Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование регулятивных УУД"»
Формирование регулятивных УУД
Болдырева Наталья Николаевна
Павловская СОШ №3
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности.
?
УУД (общеучебные умения) – самое главное, что остаётся после школы.
- Регулятивные - умения организовывать свою (в том числе учебную) деятельность.
Регулятивные УУД
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Контроль(волевая саморегуляция)
- Коррекция
- Оценка
Как проверить, принимает ли ребенок учебную задачу?
- Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и освоения в учебной деятельности всеобщего способа (принципа, закономерности) решения относительно широкого круга проблем и конкретно-практических задач. (В.В.Давыдов)
- Умение принимать учебную задачу – значит, умение ребенка выделить в задании главный вопрос-проблему и опираться при его решении не на наличную ситуацию, а на те логико-смысловые отношения, которые отражены в условии задачи.
Приёмы формирования действий целеполагания и планирования
- Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися
- В дальнейшем обучающиеся
определяют тему урока,
рассматривая содержание
страницы учебника и читая
название темы урока.
Цель урока, которую ставит перед собой учитель, и цель урока, сообщаемая детям, созвучны, но не одинаковы
Чтобы цель урока стала принадлежностью каждого, важно ответить на вопросы: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные сведения?» «Ребята, зачем нужно знать новый звук и новую букву?»
Приёмы организации принятия цели
- опора на личный жизненный опыт обучающихся;
- использование занимательного игрового материала;
- создание проблемной ситуации в процессе целеполагания;
- выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели;
- моделирование цели урока, введение понятия « учебная задача»;
- постановка цели в том числе и на длительный период времени с помощью карты знаний, маршрута движения.
Чтобы научить выделять учебную задачу , учителю необходимо на своих уроках ставить вопросы ученику, касающиеся отдельных заданий, упражнений:
- Зачем нужно такое упражнение?
- Что ты осваиваешь, когда его делаешь?
- Какие слова взяты в скобки и почему?
- Почему пропущены некоторые слова и заменены многоточием?
- Приведи свои примеры.
Учебные задачи и конкретное задание – не одно и то же.
Типовые задачи в развитии регулятивных УУД
- умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца;
- планировать свое действие в соответствии с особенностями образца;
- осуществлять контроль по результату и по процессу;
- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
Планирование
- картинный план сказки,
- словесный план произведения,
- план (алгоритм, инструкция) известных детям действий (заправить кровать, полить цветы, рассказать сказку).
- Постепенно обучающиеся научатся составлять план своих действий по решению учебной задачи.
Приемы для формирования УУД планирования
- обсуждение готового плана решения учебной задачи;
- работа с деформированным планом решения учебной задачи;
- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
- составление своего плана решения учебной задачи.
Для развития самоконтроля и самооценки учитель регулярно должен задавать вопросы:
- - За что себя можешь похвалить?
- - Над чем еще надо поработать?
- - Какие задания тебе понравились?
- - Какие задания оказались трудными?
- - Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Чтобы научить самооценке на начальном этапе, после ответа ученика спрашиваю его:
- Что нужно было сделать в этом задании?
- Какая была цель, что нужно было получить?
- Удалось ли получить результат?
- Найдено решение, ответ?
- Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в чем?)?
- Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью? (кто помогал? в чем?)?
- Как ты оцениваешь свою работу?
Спасибо за внимание!