Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.
Доказано, что необъективная оценка может отрицательно повлиять на весь образовательный процесс. Получив хорошую оценку слишком легко, ученик теряет побудительный мотив к учению. Незаслуженно плохая оценка может привести к такому же эффекту: ученик вообще перестает учиться. Объективные оценки не вызывают стресс.
- Критериальный подход к оцениванию должен решать проблему объективного оценивания учащихся, обеспечивать учителя и учеников механизмами, одинаково эффективно работающими как при оценивании, так и при самооценивании. Такое оценивание исключает неудовлетворительные оценки.
-
Разработка общих критериев оценивания
учебных достижений учащихся по предмету:
русский язык. Тема: «Лексика»
Для оценивания достижений учащихся
по русскому языку в начальной школе применяем 3 критерия.
А
Критерии
В
Знание и восприоизведение
Максимальный уровень достижений учащихся
6
С
Понимание и применение
Итого
6
Интеграция знаний, практическая грамотность
8
20
- Шкала перевода баллов в отметку:
- 17-20 баллов- отметка «5» (100%-89%)
- 14-16 баллов – отметка «4» (75%-88%)
- 12-13 баллов- отметка «3» (61%-74%)
- 12 и менее баллов- отметка «2» (60% и менее)
Критерий А
Уровни достижений
Дескрипторы
0
Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже
1
Учащийся знает 1 правило
2
Учащийся знает 2-3 правила
3
4
Учащийся знает 3-4 правила по данной теме, определяет слово по его лексическому значению
Учащийся знает все правила по данной теме, определяет слово по его лексическому значению
5
Учащийся знает все правила по данной теме, определяет слово по его лексическому значению, объясняет значение слова.
6
Учащийся знает все правила по данной теме, определяет слово по его лексическому значению, объясняет значение слова, при объяснении использует однокоренные слова и составляет с ними словосочетания или предложения.
Критерий В
Уровни достижений
Дескрипторы
0
1
Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже
Учащийся умеет правильно подбирать слова по его лексическому значению.
2
Учащийся умеет подбирать слова по его лексическому значению и правильно употреблять в речи.
3
4
Учащийся умеет подбирать слова по его лексическому значению и правильно употреблять в речи, различать многозначные и однозначные слова.
Учащийся умеет подбирать слова по его лексическому значению и правильно употреблять в речи, различать многозначные и однозначные слова, находить и использовать синонимы.
5
Учащийся умеет подбирать слова по его лексическому значению и правильно употреблять в речи, различать многозначные и однозначные слова, находить и использовать синонимы и антонимы.
6
Учащийся умеет подбирать слова по его лексическому значению и правильно употреблять в речи, различать многозначные и однозначные слова, находить и использовать синонимы и антонимы, может пользоваться словарем.
Критерий С
Уровни достижений
Дескрипторы
0
Не достиг ни одного из уровней предложенных ниже
1-2
Учащийся находит заданную информацию, используя 1 источник.
3-4
Учащийся находит заданную информацию, используя разные источники.
5-6
Учащийся находит заданную информацию, используя разные источники, составляет словарь на заданную тему.
7-8
Учащийся находит заданную информацию, используя разные источники, составляет словарь на заданную тему. Творческая часть отражает высокий уровень фантазии и эмоциональной окраски.
С целью выявления пробелов, с помощью которых учитель может скорректировать свою работу.
Он позволяет увидеть общую картину по классу, а также отслеживать индивидуальный прогресс
и планировать коррекцию и устранение пробелов знаний учащихся
Проверочный лист
№
Ф.И.О. учащегося
Баллы по критериям
1.
А
2.
Учащийся 1
В
3.
Учащийся 2
С
Учащийся 3
Сумма баллов
Отметка
- Критериальное оценивание позволяет:
- Учителям:
- Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
- Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
- Улучшить качество преподавания;
- Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
- Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
- Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
- Учащимся:
- Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
- Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
- Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
- Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
- Родителям:
- Получать доказательства уровня обученности ребенка;
- Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
- Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
-