Правописание безударных личных окончаний глаголов 4 класс
Дружинина Инна Викторовна
учитель начальных классов
МБОУСОШ № 15 города Тулы
Отгадай загадки.
- Кто зимой холодной брод…т злой, голодный?
- По лесу шага…т, малину обрыва…т.
- Прыга…т ловко, люб…т морковку.
- Кто по веткам ловко скач…т
И взлета…т на дубы?
Кто в дупле орешки пряч…т,
Суш…т на зиму грибы?
Вспомни признаки глаголов в неопределённой форме по спряжениям.
II спряжение
-ить
I спряжение
-ать
-ять
-уть
-оть
-ыть
-еть
Назови окончания глаголов I и II спряжения по лицам.
I спряжение
1 лицо
-ем
-ём
2 лицо
-ешь
-ёшь
-ете
-ёте
3 лицо
-ут
-ют
II спряжение
1 лицо
-им
2 лицо
-ишь
-ите
3 лицо
-ат
-ят
Составь пословицы.
Без труда
Труд кормит,
Осень собирает,
Руки не протянешь-
Бездонную бочку
зима поедает.
водой не наполнишь.
а лень портит.
не выловишь и рыбку из пруда.
с полки не достанешь.
Проверь пословицы.
Без труда не вылов…шь и рыбку из пруда.
Труд корм…т, а лень порт…т.
Осень собира…т, зима поеда…т.
Руки не протян…шь – с полки не достан…шь.
Бездонную бочку водой не наполн…шь.
Спишите глаголы, поставив их в форму 2 лица единственного числа.
Гул я ть, молот и ть, кат а ть, д у ть, рул и ть, кол о ть, м ы ть, бр и ть, хот е ть, смотр е ть.
Проверь!
Гуля е шь, молот и шь, ката е шь, ду е шь, рул и шь, кол е шь, мо е шь, бре е шь, хоч е шь, смотр и шь.
Вспомни глаголы – исключения!
I спряжение
брить
стелить
II спряжение
гнать
держать
терпеть
обидеть
слышать
видеть
ненавидеть
зависеть
вертеть
дышать
смотреть
Поставь глаголы в форме 3 лица множественного числа.
Вид…т, терп…т, бре…т, держ…т,
гон…т, стел…т, дыш…т, вид…т, обид…т,
слыш…т.
Проверь!
Вид я т, терп я т, бре ю т, держ а т,
гон я т, стел ю т, дыш а т, вид я т, обид я т,
слыш а т.
Чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов – действуй по плану:
1. Поставь глагол в начальную (неопределённую) форму.
2. Определи спряжение глагола.
3. Проверь спряжение по форме 3 лица множественного числа.
4. Определи окончание данного глагола.
Проверь своё умение правильно писать глаголы с безударным личным окончанием. Спиши стихотворение, вставляя пропущенные буквы. Проверь правильность по составленному плану.
Мама приход…т с работы,
Мама снима…т боты,
Мама заход…т в дом,
Мама глядит кругом.
Проверь!
Мама приход и т с работы,
Мама снима е т боты,
Мама заход и т в дом,
Мама глядит кругом.
Спасибо за работу!