Принята МО учителей Естественно-математических наук Протокол №________ « » сентября г. | Согласована зам. директора по УВР Е.А. Полетаева « » сентября г. | Утверждена Руководитель ОУ Т.И.__Стариченко « » сентября г. |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение-
Ордынского района Новосибирской области
Ордынская средняя общеобразовательная школа №2
Рабочая учебная программа
Информатика (спецкурс)
(наименование учебного предмета / курса)
Профильный уровень, 3 ступень образования
(уровень, ступень образования)
1 год
(срок реализации программы)
Составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г) и программ по предмету:
Составлена на основе примерной программы
рекомендованной в ОУ и разработанной автором Н.Д. Угринович
(наименование программы
(34 часа, 1 час в неделю). Информатика: 2-11 классы: программы– М.: БИНОМ, 2007. – с. 219-231,
составитель .М.Н. Бородин___________________________________________________________
(наименование программы) (автор программы, издательство, год издания)
Королев Юрий Владимирович, учитель информатики первой к/к
(ФИО учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу)
р.п. Ордынское
Новосибирской области
Программа элективного курса «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»
Пояснительная записка
В новом образовательном стандарте на третьей ступени общего образования, т.е. в старшей школе (10 – 11 классы), предусмотрено изучение элективных курсов. Элективный курс "Исследование информационных моделей" рекомендован Министерством образования и Национальным фондом подготовки кадров.
Состав учебно-методического комплекса. Учебный и программно-методический комплекс (УПМК) по элективному курсу «Исследование информационных моделей» в старшей школе включает в себя:
Исследование информационных моделей. Учебное пособие для 10-11 классов. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004;
CD-ROM. Компьютерный практикум на CD-ROM. Угринович Н.Д. – М.: БИНОМ, 2004.
Учебное пособие содержит необходимый теоретический материал по построению и исследованию информационных моделей с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и электронных таблиц Microsoft Excel .
Компьютерный практикум на CD-ROM обеспечивает необходимую программную и методическую поддержку курса как при работе на локальном компьютере, так и в локальной сети. CD-ROM, имеющий удобный Web-интерфейс, содержит программное обеспечение, необходимое для реализации компьютерного практикума, а именно свободно распространяемые версии объектно-ориентированных систем программирования Visual Basic.
Метод проектов. Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Проектная деятельность позволяет развить исследовательские и творческие способности учащихся. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания.
Компьютерный практикум. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере (компьютерный практикум). В учебном пособии содержатся подробные указания по построению компьютерных моделей и их реализации в форме проектов на языках программирования и в электронных таблицах.
Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения. В учебном пособии содержатся указания по их выполнению, а на CD-ROM хранятся готовые проекты на языках объектно-ориентированного программирования Visual Basic и файлы электронных таблиц.
Индивидуализация обучения. Учебно-методический комплекс содержит большое количество заданий (122 задания) разного уровня сложности. Это позволяет учителю построить для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию.
Контроль знаний и умений. Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты итоговых проектов, перечень которых содержится в учебном пособии. В начале курса каждому учащемуся должно быть предложено самостоятельно в течение всего времени изучения данного курса разработать проект, реализующий компьютерную модель конкретного объекта, явления или процесса из различных предметных областей. В процессе защиты учащийся должен будет представить не только проект на языке объектно-ориентированного программирования или в электронных таблицах, но и полученные с его помощью результаты компьютерного эксперимента по исследованию модели.
Организация учебного процесса. Учебно-методический комплекс предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:
урочная форма, в которой учитель объясняет новый материал и консультирует учащихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;
внеурочная форма, в которой учащиеся после уроков (дома или в школьном компьютерном классе) выполняют на компьютере практические задания для самостоятельного выполнения.
Учебно-методический комплекс имеет поддержку в Интернете и может быть использован для самостоятельного обучения, т.к. содержит подробные (по шагам) инструкции по выполнению практических работ, а также готовые проекты ко всем заданиям на CD-ROM.
Класс: 11
Количество часов в неделю: 1 час в неделю, всего 34 учебных часа.
Образовательная область: «Информатика».
Профиль: информационно-технологический.
Цель курса: научить учащихся:
строить информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (физика, математика, химия, биология, география и экономика);
на их основе разрабатывать компьютерные модели с использованием систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic , а также электронных таблиц Microsoft Excel;
проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.
1. Построение и исследование моделей в системах объектно-ориентированного программирования и электронных таблицах - 34 часа
Моделирование как метод познания. Системный подход к окружающему миру. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Два способа построения компьютерных моделей:
с использованием систем объектно-ориентированного программирования Visual Basic;
с использованием электронных таблиц Microsoft Excel .
Построение и исследование физических моделей. Компьютерный эксперимент.
Исследование математических моделей. Построение графиков функций. Приближенное решение уравнений (графическое и с использованием числовых методов). Вероятностные модели (метод Монте-Карло).
Биологические модели развития популяций: модели неограниченного роста, ограниченного роста, ограниченного роста с отловом, модели жертва-хищник.
Оптимизационное моделирование в экономике. Построение и исследование целевой функции.
Модели экспертных систем. Модель лабораторной работы по химии «Распознавание химических веществ».
Геоинформационные модели в электронных таблицах.
Модели логических устройств. Логические схемы сумматора и триггера. Решение логических задач.
Информационные модели управления объектами. Модели разомкнутых и замкнутых систем.
