладает массой

Мы попрагаем по классу.

Найдем давление,

На месте быстро шагом марш!

Чем выше вверх,тем воздух реже,

Друг другу улыбнулись нежно!

При изучении темы «Строение в-ва»

1 группа детей изображает поведение

Молекул в твердых телах(берутся за руки и хоатически колеблются);

2 группа – строение жидкостей;

3 группа –строение газов.

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Лист зеленой бумаги ,за которым нужно следить только глазами(снима-ет напряжение глаз)

Игры для физкультминуток: Игра с мячом(кидая мяч,называем тело,обратно-вещество Величина – единица (масса – кг,мг,т,г) Острый глаз (определение без измерений –длины объема Уберите лишнее слово (масса,объем,плотность,жидкость) Шаги-термины (шаг-физ.понятие или прибор,явление)

Игры для физкультминуток:

  • Игра с мячом(кидая мяч,называем тело,обратно-вещество
  • Величина – единица (масса – кг,мг,т,г)
  • Острый глаз (определение без измерений –длины объема
  • Уберите лишнее слово (масса,объем,плотность,жидкость)
  • Шаги-термины (шаг-физ.понятие или прибор,явление)

физкультминутка Пересечение проводов; Лампочка; Реостат; Ключ; Весы в равновесии; Поворот машины:направо,налево.

физкультминутка

  • Пересечение проводов;
  • Лампочка;
  • Реостат;
  • Ключ;
  • Весы в равновесии;
  • Поворот машины:направо,налево.

 Формирование психического здоровья развитие мышления; развитие памяти; формирование нравственных качеств; осмысленность и наполненность жизни; творческие отношения; гармония с собой и окружающим миром.            Это достигается путем совокупности следующих компонентов: смена деятельности на уроке, эмоциональность, заинтересованность обучающихся, внутреннее спокойствие учеников, их стремление к познанию. Также  для развития благоприятен некоторый «нерв» на уроке, который позволяет поддерживать мобильность, собранность, дисциплинированность, аккуратность, интерес.

Формирование психического здоровья

  • развитие мышления;
  • развитие памяти;
  • формирование нравственных качеств;
  • осмысленность и наполненность жизни;
  • творческие отношения;
  • гармония с собой и окружающим миром.

           Это достигается путем совокупности следующих компонентов: смена деятельности на уроке, эмоциональность, заинтересованность обучающихся, внутреннее спокойствие учеников, их стремление к познанию. Также  для развития благоприятен некоторый «нерв» на уроке, который позволяет поддерживать мобильность, собранность, дисциплинированность, аккуратность, интерес.

Благоприятный психологический климат на уроке предполагает:  - Создание обстановки доброжелательности,  - положительный эмоциональный настрой ;  - эмоционально-смысловые разгрузки : загадки,шутки,анекдоты,поговорки) ;  - Завершение урока должно быть спокойным,с проведением рефлексии урока.

Благоприятный психологический климат на уроке предполагает:

- Создание обстановки доброжелательности,

- положительный эмоциональный настрой ;

- эмоционально-смысловые разгрузки : загадки,шутки,анекдоты,поговорки) ;

- Завершение урока должно быть спокойным,с проведением рефлексии урока.

Школьная оценка-одна из важнейших технологий здоровьесбережения Во избежания субъективизма используется рейтинговая система оценивания,включающа самооценка ( ученик сам проверяет работу,по-лучив правильные ответы ); - оценка друга,соседа по парте (меняются работа- ми и оценивают их ); Коррекционная оценка; Совместная оценка учителя и ученика.

Школьная оценка-одна из важнейших технологий здоровьесбережения

Во избежания субъективизма используется рейтинговая система оценивания,включающа

  • самооценка ( ученик сам проверяет работу,по-лучив правильные ответы );

- оценка друга,соседа по парте (меняются работа-

ми и оценивают их );

  • Коррекционная оценка;
  • Совместная оценка учителя и ученика.

ЗАПОМИНАЛКИ Массу мы легко найдем, Умножив плотность на объем. Если слово «бац» запомнишь, Формулу объема вспомнишь. Каждый охотник желает знать ,где сидит фазан. Знает каждый инженер u=w R

ЗАПОМИНАЛКИ

  • Массу мы легко найдем,
  • Умножив плотность на объем.
  • Если слово «бац» запомнишь,
  • Формулу объема вспомнишь.
  • Каждый охотник желает знать ,где сидит фазан.
  • Знает каждый инженер u=w R

ЗАПОМИНАЛКИ Три закона Ньютона : 1)не пнешь – не полетит; 2)как пнешь,так и полетит; 3)Как пнешь-так и получишь.

ЗАПОМИНАЛКИ

  • Три закона Ньютона :
  • 1)не пнешь – не полетит;
  • 2)как пнешь,так и полетит;
  • 3)Как пнешь-так и получишь.
К формированию социального здоровья относится:  умение жить в обществе;  коммуникативность; удовлетворенность социальным статусом. Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся.

К формированию социального здоровья относится:

  • умение жить в обществе;
  • коммуникативность;
  • удовлетворенность социальным статусом.

Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся.

            Таким образом, здоровьесберегающий компонент на уроках физики необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации, потому что «здоровый нищий счастливее больного короля». 

           Таким образом, здоровьесберегающий компонент на уроках физики необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации, потому что «здоровый нищий счастливее больного короля».