Требования к знаниям и умениям учащихся
уметь создавать информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей (математики, физики, химии, биологии, экономики и др.);
уметь создавать компьютерные модели с использованием языков объектно-ориентированного программирования Visual Basic и электронных таблиц Microsoft Excel;
уметь проводить виртуальные эксперименты с использованием компьютерных моделей и анализировать полученные результаты.
Тематическое планирование курса
Примерное тематическое планирование рассчитано:
на преподавание 34 учебных часа в 11 классах из расчета 1 учебный час в урочной форме;
В планировании большая тема разбита на 10 подтем (группы уроков), в каждой из которых выделены часы на теорию и компьютерный практикум.
В разделе Компьютерный практикум предусмотрено выполнение 24 практических заданий:
12 задания ориентированы на урочную форму, подробные указания по их выполнению содержатся в учебном пособии и готовые проекты имеются на CD-ROM;
Теория | Компьютерный практикум и построение формальных моделей |
11 класс, 1 полугодие 16 часов |
Построение и исследование информационных моделей c использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц |
1. Моделирование как метод познания: Системный подход в моделировании. Модели материальные и модели информационные. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. | 1 | | 0 |
2. Исследование физических моделей: Построение информационной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту. Компьютерная модель движения тела на языке Visual Basic. Компьютерная модель движения тела в электронных таблицах. | 1 | 1. Формальная модель «Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту». 2. Формальная модель-задание «Попадание в площадку тела, брошенного под углом к горизонту». 3. Проект «Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту» на языке Visual Basic. 4. Проект-задание «Попадание в площадку тела, брошенного под углом к горизонту» на языке Visual Basic. 5. Компьютерная модель «Попадание в стенку тела, брошенного под углом к горизонту» в электронных таблицах. | 5 |
3. Приближенное решение уравнений: Приближенное решение уравнений на языке Visual Basic. Приближенное решение уравнений в электронных таблицах. | 1 | 6. Проект «Приближенное решение уравнения» на языке Visual Basic. 7. Проект-задание «Приближенное решение уравнения» на языке Visual Basic. 8. Компьютерная модель «Приближенное решение уравнений» в электронных таблицах. | 3 |
4. Вероятностные модели: Построение информационной модели с использованием метода Монте-Карло. Компьютерные модели, построенные с использованием метода Монте-Карло на языке Visual Basic. | 1 | 9. Формальная модель-задание «Бросание монеты». 10. Проект «Определение площади круга с использованием метода Монте-Карло» на языке Visual Basic. 11. Проект-задание «Бросание монеты» на языке Visual Basic. | 3 |
Контроль знаний и умений: Защита зачетной практической работы | 1 | | 0 |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 5 | | 11 |
Учебное пособие: Глава 2. Построение и исследование информационных моделей | CD-ROM: Указания по разработке проектов и готовые проекты. |
Установить с CD-ROM: систему объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005 Express Edition; Установить с дистрибутива Microsoft Office: электронные таблицы Microsoft Excel. |
11 класс, 2 полугодие 18 часов |
Построение и исследование информационных моделей c использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц |
5. Биологические модели развития популяций: Информационные модели развития популяций. Компьютерные модели развития популяций на языке Visual Basic. | 1 | 12. Формальная модель «Численность популяций». 13. Проект «Численность популяций» на языке Visual Basic. | 2 |
6. Оптимизационное моделирование в экономике: Информационные оптимизационные модели. Построение и исследование оптимизационной модели на языке Visual Basic. Построение и исследование оптимизационной модели в электронных таблицах. | 1 | 14. Формальная модель «Оптимизация раскроя». 15. Проект «Оптимизация раскроя» на языке Visual Basic. 16. Компьютерная модель «Оптимизация раскроя» в электронных таблицах. | 3 |
7. Экспертные системы распознавания химических веществ: Построение информационной модели экспертной системы. Модель экспертной системы на языке Visual Basic. | 1 | 17. Формальная модель и проект «Распознавание удобрений» на языке Visual Basic. 18. Проект-задание «Распознавание волокон» на языке Visual Basic. | 2 |
8. Геоинформационные модели в электронных таблицах Microsoft Excel. | 0 | 19. Геоинформационная модель «Население стран мира». | 1 |
9. Модели логических устройств: Логические схемы сумматора и триггера. Модели логических устройств компьютера на языке Visual Basic. Модели логических устройств компьютера в электронных таблицах. | 1 | 20. Логическая схема полусумматора и триггера. 21. Проект «Модель полусумматора» на языке Visual Basic. 22. Проект-задание «Сумматор» на языке Visual Basic. | 2 |
10. Информационные модели управления объектами: Информационные модели систем управления. Модели систем управления на языке Visual Basic. | 1 | 23. Проект «Модель разомкнутой системы управления» на языке Visual Basic. 24. Проект «Модель замкнутой системы управления» на языке Visual Basic. | 2 |
Контроль знаний и умений: Защита зачетной практической работы | 1 | | |
ВСЕГО ЧАСОВ: | 6 | | 12 |
Учебное пособие: Глава 2. Построение и исследование информационных моделей | CD-ROM: Указания по разработке проектов и готовые проекты. |
Установить с CD-ROM: систему объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005 Express Edition; Установить с дистрибутива Microsoft Office: электронные таблицы Microsoft Excel. |